Тема 5. ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Дневное отделение - 2 ч.; очно-заочное отделение - 1 ч.

Занятие 1-е. Учебные вопросы.

1. Психолого-педагогическое обследование детей с выраженны­ми нарушениями интеллектуального развития.

2. Психолого-педагогическая характеристика умственно отста­лых детей дошкольного и школьного возраста. Критерии диффе­ренциальной диагностики умственной отсталости. Разграничение умственной отсталости и временного отставания в познаватель­ном развитии у детей.

3. Разбор практических заданий по психолого-педаго­гическому обследованию детей с нарушением интеллектуаль­ного развития.

Методические рекомендации к проведению занятия

При рассмотрении первого вопроса студенты знакомятся с содержанием программы педагогического изучения детей с на­рушениями интеллектуального развития (с.30, №3,4) и особенно­стями проведения их психолого-педагогического обследования. Преподаватель обращает внимание на специфику используемых методов и содержания обследования; особое внимание уделяется педагогическому анализу данных обследования детей с отстава­нием в интеллектуальном развитии (особенности поведения, уро­вень притязаний и самооценки, характер общения со взрослыми и сверстниками, понимание речи окружающих, уровень анализа воспринимаемой информации, особенности выполнения учебных заданий и др.).

Основное внимание при рассмотрении второго вопроса темы должно быть уделено дифференциальной диагностике умствен­ной отсталости и случаев задержки или отставания в психиче­ском развитии у детей дошкольного и младшего школьного воз­раста. В связи с этим на занятии проводится обсуждение двух-трех подготовленных студентами докладов по теме: «Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллекта дошкольного (младшего школьного) возраста» или выступлений на основе конспектирования литературных источников (с.30, Ж№ 2,5,6 и др.). Студенты знакомятся с основными критериями диагностики умственной отсталости (морфологическими, анатомо-физиологическими, психологическими), дифференциальной диагностики умственной отсталости и задержки психического развития (Методическая часть, с. 148-152), способами разграни­чения умственной отсталости и социально-педагогической запу­щенности. (С. 30, № 8.) Подчеркивается важность своевременно­го выявления отставания в психическом и умственном развитии у детей младших возрастных групп детского сада и детей, посту­пающих в школу, и направления их на ПМПК для углубленного психолого-педагогического обследования и решения вопроса о переводе ребенка в коррекционное образовательное учреждение. Завершается занятие разбором выполненных студентами практи­ческих заданий по обследованию детей с отставанием в интел­лектуальном развитии.

Примечание. В работе со студентами дневного отделения преподаватель анализирует психолого-педагогические характе­ристики детей, составленные дефектологами и педагогами, рабо­тающими в специальных образовательных учреждениях. Само­стоятельные практические задания студенты дневного отделения выполняют на последующих занятиях, проводимых в коррекци-онных учреждениях.

Занятие 2-е. Учебные вопросы.

1. Структура и организация работы специальных (коррекцион-ных) учреждений для детей с нарушениями интеллекта (детский сад компенсирующего вида, специальная школа-интернат, специ­альный детский дом, ясли-сад для детей с органическими пора­жениями ЦНС и др.).

2. Специфика работы педагогов и воспитателей специальных образовательных учреждений для умственно отсталых детей.

Методические рекомендации к проведению занятия

При рассмотрении первого вопроса студенты знакомятся со структурой и организацией работы специальной школы или ДОУ для детей с нарушениями интеллектуального развития (коррекционные учреждения 8-го вида). [Подразделения в структуре учреждений, штатные единицы, обслуживаемый контингент де­тей, виды оказываемой детям коррекционно-педагогической, психологической и медицинской помощи и др.]. Специальное внимание обращается на существующие правила приема детей с нарушениями интеллектуального развития в эти учреждения, задачи и функции ПМПК при комплектовании специальных об­разовательных учреждений данного профиля, (См. Приложение 2, с.с. 284-287.)

Студенты знакомятся с основными направлениями коррек-ционно-воспитательной работы в специальных образовательных учреждениях данного профиля, приемами индивидуального под­хода к детям на учебных занятиях и при проведении режимных моментов, особенностями организации предметно-практической и игровой деятельности детей и др.

Предусматриваются выступления самих студентов по изу­чаемой теме с использованием специальной методической лите­ратуры (с.30, №№ 2,3,5,7 и др.). В частности, рекомендуется рассмотреть следующие вопросы: «Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей дошкольного (млад­шего школьного) возраста», «Особенности формирования позна­вательной деятельности и усвоения социально значимых умений и навыков у детей с нарушениями интеллекта», «Содержание и особенности учебно-воспитательного процесса в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида» и др.

При изучении второго вопроса используются: беседы с педа­гогическими работниками (педагог-дефектолог, педагог-мето­дист, воспитатели) и психологами ДОУ и специальной школы для детей с нарушениями интеллектуального развития. Рекомен­дуется также обсуждение содержания конспектов соответствую­щих литературных источников (№№ 2,5,7 и др.).

ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро-и патоп­сихологии. - М., 1994. с.81-101.

2. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умствен­но отсталых дошкольников. - М., 1985.

3. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. - М.,1988. Гл. 1,11(1,2,5-7).

4 Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственною развития детей. - М., 1995.

5 Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – М.,2001.

6 Мастюкова Е.М., Певзнер М.С., Пермякова В.А. Дети с нарушения­ми умственного развития. - Иркутск, 1992.

7 Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. (Оли­гофренопедагогика.) / Под ред. Б.П.Пузанова. - М., 2001.

8 Овчарова Р.В. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте. - М., 1995.

9. Стадненко Н.М. и др. Диагностика отклонений в умственном разви­тии учащихся. - Киев, 1991.

Наши рекомендации