Регуляция социального поведения личности
Социальное поведение личности – сложное социальное и социально-психологическое явление. По отношению к социальному поведению понятие «детерминация» заменяется, как правило, понятием «регуляция», что означает упорядочивание в соответствии с социальными нормами. Общественные формы регуляции социального поведения личности: общественные отношения, общественное мнение, общественное сознание, культура, традиции. Социально-психологические формы регуляции социального поведения личности: большие, малые социальные группы. Психические процессы (внутренние) регулирования поведения личности: чувственные и рациональные формы отражения действительности. Психические состояния внутренних регуляторов поведения личности. Личностные свойства внутренней регуляции поведения. Волевая регуляция выступает завершающим этапом регуляции социального поведения. Механизмы саморегуляции социального поведения (самовоспитание, самообразование, самосовершенствование, самоопределение личности, ее социализация). В результате регулирования поведения людей возникает целостность общества.
Социализация – это процесс адаптация в обществе, усвоения ценностей, норм, определенной роли в социальной жизни. Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы. Первая фаза, заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего человек адаптируется в обществе. Вторая фаза заключается в стремлении личности к собственной актуализации и определенном воздействии на других членов общества. Третья фаза заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности. Только последовательное протекание всего процесса может привести к благополучному завершению всего процесса. Итак, социализация – это адаптация, приспособление личности в обществе, один из основных механизмов, обеспечивающих сохранение, воспроизводство и развитие общества.
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов
Формы организации самостоятельной работы студентов: подготовка к практическим занятиям, вопросов самостоятельного изучения (доклады), работа над материалом, прочитанным на лекциях; подготовка к зачету.
Доклад - вид самостоятельной работы студентов, где автор раскрывает суть изучаемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Этапы работы над докладом:
1) подбор и изучение основных источников по теме.
2) составление библиографии.
3) обработка и систематизация материала.
4) разработка плана доклада.
5) написание.
6) публичное выступление с результатами исследования.
Отличительной чертой доклада является научный, академический стиль.Данный стиль определяет следующие нормы:
1) основой предложений выступают термины, понятия;
2) употребляются вводные конструкции: «по всей видимости», «на наш взгляд»;
3) в тексте могут встречаться устойчивые выражения и общие слова.
Общая структура доклада. Формулировка темы исследования. Актуальность темы исследования (какие ученые работали в этой области, каким вопросам в данной теме уделялось недостаточное внимание, почему вы выбрали именно эту тему).
Цель работы ( соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее). Задачи исследования (конкретизируют цель работы, вопросы доклада).
Методика проведения исследования (подробное описание всех методов, связанных с получением результатов).
Результаты исследования. Краткое изложение информации, которую получили в процессе изучения темы. При изложении результатов желательно продемонстрировать их в презентации, на используемых в процессе доклада графиках и диаграммах.
Выводы исследования. Умозаключения, сформулированные в обобщенной, конспективной форме. Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции. Выводы желательно пронумеровать: обычно их не более 3.
Вопросы к зачету
1. Объект, предмет, методы социальной психологии.
2. История становления социальной психологии как науки.
3. Понятия «отношение», «субъект», «объект», «общественные отношения», «межличностные отношения».
4. Содержание и формы общественных отношений.
5. Понятие «коммуникация», виды, схема, средства, проблемы коммуникации.
6. Понятие «общение», предмет, формы, схема, средства, функции общения.
7. Вербальные и невербальные средства общения.
8. Понятие, формы социальной перцепции.
9. Тенденциозность, сензитивность, атрибуция, рефлексия, эмпатия, аттракция, селективность как формы социального восприятия.
10. Синтоническая модель общения.
11. Специфика аудиальной, визуальной, сенсорной моделей восприятия.
12. Понятие «группа», признаки, виды группы.
13. Социальные роли в группе.
14. Этапы становления коллектива, критерий коллектива.
15. Понятие «управление», формы управления: руководитель, менеджер, лидер.
16. Большая группа: виды, механизмы регулирования поведения.
17. Понятие «полпа», основные признаки, структура, психология поведения.
18. Понятие «публика», признаки, психология поведения.
19. Концепции личности в психологии.
20. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
21. Понятие «психика», структура психики личности: процессы, состояния, свойства.
22. Психологические процессы как внутренние регуляторы социального поведения.
23. Психологические состояния как внутренние регуляторы поведения.
24. Психологические свойства личности как внутренние регуляторы социального поведения.
25. Волевые регуляторы социального поведения личности.
26. Стресс и механизмы защиты.
27. Понятие «массовое движение», общие черты,механизмы регулирования поведения масс, механизмы присоединения.
28. Заражение, внушение (суггестия), подражание как механизмы регулирования поведения масс.
29. Социальное поведение: признаки, структура, виды, регуляторы социального поведения.
30. Понятие «девиантное поведение», виды такого поведения.
31. Транзакция как вид поведения личности в группе и дома.
32. Понятие «конфликт», социально-психологические методы разрешения конфликтов.
33. Понятие «метод», основные методы социальной психологии.
34. Социометрия как метод социальной психологии.
* Данная работа выполнена с использованием Справочно - Правовой Системы Консультант Плюс».