Глава II. Зарубежная организационная социальная психология

Глава II. Зарубежная организационная социальная психология - student2.ru неформальная группа. Третье - значение неформальных групп. Мейо считал, что неформальную группу можно использовать в интересах фирмы и таким образом добиться увеличения производительности труда, воздействуя на отдельного работника через неформальную груп­пу. В результате проведенных исследований производительность труда в цехе за 2,5 года возросла на 40%.

Четвертый этап. Выяснив роль неформальных групп в процес­се производства, Мейо решил посмотреть, что же происходит внутри этой неформальной группы. В бригаду, состоящую из 14 мужчин, сбор­щиков телефонных аппаратов, был внедрен социальный психолог, ко­торый в течение 18 недель адаптировался и работал с ними. Он выяс­нил, что в такой неформальной группе существует собственная внут-ригрупповая мораль. Для данной группы она заключалась в трех ос­новных принципах: 1) «не делай слишком много»; 2) «не делай мало»; 3) «не заносись, не выделяйся». Для того чтобы избежать повышения планового задания, норма выработки определялась самой группой и развивались различные способы взаимопомощи и взаимоподдержки. Открытие, которое делает Мейо в результате своего четвертого экс­перимента, состояло в обнаружении внутригрупповой морали и внут-ригрупповых норм взаимоотношений и поведения. Мораль и нормы, формируемые внутри неформальной группы, диктуют человеку оп­ределенные стереотипы поведения в процессе трудовой деятельнос­ти. Мейо подчеркивает, что администрация предприятия имеет дело прежде всего с целостными группами. Каждый работник, являясь членом группы, ориентируется в своем поведении на те моральные ценности и нормы, которые сформировались в его группе.

Мейо выделяет объективные и субъективные факторы повыше­ния производительности труда. К объективным факторам он относит условия и организацию труда, заработную плату. Серию исследова­ний он проводит для того, чтобы изучить субъективные факторы: вли­яние группы на поведение личности, межличностные отношения, мотивы и ценности людей в процессе трудовой деятельности, меха­низмы функционирования группы, конфликты и сотрудничество, ком­муникационные барьеры и пр.

Благодаря исследованиям Мейо в США распространяется термин «человеческие отношения», возникает особая политическая доктри­на, превратившаяся в официальную программу управления органи-

Глава II. Зарубежная организационная социальная психология - student2.ru Глава II. Зарубежная организационная социальная психология - student2.ru Организационная социальная психология

Глава II. Зарубежная организационная социальная психология - student2.ru зациями. В основу доктрины «человеческих отношений» положены следующие принципы:

1. Человек - это «социобильное существо», ориентированное на
принадлежность к определенной группе и включенное в контекст груп­
пового поведения.

2. Бюрократическая организация с ее жесткой иерархией несов­
местима с природой человека и его свободой.

3. Руководители предприятий в большей степени должны ориен­
тироваться на людей, чем на продукцию. Работникам необходимо со­
здавать благоприятные условия труда и общения для того, чтобы по­
высить их производительность.

4. Вознаграждение за труд всей группы эффективнее вознаг­
раждения одного человека. Социальное вознаграждение эффектив­
нее экономического. Демократический стиль руководства, повы­
шение удовлетворенности трудом и взаимоотношениями, создание
атмосферы сотрудничества являются элементами социального воз­
награждения.

Мейо считал, что концентрация внимания управляющих на соци­альных и психологических аспектах трудовой деятельности людей -это основной путь разрешения общественных противоречий и обес­печения социальной стабильности общества. Им предложены следу­ющие средства повышения производительности труда:

- паритетное управление, основанное на учете взаимных интере­
сов администрации и работников предприятия;

- гуманизация труда, обеспечиваемая внедрением новых техники
и технологий, созданием благоприятных условий труда;

- принятие коллегиальных решений, демократический стиль ру­
ководства предприятием;

- просвещение работников, их профессиональное обучение и со­
здание условий для повышения их профессиональной квалификации.

Теория Д. Мак-Грегора

Дуглас Мак-Грегор (1906-1964) - американский индустриальный психолог и менеджер, создатель теории мотивации труда. Мак-Гре­гор считает, что для развития промышленности, представляющей со-

Наши рекомендации