Методы психологического воздействия

Прием воздействия — совокупность средств и алгоритм по их использованию. Методы воздействия — совокупность при­емов, реализующих воздействие 1) на потребности, интересы, склонности — т. е. источники мотивации активности, поведе­ния человека; 2) на установки, групповые нормы, самооценки людей — т. е. на те факторы, которые регулируют активность; 3) на состояния, в которых человек находится (тревога, воз­бужденность или депрессивность и т. п.) и которые изменяют его поведение.

1. Методы воздействия на источники активности направ­лены на формирование новых потребностей или изме­нение побудительной силы имеющихся мотивов пове­дения. Чтобы сформировать новые потребности у чело­века, применяются следующие приемы и средства: во­влекают его в новую деятельность, используя желания человека воздействовать с каким-то определенным ли­цом. При этом, вовлекая человека в новую для него, пока еще безразличную деятельность, полезно обеспечить минимизацию усилий человека по ее выполнению — если же новая деятельность для человека слишком обремени­тельна, то он теряет желание и интерес к этой деятельно­сти.

Для того чтобы изменить поведение человека, нужно из­менить его желания, мотивы (хочет уже того, чего раньше не хотел, либо перестал хотеть, стремиться к тому, что раньше привлекало), т. е. произвести изменения в системе иерархии мотивов. Один из приемов, который позволяет это сделать, — регрессия, т. е. объединение мотивационной сферы, актуализация мотивов более низкой сферы (безопасность, выживание, пищевой мотив и пр.) осуществляется в случае неудовлетворе­ния основных витальных потребностей человека (этот прием осуществляется и в политике, чтобы «сбить» активность мно­гих слоев общества, создав им достаточно трудные условия для пропитания и выживания).

2) Чтобы изменилось поведение человека, требуется изме­нить его взгляды, мнения, установки: создать новые установки или изменить актуальность существующих установок, или их разрушить. Если установки разрушены, деятельность распадается. Условия, которые этому способствуют: фактор неопределенности — чем выше уровень субъективной неопределенности, тем выше тре­вожность, и тогда пропадает целенаправленность деятель-•ности. Метод создания неопределенных ситуаций позво­ляет ввести человека в состояние «разрушенных устано­вок», «потери себя», и если потом показать человеку путь выхода из этой неопределенности, он будет готов вос­принять эту установку и реагировать требуемым образом, особенно если будут произведены внушающие маневры: апелляция к мнению большинства, обнародование резуль­татов общественного мнения в сочетании с вовлечением в организуемую деятельность. Таким образом, метод создания неопределенности позволяет произвести изме­нение целевых, смысловых установок и последующее коренное изменение его поведения и целей. Метод ори­ентирующих ситуаций, когда практически каждый чело­век какое-то время побывал в одной и той же роли, в одной и той же ситуации, испытал одинаковые требова­ния к себе и к своей деятельности, как и все остальные люди из его окружения или группы, — позволяет всем выработать одинаковое требуемое отношение к этой си­туации, изменить свое поведение в данной ситуации в требуемом направлении.

Требуемая социальная установка формируется у челове­ка: 1) если он периодически включается в соответствующую деятельность; 2) многократно получает соответствующую ин­формацию; 3) если его включают в престижную, значимую для него группу, в которой эта позиция, эта установка поддержива­ется (например, лидеров рабочего движения включают в актив фирмы, на престижный пост, после чего они довольно быстро усваивают требуемые администрацией установки и позиции — этот прием известен с древности и назывался «кооптация»).

Для того чтобы сформировать установку на требуемое от­ношение или оценку того или иного события, используется метод ассоциативного или эмоционального переноса: вклю­чить этот объект в один контекст с тем, что уже имеет оценку, или вызвать моральную оценку, либо определенную эмоцию по поводу этого контекста.

Для того чтобы усилить, актуализировать требуемую ус­тановку, способную вызвать эмоциональный или моральный протест человека, часто используется прием «совмещения сте­реотипных фраз с тем, что хотят внедрить», поскольку сте­реотипные фразы снижают внимание, эмоциональное отноше­ние человека на какой-то момент, достаточный для срабатыва­ния требуемой установки (этот прием используется в военных инструкциях, где пишут: «Запустить ракету в объект Б» (а не в город Б), поскольку стереотипное слово «объект» снижает эмо­циональное отношение человека и усиливает его готовность выполнять требуемый приказ, требуемую установку). Для из­менения эмоционального отношения и состояния человека к текущим событиям эффективен прием «воспоминания горько­го прошлого» — если человек станет припоминать прошлые неприятности, «как было плохо до того, как...», воспринимая прошлую жизнь в черном свете, непроизвольно снижается дис­гармоничность, недовольство сегодняшним днем и рождаются «розовые иллюзии о будущем. В нашей стране этот прием применялся неоднократно.

Для разрядки отрицательного эмоционального состояния с требуемым эффектом издавна используется прием канализа­ции настроения. Его специфика состоит в следующем: на фоне повышенной тревожности и фрустрации потребностей, когда нарастает возмущение и недовольство людей действиями пра­вителей, провоцируется излияние гнева толпы на людей, кото­рые лишь косвенно или вовсе не причастны к возникновению трудностей, но выступают «козлами отпущения» или громоот­водом, позволяющим отвести гнев толпы от правителей в нуж­ное тем направление. Отыскивая «виноватых стрелочников», до сих пор решают аналогичные задачи воздействия на людей.

Если все три фактора — мотивация (желания людей), ус­тановки (мнения) и эмоциональные состояния людей — будут учтены, тогда воздействие окажется наиболее действенным как "на уровне отдельного человека, так и группы лиц. В каждой существуют свои групповые нормы, которые регулируют пове­дение ее членов и самой группы в целом. Чтобы изменить ее поведение, нужно воздействовать на ее нормы и изменить их. Это может осуществить лидер, либо этого можно достичь че­рез включение группы в иную деятельность.

ВОПРОС 130

Группы и коллективы

Общение, взаимодействие людей происходит в разнообраз­ных группах. Под группой понимается совокупность элемен­тов, имеющих нечто общее.

Выделяют несколько разновидностей групп: 1) условные и реальные; 2) постоянные и временные; 3) большие и малые. Условные группы людей объединяются по определенному при­знаку (пол, возраст, профессия и т. п.). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличност­ных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже ни­когда не встречаться друг с другом.

Реальные группы людей, реально существующие как общ­ности в определенном пространстве и времени, характеризу­ются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Реальные человеческие группы различа­ются по величине, внешней и внутренней организации, назна­чению и общественному значению. Контактная группа объеди­няет людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни и деятельности. Малая группа — это достаточ­но устойчивое объединение людей, связанных взаимными кон­тактами.

Малая группа — немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятель­ностью, находятся в непосредственном общении, способству­ют возникновению эмоциональных отношений, выработке груп­повых норм и развитию групповых процессов.

При большем количестве людей группа, как правило, разбивается на подгруппы. Отличительные признаки малой груп­пы: пространственное и временное соприсутствие людей. Это соприсутствие людей дает возможность контактов, которые включают интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия. Перцептивные аспекты позволяют человеку воспринимать индивидуальность всех других людей в группе и только в этом случае можно говорить о малой группе.

Группа имеет следующие психологические характеристи­ки: групповые интересы, групповые потребности, групповые1 мнения, групповые ценности, групповые нормы, групповые цели.

По психологическим характеристикам различают: 1) груп­пы членства; 2) референтные группы (эталонные), нормы и правила которых служат для личности образцом.

Референтные группы могут быть реальные или воображае­мые, позитивные или негативные, могут совпадать или не со­впадать с членством, но они выполняют функции: 1) социаль­ного сравнения, поскольку референтная группа — источник положительных и негативных образцов; 2) нормативную фун­кцию, т. к. референтная группа — источник норм, правил, к которым человек стремится приобщиться.

Социально-психологическая характеристика групп по уров­ню их развития:

Неорганизованные (номинальные группы, конгломераты) или случайно организованные группы (зрители в кино, случай­ные члены экскурсионных групп и т. п.) характеризуются доб­ровольным временным объединением людей на основе сход­ства интересов или общности пространства).

Ассоциация — группа, в которой взаимоотношения опос­редуются только личностно значимыми целями (группа дру­зей, приятелей).

Кооперация — группа, отличающаяся реально действую­щей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемо­го результата в выполнении конкретной задачи в определен­ном виде деятельности.

Корпорация — это группа, объединенная только внутрен­ними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осу­ществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Иногда корпоративный дух может иметь место в трудовых или учебных группах, когда группа приобре­тает черты группового эгоизма.

Коллектив — устойчивая во времени организационная груп­па взаимодействующих людей со специфическим органами управления, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности и сложной динамикой формальных (де­ловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы. Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, кото­рые определяют многие его особенности (виды и характер дея­тельности, число членов, организационную структуру и т. д.); во-вторых, учебный коллектив — это относительно самостоя­тельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям.

ВОПРОС 131

Наши рекомендации