Пртимизация ininecui ртвйчивости
ренности в себе. Нужно понять, что уверенность в себе ~-не самоуверенность, а осознание своих сил и возможностей. Подумайте над словами великого педагога Я. Ко-менского: «В мире нет ничего, чтобы не мог объять одд. ренный чувством и разумом человек».
Первым шагом к формированию уверенности в себе должен стать анализ ваших сильных сторон и недостатков. Этот момент очень важен, т. к. он позволяет, с одной стороны, осознать свои достоинства и двигаться вперед опираясь на них, с другой стороны, сформировать реальные цели деятельности.
Вспомните о своих ошибках и неудачах и постарайтесь трезво определить долю вины за них. Сделав это, подумайте о своих успехах и победах и в дальнейшем почаще вспоминайте о них.
Не занимайтесь самоуничижением. Избегайте оценивать себя такими определениями, как «глупый», «неспособный», «неисправимый». Ваша конструктивная критика должна быть направлена на недостатки поведения, а не на навешивание ярлыков на собственную
личность.
Если несмотря на все ваши усилия, вы продолжаете чувствовать свою нерешительность при общении с определенными людьми или при занятии определенными видами деятельности, откажитесь от такого общения.
Уверенность в себе обретается за счет успешной деятельности, выполнения серьезных задач. Главным результатом такой работы становится ощущение, которое можно выразить словами: «Я смог», «У меня получилось». Помните: цели, которые вы перед собой ставите, должны быть конкретны и вполне выполнимы. Выберите себе сначала 1 — 2 цели, затем одну из них. Если она большая, разделите на несколько этапов и по каждому составьте план исполнения. Не забудьте в этот план включить графы о сроках, результатах и поощрениях. Полезнее всего начинать с больших и не очень трудных заданий, потому что главное — ощутить радость успеха. Затем постепенно усложняйте свои цели.
Не забывайте о той поддержке, которую вы сами можете оказать себе при выполнении заданий. Перед началом и во время выполнения работы ободряйте се ' 1_- выражайте уверенность в успехе дела. В конце каЖА0 lUO этапа выполнения обязательно похвалите себя за пр°А
нНую работу (можно даже вслух) и наградите себя чем-нибудь приятным.
Определенную помощь могут оказать и занятия . утотренингом (различные способы регулирования собственных состояний, внушение и самовнушение веры в собственные силы, настрой на определенный вид работы и т. д.).
Постарайтесь поддержать себя и за счет некоторых вспомогательных средств, например, голоса. Вспомните, что в минуты хорошего настроения, бодрости и уверенности ваш голос звучит ясно и твердо, без дрожи и слабости.
Характер звучания собственного голоса оказывает или положительное или отрицательное воздействие на общий эмоциональный настрой человека. Некоторые упражнения позволяют тренировать твердость и ясность голоса. Поиграйте с собой, примите внутреннюю роль, например: «Я — привыкший командовать». Попытайтесь, чтобы ваш голос был тверд, звучал уверенно, соответствовал принятому образу.
Развитие интеллектуальных и личностно-профес-сиональныхкачеств психической устойчивости госслужащих. Для этого использованы специальные упражнения, направленные на развитие мотивации и способностей персонала к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию.
Госслужащим предлагается обдумать, почему им так мешает в работе знание будущего результата. Причины могут быть разными, например: вы человек творческий, стремитесь идти неизведанными путями, вас интересуют лишь неожиданные результаты, трудноразрешимые, оригинальные проблемы; у вас опускаются руки не просто от знания результата, а от предчувствия неудачи в Работе.
Жизнь, часто загруженную различными видами ра-отг значительно облегчает планирование. Планы составляются на день, неделю, месяц, квартал и т. д. Что Редставляет собой план? Это и есть сформулирован-е в виде целей предстоящие результаты работы с точ-м Указанием ее количества, качества и срока выпол-ния. Таким образом, точное знание предстоящего ре-Tg Тата позволит более осмысленно подходить к рабо- .__ Достигать намеченного. Для этого: попытайтесь при lUu
I___ [лан|
выполнении определенного дела сосредотачивать своц мысли и внимание не на предстоящем результате, а на самом процессе работы. Это может быть поиск новых необычных путей решения проблемы. Можно ввести в работу элемент игры; в случае, если вашу активность тормозит именно возможность неудачного результата попытайтесь для себя ответить на такие вопросы: что могу сделать лично я, чтобы такого результата избежать? если неудача неизбежна, то как в дальнейшем можно улучшить ситуацию? какую я могу извлечь пользу из возможной неудачи?
Понятно, что к процессу саморегуляции свойств личности необходимо приступать осмысленно и осознанно. Для этого желательно задаться вопросом: чего же вы хотите добиться в результате развития и совершенствования того или иного качества. Иными словами, прежде чем приступать к самокоррекции личностного качества, необходимо: знание о том, что вы собираетесь развить и совершенствовать; положительное отношение к качеству, которое вы хотите развивать и совершенствовать; знание о том, как развивать личностное качество и что надо делать для этого.
Желательно знать, является это качество врожденным или формируется в процессе жизни и деятельности. Практически все качества личности не могут рассматриваться только как врожденные. От рождения человек получает лишь задатки, предпосылки, которые облегчают или затрудняют развитие тех или иных качеств. Природные предпосылки и свойства темперамента могут способствовать длительной мобилизации сил для достижения целей, но по-разному. Так, например, человек, обладающий флегматическим темпераментом, может свободно, легко и без принуждения длительно заниматься одной и той же работой. В то время как для сангвиника и холерика это нужно сделать по-иному, т. е. выполнять работу энергично и частями. Надо просто учитывать индивидуальные особенности и помнить, что тем перамент определяет не результат, а способы и прием достижения результата, т. е. стилевые особенности и ведения. Учитывая природные предпосылки, нужно вс гда помнить, что в личностных качествах есть и харак ^ ристики, которые можно приобрести только в опыте щения и деятельности. Они не возникают сразу и вдрУ
а развиваются в повседневной жизни и работе, т. е. без тренировки и выполнения специальных действий развить их невозможно. Далее желательно знать основные функции, назначение и роль того или иного личностного свойства и что можно добиться, обладая им как специфическим инструментом взаимодействия. Постарайтесь представить себе, сколько и чего вы могли бы добиться в жизни, деятельности и общении, обладая желанным качеством? Можете это даже записать себе на память. Например, с помощью этого качества я бы мог...
Помните, одной правильно поставленной цели в выполнении намеченного, конечно, мало. Необходимо сознательно продвигаться к цели. Такое сознательное продвижение фиксируется с помощью планов. Но часто приходится слышать, что и так времени ни на что не хватает, зачем тратить его на составление планов ? Действительно ли вам так не хватает времени? Последите за собой неделю, в конце каждого дня записывайте в таблицу то время, в течение которого вы: просто сидели, смотрели телевизор, болтали с приятелем и т. д. Возможно, проделав такое упражнение, вы придете к выводу, что у вас гораздо больше свободного времени, чем вы предполагали, и что план позволит вам сознательно распорядиться этим временем в своих целях.
Планирование работы по саморегуляции свойств личности обладает тем огромным преимуществом, что позволяет равномерно распределить усилия в течение определенного времени, например, сами можете спланировать себе свободные вечера или дни, можете их скорректировать в зависимости от обстоятельств. Планы мо-Пт быть нескольких видов по охвату времени: на день — в этот план включаются занятия, важные дела, работа по саморегуляции и вид поощрения. Особо отметьте пунк-тЫг которые необходимо выполнить в первую очередь; на неделю — по внешнему виду он представляет собой ту Же таблицу, где записаны основные занятия, встречи, важные события, работа над собой и т. п.
11 Пс, |
При составлении планов учитывались особенности мперамента госслужащих. Например: если преобла-ют черты флегматического темперамента, можно пла-Ровать напряженную, даже однообразную работу на ф Ольно длительное время, но особое внимание уделять .„. е вРабатывания, более интенсивно проводить интел- IЫ
:их°логия здоровья
Глава 8
лектуальную разминку и т. д. Сангвиник, напротив, гораздо быстрее включается в работу, но для поддержания высокой работоспособности ему необходимо довольно часто менять виды работы. Меняйте цвета: если длительная работа, то застелите стол бумагой салатового цвета; если интенсивная работа в короткое время — красного
цвета.
Любое чрезмерно развитое качество или привычка, превратившаяся во всепоглощающую потребность, может стать не подспорьем, а тормозом в работе. Она способна принести вред госслужащему и окружающим. Поэтому, формируя привычку доводить начатое дело до конца, в эксперименте обеспечивалось избегание крайности: стремления всегда и во что бы то ни стало выполнить намеченное как можно скорее.
Таким образом, одним из основных путей актуализации оптимизации в рамках психолого-акмеологическо-го сопровождения профессиональной деятельности госслужащих является целенаправленное моделирование и развитие ситуаций самосовершенствования, при которых они постоянно сталкиваются с необходимостью активно расширять и применять имеющиеся знания, умения и навыки, а также систематичность и регулярность действий в подобных ситуациях будут способствовать развитию продуктивной саморегуляции.
Опытно-экспериментальная работа по развитию компонентов психической устойчивости — волевого, эмоционального, интеллектуального и личностно-профессио-нального в процессе оптимизации дала положительный результат и с точки зрения повышения эффективности профессиональной деятельности. Об этом свидетельствует и коэффициент ранговой корреляции Спирмена между уровнем психической устойчивости иуровнем эффективности профессиональной деятельности. Значение коэффициента может расти при задействовании и дрУ' гих механизмов, положительно влияющих на уровень психической устойчивости. К таким механизмам можно отнести организацию всестороннего психолого-акмео логического сопровождения профессиональной деятель ности госслужащих.
ВЫВОД: Современный опыт показывает, что onTJ?^!. ._„ зация с помощью различных психотехнологий проФ ^ 1Ьс сиональной деятельности персонала позволяет б
ттимизаци» психической устойчивости______________________ в
эффективно решать многоплановые практические задачи, отражающие интересы общества, госструктуры и конкретного руководителя. Вполне очевидна интегратив-ная роль оптимизации в саморегуляции психической устойчивости. В его рамках более продуктивно реализуются такие функции, как исследовательско-диагностичес-кая, аналитическая, конструктивно-прогностическая, педагогическая, коррекционная и организационная. к
Вопросы:
1. Какова роль психической устойчивости руково
дителя в его профессиональном становлении?
2. Какие проблемы возникают у руководителя при
неадекватной оценке своего психологического потен
циала?
3. Какова роль и значение оптимизации психичес
кой устойчивости руководителя ?
Задания:
1ЧИ- |
1. Подберите методики изучения самооценки госслу
жащих.
2. Разработайте примерный план беседы по различ
ным результатам самооценки.
3. Подготовьте примерные темы бесед при психокор
рекции различных компонентов психической устойч
вости.
,4.4 ИГ
САМОПРОГРАММИРОВАНИЕ
'J ' К
Человек усваивает в процессе жизни различные нормы и ценности (плохо — хорошо, красиво — безобразно, справедливо — несправедливо, достойно —унизительно и т. д.). Это и есть программирование, задающее общее направление стремлений и конкретные очертания жизненных целей любого человека. Понятно, что главную роль в программировании играет среда: родители и соседи, учителя и воспитатели, друзья и знакомые, сослуживцы и случайные спутники. А еще книги и журналы, фильмы и телевидение, слухи и мода.
Короче говоря, нас стихийно программирует тот гигантский поток информации, который проходит сквозь психику в течение жизни, особенно в детстве и юности.
Когда мы говорим о самопрограммировании, то имеем в виду попытку упорядочить этот процесс, сделать его более или менее целенаправленным, последовательным, систематичным. Вот зачем требуется какая-нибудь доктрина (политическая, религиозная, моральная, все равно какая). Она дает человеку опору в его размышлениях, позволяет оценивать и выбирать, указывает путь, освещает этот путь высшим смыслом. В рамках обсуждаемой здесь проблемы крайне важно, чтобы такая доктрина допускала и оправдывала самопожертвование во имя принятых данным человеком ценностей и норм.
Для того чтобы человек не только «знал», что смерти бояться нельзя, что есть вещи, которые дороже жизни, но и сделал эту идею частью самого себя, необходимо перевести ее из сферы сознанияв бессознательную сферу. С этой целью надо составить перечень («пакет») конкретных «команд» для нашего биокомпьютера. Такие команды должны быть короткими, ясными, выраженными в форме положительных утверждений.
Иными словами, «пакет команд» представляет своеобразный «кодекс мужества». Требуется не просто выучить его наизусть, а именно ввести в бессознательную сФеРУ психики. Отмечен очень интересный феномен: при правильном вводе программы она начинает работать независимо от сознания. То есть заданное программой поведение реализуется в экстремальной ситуации как бы само собой, без видимого вмешательства воли и без насилия над личностью.
Отмечу, что самопрограммирование нельзя путать с одержимостью какими-то идеями. Один из наставников дзэн-буддизма высказался по этому поводу следующим образом: «Навязчивые идеи, от которых должен избавляться боец, суть следующие. Желание во что бы то ни стало победить; желание запугать противника; желание использовать его ошибки; желание поймать на свой любимый прием; желание применить всю освоенную технику. Если любая из этих идей овладевает бойцом, то он становится ее рабом, лишенным свободы и естественности в своих действиях. Поединок требует полной безмятежности духа».
Как известно, процесс воспитания многогранен. В этом процессе формируются потребности и отношения личности, ее желания, интересы, стремления, идеалы, мировоззрение и убеждения. Воспитание опирается на обучение, а следовательно, и на упражнение и тренировку, но не ограничивается ими. В процессе воспитания устанавливается связь всего усваиваемого в ходе обучения с личностью в целом. Воспитание является «высшим приемом» формирования психики.
Неуправляемое, «свободное» воспитание приводит к тому, что человек действительно становится неуправляемым и потому нетерпимым для общества из-за своего постоянного стремления не считаться с другими. Не случайно такой человек пребывает в непрерывных конфликтных отношениях с окружающими. Несдержанность, болезненная нетерпимость, крайний эгоизм — вот его основные характерологические особенности. А эго-Изм, как известно, никогда не представлял ценности для °ощества, так как вся его «созидающая» сила направле-а на достижение любой ценой лишь собственного бла-°подучия Может ли в данном случае идти речь о само- .__ °Жертвовании, самоотречении, забвении личных инте- 103
ресов ради общественных и т. п., т. е. о качествах, присущих подлинным борцам за прогресс ?
Всю свою жизнь размышлял о высоком назначении человека и осуществлял на практике принципы самосовершенствования Л.Н. Толстой. Трудной и противоречивой была та внутренняя работа, в процессе которой формулировались эти принципы, но еще труднее они претворялись в жизнь. Об этих упорных ежедневных усилиях свидетельствует «Дневник» великого художника и мыслителя. Уже в юные годы Л. Н. Толстой формулирует для себя свод необходимых правил, внимательно следит за их исполнением, сурово осуждает себя за каждое отступление от них.
Вот некоторые из этих правил: «Будь прям, хотя и резок, но откровенен со всеми, но не детски откровенен, без необходимости... Каждому делу, которое делаешь, предаваться вполне. При каждом сильном ощущении воздерживайся от движений, а, обдумав раз, хотя бы и ошибочно, действуй решительно»; «К каждому делу, необходимому, но к которому чувствуешь отвращение, приступать как можно быстрее»; «Нужно бояться праздности и беспорядочности...»; «Избегать общества людей, любящих пьянство...» И самое главное правило: «Принимать большое влияние в счастии и пользе людей».
Процесс самосовершенствования начинается с критического анализа собственной личности, и на этой основе формулируется программа внутренней работы. 4 июля 1854 года двадцатишестилетний Л. Н. Толстой записывает в дневнике: «Главные мои недостатки: 1) Неосновательность (под этим я разумею: нерешительность, непостоянство и непоследовательность); 2) Неприятный тяжелый характер, раздражительность, излишнее самолюбие, тщеславие; 3) Привычка к праздности. Буду стараться постоянно наблюдать за этими тремя основными пороками и записывать всякий раз. что буду впадать в них».
Л. Н. Толстой считал — ив том его убеждал соб
ственный опыт, что нет принципиального различия
между властью человека над своим физическим состо
янием и над состоянием своего духа, но если юност
свойственно стремление прежде всего к физическому
.„„ саморазвитию, то более старшему возрасту — кдух°в
100 но-нравственному. >«*., ».-.,.. ».-
Сзнопрпгрзммкрававке______________________________ I
Конкретную программу самовоспитания наметил и двадцатишестилетний А. П. Чехов, когда в письме к брату Николаю перечислял признаки воспитанности:
«Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям: 1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... 2) Они сострадательны... 3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги. 4)...Нелгутонидажевпустяках... Онинеболтли-вы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... 5) Они не уничижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие... 6) Они не суетны... 7) Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем... 8) Они воспитывают в себе эстетику... Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность... Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля... Тут дорог каждый час...»•'
Сам А. П. Чехов не отступал от этой программы в течение всей своей трудной жизни, изумляя окружающих необыкновенной гармоничностью своей личности.
В. И. Вернадский, еще будучи студентом университета, выработал для себя программу дальнейшего образования и поведения. «Итак, — писал он, — необходимо приобрести знания, развить ум... Первое дело:
1. Выработка характера. Преимущественно следует:
откровенность, небоязнь высказывать и защищать свое
мнение, отброс ложного стыда, небоязнь доводить до кон
ца свои воззрения, самостоятельность...
2. Образование ума: а) знакомство с философией, б)
знакомство с математикой, музыкой, искусствами.
Задача человека заключается в доставлении наивозможной пользы окружающим»'.
Весьма поучителен пример самовоспитания и самосовершенствования М. Ганди. Он достиг больших успехов 8 Умении регулировать свои потребности и душевные состояния. «Человек, — писал М. Ганди, — является Чел°веком потому, что способен к самоограничению, и °стается человеком лишь постольку, поскольку на практике осуществляет его». Самым главным и самым труд-**К по мнению Ганди, является умение подчинить
Вернадский В.И. Совершенствование психики.
Глава !
самопрограммирование
собственному контролю движение своей мысли. «Непроизвольно возникающая мысль есть болезнь ума; обуздание ее означает обуздание ума, что еще труднее, чем обуздание ветра». И действительно, ум Ганди был настолько дисциплинирован, что он мог сосредоточиться на какой-либо мысли в любой обстановке, мог в самом себе создавать атмосферу, располагающую к размышлению, какими бы неблагоприятными ни были внешние условия.
И все-таки способность Ганди к саморегулированию была бы просто непостижимой, если бы мы не приняли во внимание чрезвычайно важное обстоятельство: это был исключительно целеустремленный человек. «Все другие удовольствия превращаются в ничто перед лицом служения, ставшего радостью», — писал он.
Здесь мы подходим к вопросу о том, какое значение для самовоспитания имеет генеральная жизненная установка человека, понимание им цели и смысла своей жизни. Это ключевой вопрос для уяснения проблемы самопрограммирования личности.
Великие примеры работы над собой, самопрограммирования и самосовершенствования дают нам люди, ставившие перед собой великие жизненные цели. Их процесс самовоспитания теснейшим образом связан с процессом самопрограммирования, но не сводится к нему. Самопрограммирование является начальным этапом любого самовоспитательного воздействия и его основным методом. Какую бы цель самовоспитания ни ставил перед собой человек, успех в достижении этой цели в решающей степени зависит от того, насколько рационально осуществляется самопрограммирование, т. е. насколько прочно конструируемая программа поддерживается личностными и социальными потребностями, в какой мере учитывает влияние внешней среды (а оно складывается из суммарного действия природных факторов, факторов технического прогресса и социальных факторов).
Самосовершенствование личности связано и с совершенствованием психики. Функционирование и развитие человеческой психики, как мы уже отмечали, определяется соотношением биологических и социальных факторов при решающем влиянии последних на ее формирование.
. __ Различают три основных вида формирования психй-100 ки: стихийное, целенаправленное и самоформирование.
Стихийное формирование психики, имеющее место Р результате случайных, не планируемых воздействий на нее, играет важную роль в развитии любой личности. Запрограммировать все воздействия на человека и обеспечить только целенаправленное формирование его психики практически невозможно даже в условиях эксперимента. Улица, соученики, соседи, случайные книги, средства массовой информации — все это влияет на формирование психики. Именно поэтому перед взрос-дьш человеком довольно часто встает задача собственного самовоспитания и самоперевоспитания. Задача общества состоит не в том, чтобы полностью исключить стихийное формирование психики. Даже поместив человека в «башню из слоновой кости», мы не могли бы этого сделать. Основная задача сводится здесь к тому, чтобы регулировать стихийное формирование психики различными общественными методами, обеспечивая ее развитие в нужном обществу направлении.
В психике человека достаточно много наследственного (переданного через гены) и врожденного (определяемого условиями внутриутробного развития), существующего в форме скрытых психофизиологических способностей, причем они могут быть выявлены и реализованы только под влиянием внешней среды и соответствующей деятельности индивида.
Другой вид информации, влияющей на психическое развитие, приобретается в процессе жизни индивида и является основой для самопрограммирования психики.
Прежде чем говорить о методах и способах самопрограммирования психики, остановимся на некоторых общих положениях.
Во-первых, не может быть такого самопрограммирования, которое бы не предусматривало определенной и конкретной цели или жизненной перспективы. Исходный пункт самопрограммирования — сформированная цель действия. Нередко формирование четкой и устойчивой цели оказывается достаточным условием эффективного программирования деятельности Человека на всю жизнь, когда интересам достижения этой цели подчиняются все другие стороны его жизни. Иногда такое программирование осуществляется еще в Раннем детстве, под влиянием какого-то впечатляю- .__ Чего события или образа, оставляющего неизгладимый 1Ьи
tan!
Самирвграммироват
след в памяти ребенка. Время от времени активизируясь, этот след все больше завладевает его вниманием, поддерживая интерес к предмету воспоминаний, а со временем побуждает его активно действовать в соответствующем направлении.
Если иметь в виду функционирование нервной систе
мы, то такой вид программирования нередко осущест
вляется посредством «запечатления» — одного из наибо
лее простых нервных механизмов программирования
поведения. Особенность действия этого механизма со
стоит в том, что определенный образный раздражитель,
будучи воспринят один-единственный раз, сохраняется
I в памяти на очень длительное время, иногда на всю
жизнь, активно воздействуя на поведение индивида. Детально исследовал феномен запечатления советский физиолог И. С. Беритов, назвавший его «психонервным комплексом представления». Установил он и главные особенности процесса запечатления, сводящиеся к следующему: однократное воздействие внешней обстановки запечатлевается в долговременной памяти в виде целостного «психонервного комплекса представления»; этот «психонервный комплекс» чрезвычайно легко воспроизводится в памяти даже под влиянием какой-то одной детали соответствующей внешней обстановки, условий, лишь отдаленно напоминающих эту обстановку, и даже самопроизвольно — в результате самовозбуждения соответствующих нервных пунктов; указанному комплексу присуща высокая двигательная активность; достаточно вызвать его образное представление, чтобы соответствующим образом активировался весь организм. Эта активация тем больше, чем меньше времени прошло с момента запечатления.
Таким образом, запечатление можно считать непроизвольной формой программирования. Следует заметить, что такое программирование по механизму запечатления может иметь место и у взрослого человека. К сожалению, подобного рода случаи чаще всего приобретают
отрицательный характер и в последующем проявляются как навязчивые состояния (навязчивые страхи, представления и т. п.). Предпосылки для подобного впечатления возникают в так называемых фазовых состояниях
.__ коры головного мозга, когда общий тонус психики зна-
1/1) чительно снижен.
Вот некоторые примеры такого отрицательного «программирования». Бытует мнение, что если накануне че-довек чрезмерно утомился, то утром остатки утомления легко устранить, выпив большую чашку крепкого кофе. Не зная о том, что даже у нормально отдохнувшего человека большая доза кофеина часто вызывает сильное психическое напряжение, страх, сердцебиение, некоторые пытаются «освежиться» крепчайшим кофе. В фазовом же состоянии, которым и является утомление, бывает достаточно даже небольшой чашки кофе, чтобы вызвать вышеописанные симптомы, имитирующие приступ сердечной недостаточности. Такой сердечный «приступ», сопровождаемый сильным страхом, фиксируется в памяти по типу запечатления и в последующем возникает всякий раз в обстановке, хоть чем-то напоминающей о нем, а иногда и при «беспричинном» воспоминании. Нам нередко приходилось встречать молодых, цветущих людей, которые именно таким образом приобретали тягчайший невроз сердца, годами обследовались и безуспешно лечились.
Аналогично установочные реакции могут фиксироваться и в памяти чрезмерно утомленного человека. Так, пожилой рабочий после ночной смены по пути домой переходил улицу в неположенном месте. Неожиданно появившаяся из-за поворота машина, отчаянно скрипя тормозами, остановилась в полуметре от него. Зафиксировавшийся в этой ситуации страх в дальнейшем превратился в невроз и в течение нескольких лет проявлялся мучительными переживаниями всякий раз, когда приходилось переходить любую дорогу. Подобных примеров можно привести много.
Важно здесь то, что медикаментозное лечение в этих случаях не оказывает положительного влияния. Устранению такого рода заболеваний способствует «перепрограммирование» нервной системы с использованием для эт°й Цели фазовых состояний мозга, когда создаются необходимые условия для высокой действенности словесного и образного внушения и самовнушения.
Следует подчеркнуть, что активным началом механизма запечатления всегда является чувственный образ внешнего мира (другой человек, определенная жизненная ситуация) или же образ собственного внутреннего ._. с°стояния. Для того чтобы этот механизм сработал, тре- l/l
Глава !
рамадриграмниршт
буются два дополнительных условия: определенное (фа. зовое) состояние клеток мозга и выраженная эмоциоген-ность ситуации, вызывающая непроизвольное привлечение внимания на достаточно длительное время. При этих условиях чувственный образ прочно фиксируется в долговременной памяти и приобретает программирующую функцию.
Программирующая роль внутренних образов может проявляться и в обычных условиях при достаточно высо-/ ком психическом тонусе. Но для этого необходимо, чтобы человек периодически активно и целенаправленно сосредоточивал свое внимание на соответствующем образе, стараясь воспринимать его как объективную реальность. Именно в этом сущность самостоятельной ! программирующей функции субъективных образов, программирующей роли представлений. Представлением в психологии называют процесс отражения в центральной нервной системе предметов и явлений.
Процесс самопрограммирования психики помогает решать множество разнообразных задач: приобретать необходимые знания, вырабатывать новые навыки и привычки, повышать уровень самосознания и его регулирующее влияние на поведение и деятельность. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ускорить процесс изменения представлений о собственной личности, с тем чтобы он несколько опережал реальные изменения. Представления о себе складываются на основе оценки пройденного жизненного пути, настоящего социального положения и отношения коллектива, на понимании уровня своего развития и образования, на знании своего характера, внешности, состояния здоровья и т. п. Внешность, здоровье и другие физические особенности человека в определенной степени обусловлены случайными обстоятельствами. Тем не менее при необходимости и эти качества подлежат целенаправленной коррекции не только физическими, но и психическими методами воздействия, основанными, как уже отмечалось, на активной роли представлений.
Благодаря регулирующей роли сознания человек способен в значительной степени абстрагироваться от 11Ч реальных воздействий и посредством представлении III воссоздавать действие прежних раздражителей или ясе>
конструируя новые представления на основе старых, целенаправленно формировать новое представление о себе, имея в виду его программирующее назначение.
Одним из условий самопрограммирования психики, связанных с поведением человека, является формирование привычек. В зависимости от поставленных жизненных целей человеку, как правило, приходится искоренять какие-то ненужные или даже вредные привычки и вырабатывать новые, более необходимые с точки зрения поставленных целей. Особую трудность представляют привычки, связанные с бытовыми интоксикациями (курение, употребление алкоголя и пр.). В связи с этим полезно помнить слова Сенеки о том, что «управлять можно только добродетелью, а не душевными недугами — их легче искоренить, чем обуздать».
Важное значение имеет выработка новых целесообразных привычек. При этом привычка может быть и способом стихийного самопрограммирования, и методом целенаправленного самосовершенствования, если она формируется сознательно, с учетом жизненных перспектив и целей.
К существенным программирующим механизмам относится речь. О психофизиологических механизмах речи подробно говорилось при описании особенностей гипноза и аутогенных тренировок. Однако и в бодрствующем состоянии речь сохраняет важную регулирующую и программирующую функцию. Еще И.П. Павлов отмечал, что вторая сигнальная система есть высший регулятор человеческого поведения.
Среди множества форм словесной саморегуляции и самопрограммирования следует назвать самоодобрение и самопоощрение. Хотя эта форма саморегуляции более свойственна детям, определенное значение она имеет и для взрослого человека, закрепляя и усиливая положительное отношение к определенной программе собственного поведения или деятельности. Вспомним, к^к А. С. Пушкин, закончив трагедию «Борис Годунов», с величайшим удовлетворением воскликнул: «Аи да Пушкин, аи да молодец!»