Почему сознание в Древней Греции имеет диалогический характер?
Диалогический характер сознания имел основанием политические дискуссии. Именно интериоризация этих дискуссий стала механизмом формирования сознания как внутреннего диалога. Однако, древний грек еще не понимал, что диалог ведет с самим собой, сам себе отдает приказы и их выполняет.
Анализируя работы американскго психолога Дж. Джейнеса В.А. Шкуратов ппсиал, что письменность сыграла огромную социальную и психологическую роль в контроле за поведением индивида в обществе. Он полагает, что у древних греков был бикамерный ум. Бикамерный ум состоял из двух частей. Одна представлена голосами-командами, другая – слушает и повинуется. Это было похоже на звуковую галлюцинацию. Голоса приписывались богам.
Но почему человеческая психика так долго основывалась на галлюцинациях? Потому что галлюцинаторно-звуковой комплекс выполнял ту интегрирующую роль, которую сейчас выполняет сознание, а сознание может появиться только в богатой символической среде с устоявшимся метафорическим языком. ...Сознание есть работа лексической метафоры]. Бикамерный ум есть форма социального контроля и эта форма социального контроля позволила человечеству продвинуться от маленьких групп охотников-собирателей к большим аграрным сообществам. Бикамерный ум с его контролирующими богами развивался как финальная стадия эволюции языка. И в этом развитии лежит происхождение цивилизации
Древний грек пока не имел реальности личности и воли, и реальность сознания пока для него была виртуальной. Тем не менее, в определенном смысле реальность личности уже была, но в форме идеализированных людей – древнегреческих богов и героев и большое количество богов древней Греции показывает, что у людей уже формировались психические качества и свойства, но пока не было единого «Я» в современном понимании этого слова.
Виртуальный подход позволяет реконсутрировать «снаружи» особенности психического склада современников древних греков – древних египтян.
В отличие от Древней Греции, общество Древнего Египта было построено по типу восточной деспотии. Для него характерна жесткая иерархия. О демократии как способе организации общества по отношению к Древнему Египту говорить не приходится. Джейнес пишет о том, что государство совпадает с дворцовым и храмовым хозяйством. Его правитель – живой Бог (фараон в Древнем Египте) или наместник богов (цари-жрецы Двуречья). Власть запечатлевает свой повелительный голос на папирусе, глине, камне и разносит его как можно дальше и внушительнее. Такой порядок правления Джейнес называет бикамерной письменной теократией.
Особенность Богов Древнего Египта – они не похожи на идеализированныз людей, как боги древних греков, большинство из них с головами животных и птиц. Создается впечатление, что реальность телесности у древних египтян отделилась от мифомагического пласта психики, но пластика ее совсем другая. Об этом свидетельствуют всемирно известные образцы искусства древних египтян. Их телесность, как правило, скована.
Реальность сознания древних египтян не имела такой основы, как политические дискуссии в полисах Древней Греции. Она оставалась ближе к мифомагическому пласту психики, сохраняла больше суггестивного, чем логического убеждения.
Возникает вопрос о том, что было сходного и что различного в реальностях древних египтян и древних греков? Ответить на этот вопрос помогает сравнение педагогических идеалов древнего грека и древнего египтянина.
А.Н.Джуринский в своей работе «История педагогики древнего и средневекового мира» приводит следующие положения: «На протяжении тысячелетий в долине Нила сложился определенный психологический тип личности. Идеалом древнего египтянина считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек. В логике такого идеала шло обучение и воспитание…Ученику надлежало, прежде всего, научиться слушать и слушаться. В ходу был афоризм «Послушание – это наилучшее в человеке».
Совсем иным был идеал древнего грека. В эпоху городов – государств, – полисов(У1-1У в. До н. э.) воспитание заняло особое место. Образованность почиталась как необходимое и неотъемлемое свойство достойного гражданина полиса. Если хотели сказать дурно о человеке, то говорили «Он не умеет ни читать, ни плавать». Идеал афинского воспитания сводился к многозначному понятию – совокупность добродетелей. Речь шла о всестороннем развитии человека, связанного, прежде всего, с развитием интеллекта и культуры тела. Пафос практики организованного воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования. Дети и подростки соревновались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и развивая свои лучшие качества.
Несмотря на то, что процесс антропосоциогенеза был сходным в Древнем Египте и Древней Греции, реконструкция психологических типов «изнутри» показывает значительные различия в них.