Тема 5. ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Дневное отделение - 2 ч.; очно-заочное отделение - 1 ч.
Занятие 1-е. Учебные вопросы.
1. Психолого-педагогическое обследование детей с выраженными нарушениями интеллектуального развития.
2. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста. Критерии дифференциальной диагностики умственной отсталости. Разграничение умственной отсталости и временного отставания в познавательном развитии у детей.
3. Разбор практических заданий по психолого-педагогическому обследованию детей с нарушением интеллектуального развития.
Методические рекомендации к проведению занятия
При рассмотрении первого вопроса студенты знакомятся с содержанием программы педагогического изучения детей с нарушениями интеллектуального развития (с.30, №3,4) и особенностями проведения их психолого-педагогического обследования. Преподаватель обращает внимание на специфику используемых методов и содержания обследования; особое внимание уделяется педагогическому анализу данных обследования детей с отставанием в интеллектуальном развитии (особенности поведения, уровень притязаний и самооценки, характер общения со взрослыми и сверстниками, понимание речи окружающих, уровень анализа воспринимаемой информации, особенности выполнения учебных заданий и др.).
Основное внимание при рассмотрении второго вопроса темы должно быть уделено дифференциальной диагностике умственной отсталости и случаев задержки или отставания в психическом развитии у детей дошкольного и младшего школьного возраста. В связи с этим на занятии проводится обсуждение двух-трех подготовленных студентами докладов по теме: «Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллекта дошкольного (младшего школьного) возраста» или выступлений на основе конспектирования литературных источников (с.30, Ж№ 2,5,6 и др.). Студенты знакомятся с основными критериями диагностики умственной отсталости (морфологическими, анатомо-физиологическими, психологическими), дифференциальной диагностики умственной отсталости и задержки психического развития (Методическая часть, с. 148-152), способами разграничения умственной отсталости и социально-педагогической запущенности. (С. 30, № 8.) Подчеркивается важность своевременного выявления отставания в психическом и умственном развитии у детей младших возрастных групп детского сада и детей, поступающих в школу, и направления их на ПМПК для углубленного психолого-педагогического обследования и решения вопроса о переводе ребенка в коррекционное образовательное учреждение. Завершается занятие разбором выполненных студентами практических заданий по обследованию детей с отставанием в интеллектуальном развитии.
Примечание. В работе со студентами дневного отделения преподаватель анализирует психолого-педагогические характеристики детей, составленные дефектологами и педагогами, работающими в специальных образовательных учреждениях. Самостоятельные практические задания студенты дневного отделения выполняют на последующих занятиях, проводимых в коррекци-онных учреждениях.
Занятие 2-е. Учебные вопросы.
1. Структура и организация работы специальных (коррекцион-ных) учреждений для детей с нарушениями интеллекта (детский сад компенсирующего вида, специальная школа-интернат, специальный детский дом, ясли-сад для детей с органическими поражениями ЦНС и др.).
2. Специфика работы педагогов и воспитателей специальных образовательных учреждений для умственно отсталых детей.
Методические рекомендации к проведению занятия
При рассмотрении первого вопроса студенты знакомятся со структурой и организацией работы специальной школы или ДОУ для детей с нарушениями интеллектуального развития (коррекционные учреждения 8-го вида). [Подразделения в структуре учреждений, штатные единицы, обслуживаемый контингент детей, виды оказываемой детям коррекционно-педагогической, психологической и медицинской помощи и др.]. Специальное внимание обращается на существующие правила приема детей с нарушениями интеллектуального развития в эти учреждения, задачи и функции ПМПК при комплектовании специальных образовательных учреждений данного профиля, (См. Приложение 2, с.с. 284-287.)
Студенты знакомятся с основными направлениями коррек-ционно-воспитательной работы в специальных образовательных учреждениях данного профиля, приемами индивидуального подхода к детям на учебных занятиях и при проведении режимных моментов, особенностями организации предметно-практической и игровой деятельности детей и др.
Предусматриваются выступления самих студентов по изучаемой теме с использованием специальной методической литературы (с.30, №№ 2,3,5,7 и др.). В частности, рекомендуется рассмотреть следующие вопросы: «Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей дошкольного (младшего школьного) возраста», «Особенности формирования познавательной деятельности и усвоения социально значимых умений и навыков у детей с нарушениями интеллекта», «Содержание и особенности учебно-воспитательного процесса в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида» и др.
При изучении второго вопроса используются: беседы с педагогическими работниками (педагог-дефектолог, педагог-методист, воспитатели) и психологами ДОУ и специальной школы для детей с нарушениями интеллектуального развития. Рекомендуется также обсуждение содержания конспектов соответствующих литературных источников (№№ 2,5,7 и др.).
ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ
1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро-и патопсихологии. - М., 1994. с.81-101.
2. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. - М., 1985.
3. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. - М.,1988. Гл. 1,11(1,2,5-7).
4 Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственною развития детей. - М., 1995.
5 Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – М.,2001.
6 Мастюкова Е.М., Певзнер М.С., Пермякова В.А. Дети с нарушениями умственного развития. - Иркутск, 1992.
7 Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. (Олигофренопедагогика.) / Под ред. Б.П.Пузанова. - М., 2001.
8 Овчарова Р.В. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте. - М., 1995.
9. Стадненко Н.М. и др. Диагностика отклонений в умственном развитии учащихся. - Киев, 1991.