Трансперсональная психология. Взгляды К. Юнга

Хотя до конца 60-х гг. трансперсональная психология не оформилась как отдельная дисциплина, трансперсональные тенденции в психологии существовали уже несколько десяти­летий: Самыми видными представителями этого направления были К. Юнг, Р. Ассаджиоли, А. Маслоу. Мощным рычагом для нового движения послужили клинические исследования с применением психоделических препаратов (ЛСД), методов голотропного погружения и ребефинга (С. Грофф). Трансперсо­нальная психология доказала наличие бессознательного инфор­мационно-энергетического взаимодействия психики человека со Вселенной, космосом, природой, всем человечеством, об­щемировым информационным полем.

Почти во всех трансперсональных мировоззрениях выде­ляют следующие главные уровни: 1) физический уровень не­живой материи, энергии; 2) биологический уровень живой, чувствующей материи/энергии; 3) психологический уровень ума, Эго, логики; 4) тонкий уровень парапсихологических и архетипических явлений; 5) причинный уровень, характеризу­ющийся совершенной трансценденцией; 6) абсолютное созна­ние. Вселенная представляет собой интегральную и единую сеть этих взаимосвязанных, взаимопроникающих миров, поэтому не исключено, что при определенных обстоятельствах чело­век может восстановить свою тождественность с космической сетью и сознательно пережить любой аспект ее существова­ния (телепатия, психодиагностика, видения на расстоянии, пред­видение будущего и т. д.).

К. Юнг уделял большое внимание бессознательному и его динамике, но его представление о бессознательном радикаль­но отличалось от мнения Фрейда. Юнг рассматривал психику как комплементарное взаимодействие сознательного в бессоз­нательного компонентов при непрерывном обмене энергией между ними. Для него бессознательное не было психобиоло­гической свалкой отторгнутых инстинктивных тенденций, вы­тесненных воспоминаний и подсознательных запретов. Он счи­тал его творческим, разумным принципом, связывающим че­ловека со всем человечеством, с природой и космосом. Изу­чая динамику бессознательного, Юнг открыл функциональные единицы, для которых использовал название «комплексов». Комплексы — это совокупность психических элементов (идей, мнений, отношений, убеждений), объединяющихся вокруг ка­кого-то тематического ядра и ассоциирующихся с определен­ными чувствами. Юнгу удалось проследить комплексы от био­логически детерминированных областей индивидуального бес­сознательного до изначальных мифопорождающих паттернов, которые он назвал «архетипами». Юнг пришел к выводу, что помимо индивидуального бессознательного существует коллек­тивное, расовое бессознательное, общее для всего человече­ства и являющееся проявлением созидательной космической силы. Юнг считал, что в процессе индивидуализации человек может преодолеть узкие границы Эго и личного бессознательного и соединиться с высшим «Я», соразмерным всему челове­честву и всему космосу. Таким образом, Юнг может считаться первым представителем трансперсональной ориентации в пси­хологии. Среди областей, открытых и серьезно изученных Юнгом и его последователями, — динамика архетипов и кол­лективного бессознательного, мифотворческие свойства пси­хики, определенные типы медиумических явлений и синхрон­ные связи психологических процессов с объективной реальнос­тью.

Юнг рассматривал структуру личности как состоящую из трех компонентов: 1) сознание — ЭГО — Я; 2) индивидуаль­ное бессознательное — «ОНО»; 3) «коллективное бессознатель­ное», состоящее из психических первообразов или «архетипов». Коллективное бессознательное — в отличие от индивидуаль­ного (личностного бессознательного) — идентично у всех лю­дей и потому образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, будучи по природе своей сверхличным. Кол­лективное бессознательное — наиболее глубинный уровень пси­хики. Юнг рассматривает его и как результат предшествующе­го филогенетического опыта, и как априорные формы психи­ки, и как совокупность коллективных идей, образов, представ­лений человечества, как наиболее распространенные в ту или иную эпоху мифологемы, выражающие «дух времени».

Рассмотрим подробнее, как понимал Юнг структуру созна­ния и структуру бессознательного в психике человека (предста­вим их в виде схемы).

1. СОЗНАНИЕ: Восприятие Эмоции

Мышление Интуиция

Воля Влечения

Сновидения

2. ЛИЧНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ:

2.1. Информация из внешнего мира малой интенсивности, которая не достигла уровня сознания;

2.2. Содержания, которые потеряли интенсивность и забыты;

2.3. Врожденные биологические инстинкты и побуждения;

2.4. Вытесненные из сознания, подавленные желания, мыс­ли, переживания, образующие «бессознательные комп­лексы»;

3. КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ: Архетипы == обуславливают:

3.1. Предрасположенность к поведению определенного типа;

3.2. Коллективные идеи человечества в определенную эпо­ху, «дух эпохи»;

3.3. Влияют на внешний физический мир, природу, космос. Архетип усваивается личностью, поэтому он есть в лично­сти, но он есть и вовне. Часть архетипа, усвоенная и направ­ленная вовне, образует «персону» (-маску»), сторона архетипа, обращенная внутрь индивида, — это «тень» («тень» носит врож­денный характер: если «сорвать маску», то увидим «тень», ко­торая проявляется в комплексах, симптомах). Психологичес­кая коррекция эффективна, лишь если происходит коррекция «тени» и «персоны». Коллективное бессознательное— есть «предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому, как море есть предпосылка каждой отдельной волны». Харак­теризуя коллективное бессознательное как такую психическую систему, которая имеет «коллективную, универсальную и без­личную природу, идентичную у всех индивидов», Юнг выделя­ет такие его особенности:

1) своим существованием коллективное бессознательное обязано исключительно наследственности;

2) оно не основано на личном опыте и не развивается инди­видуально.

Коллективное бессознательное неразрывно связано с лично­стным бессознательным и вместе с ним и другими системами психики образует единую психическую структуру личности. По мнению Юнга, все эти различные уровни бессознательного (кол­лективного и индивидуального) и сознания образуют взаимо­связанные системы психики; «Я», Маску (Персона), Тень, образы женщины и мужчины (Анима, Анимус) и т. д. Их призвана объединить Самость. Интегрирующий центр этой структуры, архетип единства и целостности, Юнг обозначил как Самость. Самость — самый важный архетип в теории Юнга, он пред­ставляет собой сердцевину личности, вокруг которой органи­зованы н объединены все другие элементы. Когда достигну­та интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность.

Таким образом, в понимании Юнга развитие самости — это главная цель человеческой жизни. Становление Самости происходит в процессе индивидуации — такого психичес­кого развития, которое реализуется лишь во второй половине жизни, когда индивид освобождается совсем от родительских уз и обретает новое единство сознания с бессознательным, в ходе которого прэксходит интеграция многих противодейству­ющих внутрилнчностных сил и тенденций, полное развитие и выражение всех элементов личности. Итогом осуществления индивидуации является самореализация, но на эту конечную стадию развития личности способны подняться высокообра­зованные и способные люди, имеющие к тому же достаточ­ный досуг. Из-за этих ограничений самореализация недоступ­на подавляющему большинству людей.

Заслуга Юнга заключается в том, что он показал, что бес­сознательная часть психики человека является важнейшей информационной и творческой базой человека, что бессозна­тельное содержит значительно больше информации, чем сознание, и поэтому является связующим звеном с миром, с природой, космосом. Юнг указывал, что именно в бессозна­тельное поступает та информация из внешнего мира, которая изначально обладает малой интенсивностью или иными пара­метрами, делающими ее не доступной для сознания человека. Современные исследования подтвердили правоту Юнга: ока­зывается, каждую секунду человек получает из внешнего мира и космоса около миллиарда бит информации, но ощутить и осознать человек может лишь 16 бит информации в секунду, а остальная информация (практически весь этот миллиард бит информации поступает в бессознательное). Таким образом, бессознательная часть психики несравненно более информаци­онно насыщена, чем сознание, и более тесно связана с миром, природой, людьми, космосом.

Юнг ввел понятие аморального связующего принципа син­хронности — которое обозначает осмысленные совпадения со­бытий, разделенных во времени и пространстве.

По его определению, синхронность вступает в силу, когда «определенное психическое состояние имеет место одновременно с одним или несколькими внешними событиями, которые возникают как значимые параллели текущему субъективному состоянию». Синхронично связанные события явно соотносят­ся тематически, хотя между ними нет линейно причинной свя­зи. Возможное объяснение явлений «синхронности» — наличие бессознательной связи человека с другими людьми, с архети­пами коллективного бессознательного, с физическим миром и информационным полем человечества и космоса, с прошлыми, настоящими и будущими событиями.

ВОПРОС 112

Наши рекомендации