Анализ транзакций и психологические игры
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОЯВЛЕНИЕ СЦЕНАРНОЙ ПОЗИЦИИ ЧЕЛОВЕКА. ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С САМООЦЕНКОЙ КАРЬЕРЫ
Сценарная позиция человека в теории трансактного анализа
Понятие «сценарной позиции» является частью теории трансактного анализа (ТА), основы которой были разработаны Эриком Берном в 20 веке. Сценарный анализ говорит о том, что человек запрограммирован “ранними решениями” на определенный исход и проживает свою жизнь согласно “сценарию”, написанному при активном участии его близких (в первую очередь родителей), и принимает решения в настоящем времени, основанные на стереотипах, которые некогда были необходимы для его выживания, но теперь по большей части бесполезны.
Программирование происходит через обмен транзакциями между родителями и между ребенком и родителями. Транзакция - единица общения, состоящая из стимула и реакции на него [3]. Реализация сценария также происходит через обмен транзакциями с другими людьми и самим собой.
Эрик Берн открыл, что несмотря на разнообразные темы общения людей между собой и аутообщения, определенные виды транзакций повторяются и приводят к одним и тем же эмоциональным и поведенческим результатам. Такое взаимодействие он назвал психологическими играми, они являются механизмами реализации сценария.
Чтобы участвовать в психологической игре, человек должен быть в определенной «роли». Берн такие «роли» назвал Эго-состояниями. И выделили три основных: Ребенок, Взрослый, Родитель. Каждое эго-состояние содержит строго определенные эмоциональные и поведенческие характеристики.
Таким образом, теория трансактного анализа включает:
1. Структурный анализ - анализ структуры личности (эго-состояний).
2. Анализ психологических игр, происходящих на уровне вербальных и невербальных взаимодействий между людьми, и приводящих к запрограммированному исходу – выигрышу.
3. Анализ сценария (скрипт-анализ) индивидуального жизненного сценария, которому человек невольно следует.
Сценарная позиция человека – является составной частью сценарного анализа. И для понимания того, как она формируется, затем реализуется в жизни человека, и самое главное, понимания, как ее можно изменить, нам необходимо рассмотреть все аспекты теории трансактного анализа.
Структура личности.
Структура личности в концепции трансактного анализа характеризуется наличием трёх эго-состояний: Родитель, Ребёнок и Взрослый. Эти состояния не роли, а психологические реальности. Берн указывает, что Родитель, Взрослый и Ребенок — не абстрактные понятия, подобно Сверх-Я, Я и Оно, а феноменологические реальности. Каждое состояние вызывается повторным проигрыванием записанной ранее информации, затрагивающей реальных людей, реальное время, реальные места, реальные решения и реальные чувства [42].
Выделение эго-состояний основано на трёх аксиоматических положениях:
1. каждый взрослый некогда был ребёнком. Этот ребёнок в каждом человеке представлен эго-состоянием Ребёнок;
2. каждый человек с нормально развитым мозгом потенциально способен к адекватной оценке реальности. Способность систематизировать приходящую извне информацию и принимать разумные решения относится к эго-состоянию Взрослый;
3. у каждого индивида были или есть родители или заменившие их лица. Родительское начало внедрено в каждую личность и принимает вид эго-состояния Родитель [3].
Модель структуры личности традиционно изображается тремя соприкасающимися окружностями (рис.).
Рис.1.1. Структура личности
Каждое эго-состояние представляет собой особый паттерн мышления, чувств и поведения. Описание эго-состояний представлено в табл. 1.
Табл.1.1
Эго-состояние | Типичные | |||
способ мышления | чувства | способ поведения | высказывания, интонации | |
Заботливый Родитель | Позитивные оценочные суждения | Выражены ярко. Доброта, расположение. | Забота, опека, помощь, утешение | "Это мы сделаем", "Мы тебя защитим", "Я тебе помогу" Теплые интонации. |
Критикующий Родитель | Негативные оценочные суждения | Сильно выражены. Раздражение, злость, гнев. | Обвинение, критика, приказы, угрозы, игнорирование | "Опять ты опоздал на работу?", "У каждого ребенка должен быть велосипед!» Злые и холодные интонации. |
Продолжение табл.1.1.
Эго-состояние | Типичные | |||
способ мышления | чувства | способ поведения | высказывания, интонации | |
Взрослый | Аналитические суждения. | Соответствуют ситуации, не ярко выражены, могут быть как позитивными так и негативными. | Запрос и обработка информации, принятие решения, действие в соответствии с ситуацией «здесь и сейчас» | «Как пройти на море?», «как сделать ответ в программе…?» Ровный спокойный голос, интонации соответствуют ситуации. |
Адаптивный Ребенок | Мышление тормозится. | Страх, обида, вина, печаль, тоска | Беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам, уступчивое поведение | "Я бы с радостью, но у нас будут неприятности" |
Бунтующий Ребенок | Мышление тормозится. | Гнев, обида в виде агрессии | Протестующее, бросающее вызов поведение | "Я это делать не буду!", "Вы этого сделать не сможете", «Не дождетесь!» |
Естественный Ребенок | Интуитивное мышление | Весь спектр чувств | Естественное, имульсивное, хитрое, эгоцентричное поведение | "Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе", "Вы это сделали просто замечательно!" |
Диагностировать эго-состояния в личности возможно путём наблюдения за вербальными и невербальными компонентами поведения. Например, находясь в состоянии Родитель, произносятся фразы типа “мне нельзя”, “я должен”, критические замечания типа “итак, запомни”, “прекрати это”, “ни за что на свете”, “я бы на твоём месте”, “милый мой”. Физическим признаком Родителя является нахмуренный лоб, качание головой, “грозный вид”, вздохи, скрещенные на груди руки, поглаживание другого по голове и т.п. Ребёнок может быть продиагностирован на основании выражений, отражающих чувства, желания и опасения: “я хочу”, “меня злит”, “я ненавижу”, “какое мне дело”. К невербальным проявлениям относятся дрожащие губы, потупленный взор, пожимание плечами, выражение восторга.
Родитель — это огромное собрание в мозгу записей бесспорных или навязанных внешних событий, воспринятых человеком в первые годы его жизни. Все наблюдаемые ребенком действия родителей и все сказанное ими и услышанное ребенком записывается под рубрикой Родитель. Каждый имеет Родителя в том смысле, что каждый испытал внешнее воздействие в первые пять лет жизни. Родитель; специфичен для каждой личности и является записью комплекса ранних переживаний, уникальных для нее.
В коллекцию Родителя записываются все наставления, правила и законы, которые ребенок слышал от своих родителей и наблюдал в их собственной жизни. Они охватывают все, начиная от обращений родителей к ребенку в самом раннем возрасте, интерпретированных им невербально по интонации, выражению лица, ласкам и отсутствию таковых, до сложных вербальных правил и предписаний, устанавливаемых родителями по мере того, как маленькая личность становится способной понимать слова. В этом хранилище записей имеются тысячи "нет", адресованных ребенку, едва начавшему ходить, постоянно повторяемые "нельзя", выражение боли и ужаса на материнском лице, когда его неловкость навлекает позор на семью из-за разбитой антикварной вазы тети Этель.
Позднее приходят более сложные высказывания: "Помни, сынок, где бы ты ни оказался, ты всегда увидишь, что лучшие в мире люди — это методисты; никогда не лги; оплачивай свои счета; тебя судят по твоей компании; хорошие мальчики моют за собой посуду; расточительство — первый грех; никогда нельзя доверять мужчине; никогда нельзя доверять женщине; никогда не доверяй полицейскому; занятые делом руки — счастливые руки; не расхаживай под лестницами; делай другим то, что хотел бы, чтоб делали тебе; делай другим то, что они тебе не делают".
Важно то, что эти правила, хороши они или плохи в свете разумной этики, записываются как истина из надежного источника, каким являются люди шести футов ростом для ребенка ростом только в два фута, обязанного им повиноваться. Это долговременная запись. Ее нельзя стереть. Она может быть воспроизведена в любой момент жизни.
Многие данные Родителя проявляются в повседневной жизни в понятиях "как": как забивать гвоздь; как убирать кровать; как есть суп; как высморкать нос; как поблагодарить хозяйку; как обменяться рукопожатием; как сделать вид, что никого нет дома; как сложить банное полотенце или как наряжать рождественскую елку. Все эти данные усваиваются в процессе наблюдения за родителями. Это полезные сведения, которые дают возможность маленькому человеку научиться действовать самостоятельно. Позднее (когда Взрослый станет опытнее и свободнее в оценке Родителя) эти рано усвоенные способы действия могут быть переоценены и заменены лучшими, более соответствующими изменившейся реальности. Личность, для которой первые инструкции сопровождались воздействием суровой силы, может затрудняться переоценить старые способы, и потому упорно держаться за них, даже если они уже бесполезны, тем самым продолжая эстафету принуждения и повинуясь предписанию делать только так, а не иначе.
Ребенок – это запись внутренних событий, реакций маленького человека на то, что он видит и слышит. Поскольку маленькая личность не имеет запаса слов в период наиболее важных ранних переживаний, то большая часть ее реакции проявляется и запоминается в чувствах. Преобладающим побочным продуктом запретительного воспитательного процесса являются негативные переживания. На их основании маленькая личность рано заключает: "Я не в порядке". Эта устойчивая запись является следствием того, что человек когда-то был ребенком. Все равно каким ребенком. Даже ребенком добрых, любящих, разумных родителей. По мнению Харриса Сама ситуация детства, а не намерение родителей порождает проблему [42]. Берн же считал, то только чрезмерное вмешательство родителей в развитие ребенка приводит к образованию негативного сценария [3].
Подобно Родителю, Дитя является состоянием, в которое личность может переходить почти в любой момент его текущих транзакций. И сегодня с нами может случиться множество вещей, которые воссоздают ситуацию детства и вызывают такие чувства, какие владели нами тогда. Поэтому, когда личность охвачена чувствами, мы говорим, что в ней берет верх Дитя.
Но есть и светлая сторона: Дитя является также огромным хранилищем позитивных сведений. В нем процветают творчество, любознательность, желание исследовать и узнать, стремление потрогать, почувствовать и испытать, а также записи удивительных свежих чувств первых открытий. Дитя содержит записи множества восторженных "ага-переживаний", первых в жизни маленькой личности: первый глоток воды из садового шланга, первое поглаживание мягкой шерстки котенка, первое уверенное удерживание соска материнской груди; впервые в ответ на его щелчок выключателем зажигается свет; впервые кусок мыла преображается в подводную лодку; снова и снова возникает стремление ко всему этому вернуться. Переживания радости, связанные с этими событиями, также записываются. Наряду со всеми записями неблагополучия, имеется контрапункт, ритмичное материнское укачивание, приятная мягкость любимого одеяла, длительная положительная реакция на благоприятные внешние события (если ребенок действительно любим). Все это также может быть воспроизведено в транзакциях сегодняшнего дня.
Считается, то основные записи в Родителя и Ребенка вносятся до 5-6 лет. Трудно вообразить любую существенную эмоцию, которая не была бы уже испытана в ее наиболее интенсивной форме к пятилетнему возрасту ребенка. и к этому возрасту ребенок активно воспроизводит Родительские программы.
Информация Взрослого накапливается в результате осознания ребенком того, что реальная жизнь кое-чем отличается и от "преподанной концепции" Родителя, и от "прочувствованной концепции" Дитя. Взрослый формирует "продуманную концепцию" жизни на основе сбора и анализа информации. Взрослый в первые годы жизни еще слаб и незрел. Его легко "вывести из строя" приказами Родителя или страхами Дитя. Мать говорит о хрустальном бокале: "Нельзя, не трогай это!" Ребенок может отойти и заплакать, но при первой же возможности он дотронется до него, чтобы посмотреть, что из этого получится. В большинстве случаев Взрослый, несмотря на все препятствия на его пути, продолжает существовать и функционирует все более и более эффективно по мере того, как идет процесс созревания. Благодаря Взрослому, маленький человек начинает различать жизнь, преподанную и демонстрируемую ему (Родителем), жизнь, какой он ее переживает, желает и воображает (Дитя) и жизнь, постигаемую им самим (Взрослый).
Взрослый анализирует родительские программы на адаптацию к реальности, это же он делает с эмоциями Ребенка. Другая функция Взрослого состоит в вероятностной оценке. Эта функция медленно развивается в ребенке и, по-видимому, большинство из нас так и не усваивает ее на протяжении жизни. Маленькая личность постоянно сталкивается с неприятными альтернативами (или ты съешь свой шпинат, или останешься без мороженого), мало побуждающими к изучению вероятностей. Нерассмотренные вероятности могут быть причиной неудач наших транзакций, и неожиданные сигналы опасности могут привести к большему ослаблению Взрослого, чем ожидаемые опасности.
Непрерывная работа Взрослого состоит, таким образом, в проверке старой информации, ее пригодности или непригодности, и вторичного ввода ее для будущего использования. Если эта работа идет гладко и налицо отсутствие конфликта между преподанным и реальным, то компьютер освобождается для новой важной работы, творчества. Творчество, подобно Взрослому, рождается из любознательности Дитя. Из Дитя исходит "хочу", а из Взрослого — "как, каким образом". Существенным условием творчества является свободное компьютерное время. Если компьютер завален старыми делами, для нового дела остается мало времени. Многие директивы Родителя, однажды проверенные, становятся автоматическими и, таким образом, освобождают компьютер для творчества. Наиболее дорогостоящий в плане времени конфликт возникает, когда выдаваемое родителями за правильное не кажется правильным Взрослому. Наиболее творческая индивидуальность — та, которая открывает, что большая часть содержимого Родителя соответствует действительности. Тогда человек может всю эту правильную информацию целиком передать Взрослому, доверять ей, забыть о ней и приступить к другим вещам, таким, как изготовление бумажного змея, постройка песчаного дворца или занятия дифференциальным исчислением.
Итак, каждый человек может пребывать в трех эго-состояних, которые довольно быстро могут перетекать друг в друга. Но бывает и такое, то какой-либо из состояний блокировано, или одно из состояний преобладает у человека, и может проявляться в ситуациях несоответственно обстоятельствам, и мешать человеку воспринимать реальный мир и действовать в соответствии с этой реальностью.
Анализ транзакций и психологические игры
Трансактный анализ в своей базе содержит закон о том, что человек – существо биологическое и социальное, и нуждается во взаимодействии с другими людьми не менее чем в воздухе, еде и воде. И соответственно, человек всеми возможными способами стремится взаимодействовать, ему необходимы стимулы, в транзактном анализе им дали название – поглаживания. В транзактной теории выделяют три типа поглаживаний: физическое (например, касание), вербальное (слова) и невербальное(подмигивание, кивки, жесты и тому подобное). Поглаживания даются за “существование” (то есть являются безусловными) и за “поступки” (условные поглаживания). Они могут быть позитивными – например, дружеское физическое прикосновение, тёплые слова и доброжелательные жесты; и негативными – шлепки, хмурые взгляды, брань.
Биологическое значение поглаживаний для выживания индивида делает отрицательные поглаживания лучше, чем отсутствие поглаживаний вовсе. Поэтому люди вступают в общение даже при прогнозе негативного исхода. А чтобы это не было так очевидно, то сознание это прячет за какой-нибудь благовидной целью. Так люди, охотясь за поглаживаниями, вступают в психологические игры.
Когда в общение вступает два человека, то можно говорить, что общаются шесть состояний. На «поверхности» при этом одно, и именно оно представляет в данный момент личность.
Общение в трансактном анализе описывается как совокупность транзакций, которые представляют собой стимул и ответ на него. Трансакция – это обмен воздействиями между эго-состояниями двух людей. Различают трансакции одноуровневые и разноуровневые, параллельные и перекрёстные, явные и скрытые.
Наиболее комфортно люди чувствуют себя при одноуровневых параллельных транзакция (Р-Р, В-В, Д-Д). Это игры между детьми, пересуды между взрослыми, или деятельность, в которых не возникает конфликтов. Разноуровневые транзакции тоже могут быть комфортны, когда они параллельны. Это забота, которую второй партнер готов принять (Р-Д), или процесс обучения (В-Д), или запрос на помощь (Д-Р). Данное взаимодействие основано на той особенности, что человек склонен отвечать из того эго-состояния, к которому обращается партнер. Такое общение может продолжаться сколь угодно долго и расценивается чаще как положительное поглаживание [44].
И все же у человека всегда остается выбор, из какого состояния ему ответить, он принимает такое решение самостоятельно. Если респондент не готов воспринять стимул в том эго-состоянии, в которое он был направлен, то может происходить перекрест стимула и реакции. Так, человек, не готовый воспринять заботу, может возмутиться из состояния Родителя, или отклонить ее из состояния Взрослого. Перекрест в транзакции приводит к конфликту в общении, к эмоциональным реакциям у одной или обоих сторон.
Обращение одного человека к другому может скрывать подтекст. В таком случае говорят о скрытых транзакциях. На словах, к примеру, человек просто отвечает на вопрос, а невербаликой выказывает свое негативное отношение или восторг. Слова являют социальный, явный уровень транзакции, а мимика, жесты и интонации (невербалика) - скрытый уровень транзакции. Скрытые транзакции могут быть параллельны явной, или пересекать ее. И существует такое правило: уровень общения определяют скрытые транзакции [44].
Скрытые трансакции отличаются тем, что включают более двух эго-состояний, так как сообщение в них маскируется под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения. Таким образом, скрытая трансакция содержит неявную информацию, посредством которой можно повлиять на других так, что они этого не осознают [28]. Скрытые транзакции составляют основу манипуляций в общении и являются кирпичиками психологических игр.
В книге "Игры, в которые играют люди" Берн описывает около трех дюжин различных психологических игр. Игрой мы называем серию следующих друг за другом скрытых параллельных транзакций с четко определенным и предсказуемым, как правило, драматическим или трагическим исходом. Она представляет собой повторяющийся набор порой однообразных транзакций, внешне выглядящих вполне правдоподобно, но обладающих скрытой мотивацией, и приносящих сторонам «выйгрыш». Игра выгодна всем ее участникам. Она позволяет сохранить целостность сценарной позиции, не подвергая ее угрозе разоблачения. Психологические игры представляют собой оборонительные приемы, с помощью которых человек пытается защититься от боли (более или менее сильной), порождаемой ощущением собственного неблагополучия.
Американский исследователь Карпман, последователь Берна, обобщил роли в психологических играх до трех: Преследователь, Избавитель, Жертва. Он писал, что люди начинают игру в одной из этих позиций, но из сценарная цель занять другую, и в процессе игры происходит это переключение. В итоге каждая сторона получает «желаемую роль» и это ее выигрыш. Человек со здоровый отношением к себе, людям и жизни в целом в такой треугольник не попадает. Все роли треугольника основаны на ощущении неблагополучия [3].
Откуда же берется это ощущение неблагополучия? Об этом говорит сценарный анализ.
Сценарный анализ
Сценарий - это генеральный и персональный план, организующий жизнь человека. Сценарий вырабатывается ребенком в качестве стратегии выживания. Берн в своих ранних работах определял сценарий как «бессознательный жизненный план». Затем уточнил определение: «План жизни составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути» [3]. Современный российский психотерапевт Литвак М.Е. дополнил определение сценария: «Сценарий – это бессознательная психологическая сила, которая ведет человека к запрограммированному в детстве исходу по определенным алгоритмам, вне зависимости от того, считает он это своим свободным выбором или отчаянно этому сопротивляется» [22].
Концепция о том, что детские впечатления оказывают сильное влияние на паттерны поведение взрослых людей, является центральной не только в трансактном анализе, но и в других направлениях психологии. Отличие теории сценариев в том, что ребёнок составляет четко определённый план своей жизни, а не просто формирует основные взгляды на жизнь. Этот план составляется в форме драмы, имеющей чётко обозначенные начало, середину и конец.
Другой отличительной чертой теории жизненного сценария является то, что план жизни «достигает кульминации в избранной альтернативе». Составные части сценария, начиная с первой сцены, служат для того, чтобы привести сценарий к заключительной сцене. В теории сценария заключительная сцена получила название расплаты за сценарий. Теория говорит о том, что при проигрывании человеком жизненного сценария он бессознательно избирает виды поведения, которые приблизят его к расплате сценария [12].
Сценарий – это «план жизни, составленный в детстве», следовательно, ребёнок сам принимает решение о своём сценарии [10]. Это решение принимается ребенком под влиянием внешних факторов и на основе его генетических особенностей (темперамента, здоровья) и состояния гомеостаза в период воздействия. Доказательством того, то решение принимается ребенком, является тот факт, что разные дети, воспитывающиеся в одних и тех же условиях, могут составить совершенно разные планы своей жизни. Эрик Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба попадёте в психушку». Впоследствии один из братьев стал хроническим психическим больным, а другой психиатром [3].
Термин «решение» в теории жизненного сценария используется в значении, отличном от того, как мы понимаем во взрослой жизни и которое обычно приводится в словаре. Ребёнок принимает решение о своём сценарии на основе эмоций, до того, как начинает говорить. При этом ребёнок использует доступные ему в том возрасте способы тестирования реальности [36].
Хотя родители не могут заставить ребёнка принять какие-то решения, они тем не менее оказывают на ребёнка сильное влияние, передавая ему вербальные и невербальные послания. На основе этих посланий ребёнок формирует свои представления о себе, других людях и жизни – сценарную позицию, на основе которой в дальнейшем и надстраивается содержание сценария. Далее сценарий подкрепляется родителями и затем ходом жизни.
Сценарные послания.
Ребёнок принимает жизненную позицию, и затем сценарные решения, в соответствии со своим восприятием окружающего мира. Следовательно, послания, которые ребёнок получает от своих родителей и окружающего мира, могут полностью отличаться от посланий, передаваемых и воспринимаемых взрослым человеком.
Сценарные посланиямогут передаваться вербально, невербально или тем и другим способом одновременно. До того как ребёнок начнёт понимать речь, он интерпретирует послания других людей в форме невербальных сигналов. Он тонко воспринимает интонацию словесных высказываний, движения тела, запахи и звуки [28]. Иногда ребёнок воспринимает сценарные послания, исходя из происходящих вокруг него событий, которые не зависят от родителей: громкий шум, неожиданные движения, расставания с родителями во время пребывания в больнице, - всё, что может показаться ребёнку угрозой его жизни.
Позднее, когда ребёнок начинает понимать язык, невербальные коммуникации остаются важным компонентом сценарных посланий. При разговоре родителей с ребёнком, он будет интерпретировать значение того, о чём они говорят, в соответствии с сопровождающимися невербальными сигналами.
Можно выделить несколько основных способов получения сценарных посланий детьми: копирование поведения родителей друг с другом, с ребенком и другими людьми, оценивание личности и поступков ребенка со стороны родителей и других людей, прямые приказания, поощрения и наказания, игнорирование, травматические события, обсуждение детей и других людей в присутствии ребенка.
Все это воздействие накладывается на тот вопрос, который постоянно задает себе ребенок: «Как мне лучше всего добиться того, что я хочу?». Возможно, маленькая девочка замечает, что когда мать хочет чего-то от отца, она сначала начинает ругаться, а потом плачет. Ребёнок приходит к выводу: «Чтобы получить от людей, особенно от мужчин, то, что я хочу, нужно поступать как мама». В этом случае дочь копирует поведение матери.
Когда родители говорят: «Не мешай мне! Делай, что тебе говорят! Уйди! Быстрей! Не капризничай!» - послание передается в виде приказания. Сила этих приказов, как сценарных посланий, будет зависеть от того, как часто они повторяются и от сопровождающих их невербальных сигналов.
В других случаях ребёнку могут говорить не что он должен делать, а кем он является. Это оценочные послания: «Ты глупый!»; «Моя маленькая девочка!»; «Ты кончишь в тюрьме!»; «Ты ничего не добьёшься!». Содержание оценок может быть позитивным или негативным, а их сила, как сценарных посланий, будет зависеть от сопровождающих их невербальных сигналов.
Когда родители говорят между собой о своем ребенке при нем: «Он у нас совсем слабенький», «Она умница, так помогает нам», или соседка при детях на улице маме: «Да, младший всю красоту забрал», или родители при своем ребенке о других детях «Петя ужасный хулиган – сломал скворечник» или «У Ивановых горе, Настя-то в училище пошла учиться, на портного» - все это примеры передачи посланий через косвенную речь. Зачастую такие послания дети воспринимают сильнее, чем прямое обращение.
Однако бывает, что своё главное сценарное решение ребёнок принимает при реагировании на одно единственное событие, которое он воспринимает как особенно угрожающее. Такое событие называют травматическим. В день, когда произошло травматическое событие, «рождается» эго-состояние Ребёнок. Это значит, что мысли, чувства и паттерны поведения взрослого человека в эго-состоянии Ребёнка, будут точно соответствовать его мыслям, чувствам и поведению в тот день [3].
В сценарной теории все послания делят на три группы:
· Запреты и разрешения – это базовые послания, которые по большей части передаются невербально, в основном в раннем возрасте, но и далее в ходе развития ребенка. Запреты ограничивают свободу ребенка, накладывают рамки на его поведение и чувства, это то, что «нельзя». Разрешения предоставляют ребенку выбор делать что-либо или нет, это его принятие в разных ситуациях и эмоциях, это то, что «можно».
· Программы – это послания о том, как что-либо делать (ставить тарелку, держать карандаш, здороваться, как вести домашнее хозяство и т.п.), передаются, как правило, через копирование поведения родителей.
· Предписания – послания о том, каким должен быть ребенок, каким его хотят видеть. Это требования родителей к поведению немного подросшего ребенка: соблюдать правила поведения, обслуживать себя, учиться, и т.п. Каким ребенок должен быть, чтобы его принимали родители и общество.
Как мы сказали, ребенок воспринимает послания не в четкой словесной формулировке, не так как привыкли думать мы, взрослые, а в неком обобщенном эмоциональном смысле. На этом основании и на опыте своей работы с больными и клиентами американские психологи Мэри и Роберт Гулдинги выделили двенадцать основных разрушительных посланий - запретов, формирующих негативный сценарий, которые дети могут воспринять [10]:
} Не живи
} Не будь самим собой
} Не делай
} Не думай
} Не чувствуй
} Не будь близким, не доверяй
} Не будь ребенком
} Не будь взрослым
} Не принадлежи
} Не достигай успеха
} Не будь первым
Кроме того, что родители накладывают запрет на некоторые проявления жизнедеятельности ребенка, вместе с тем, как ребенок становится более самостоятельным, они ожидают и даже требуют от него, что он должен делать. Эти требования различны по содержанию, и опять же их можно объединить в некие более общие послания, что сделал один из последователей Берна - Таиби Келлер [36]. Он выделил пять основных предписаний, которые дети могут воспринять от родителей:
§ Будь лучшим/совершенным
§ Радуй других
§ Старайся
§ Будь сильным
§ Спеши
Поведение, свойственное таким воспринятым посланиям, обостряется в моменты стресса.
Родители редко устраняются от выбора сценария для своего ребенка. В зависимости от того, насколько сценарные сообщения не соответствуют реальным способностям ребенка и отрицают его желание быть, они могут приводить к разной степени патологии: от легкой степени, редко мешающей личности использовать свои способности, до сильной, когда человек становится нелепой карикатурой на свое настоящее Я. У Э. Берна в одной из книг описан способ избежать негативного программирования: говорить ребенку «будь счастлив». Подобная фраза, повторяемая родителем, дает ребенку понять, что ребенок сам может выбрать для себя сценарий, с которым он будет счастлив.
Итак, под воздействием запретов, разрешений, программ и предписаний ребенок формирует свое отношение к миру, себе и людям. Это отношение называют сценарной позицией.
Сценарные позиции.
В трансактном анализе нет единого мнения, что возникает ранее: сценарное решение или сценарная позиция. Эрик Берн считал, то решение ребенок принимает в возрасте до трех лет, и сценарная позиция призвана потом оправдывать это сценарное решение. Его ученик Клод Штайнер предполагал, что сценарная позиция формируется до сценарного решения, и считал, что все дети изначально имеют позицию «я-ок, ты-ок», приравнивая ее к позиции базового доверия по Э.Эриксону. Другой трансактный аналитик, Томас Харрис, придерживался мнения, что ребенок изначально имеет позицию «я-неОк, ты-ок», что обусловлено трудностями прохождения через родовые пути, перестройки организма в первые минуты и дни жизни, беспомощности ребенка в первые годы жизни.
Мне импонирует точка зрения Штайнера и Эриксона, что в первый год жизни у ребенка формируется некая базовое эмоциональное отношение к миру в общем. Российский исследователь академик Бехтерев В.М. также считал, что к одному году формируется эмоциональная база человека [16]. Об этом же писал американский исследователь Кьюби: «в ранней стадии жизни, иногда в первые месяцы, а иногда позже, часто создается центральная эмоциональная установка. Установлено, что к этой сложившейся в раннем возрасте центральной эмоциональной установке человек имеет тенденцию возвращаться до конца своих дней. Это, в свою очередь, может составить как главную защиту, так и главное уязвимое место его жизни. Фактически, образование центральной эмоциональной установки может послужить одним из наиболее ранних оснований в эволюции невротических процессов человека, так как оно может начаться даже в довербальный и в значительной степени досимволический период жизни младенца... Всякий раз, когда центральная установка болезненна, личность может потратить всю свою жизнь, защищая себя от нее, снова используя сознательные, подсознательные и бессознательные приемы, имеющие своей целью избежать причиняющей боль центральной установки» [42].
Я думаю, что Харрис и Штайнер вкладывали другое понимание в термин «сценарная позиция», чем Эрик Берн. Транзактный анализ был для Берна социальной психиатрией, то есть во главе у него стояли отношения между людьми. И я думаю, что он считал, что сценарий человека более зависит от того как человек выстроит отношения, чем от базовых эмоциональных ощущений от мира и жизни. То есть важно ни как человек воспринял мир в первый год жизни, а какие инструменты защиты он выстроил в период с года до шести лет, именно это влияет на его ощущение успешности, хорошести.
Новорожденный еще не отделяет себя от матери и от мира вообще. Первое отношение, которое формируется - это отношение ко всему миру в целом: либо это довольно приятное место, либо неприятное или даже страшное. Это отношение формируется на основе того, как удовлетворяются базовые потребности ребенка: уход, питание и потребность в поглаживаниях, насколько здоров ребенок. Клод Штайнер даже считал, что в основе сценария лежит экономия поглаживаний со стороны родителей, манипулирование поглаживаниями, чтобы добиться со стороны ребенка желаемого поведения. Итак, первым формируется общее отношение к миру [29,45].
В возрасте около полугода ребенок на основе своего опыта начинает выделять мать (или другого заменяющего ее человека) как отдельный объект, и связывает с ней удовлетворение своих потребностей. М.Маллер называла этот период «вылуплением». (Она тоже считала этап, предшествующий вылуплению самым важным, и в своих исследованиях наблюдала влияние его на дальнейшее развитие ребенка и прохождением им возрастных кризисов.) Ребенок выходит из полного слияния с матерью, начинает чувствовать их отдельность. И, как следствие, начинает выстраивать с ней отношения. В этот период начинает формироваться отношение к «ты» - к другим людям. Для ребенка мать и его ближайшее окружение и есть люди.
Около года ребенок начинает ходить и постепенно у него накапливается опыт самостоятельности, осознание отдельности укрепляется. Около двух лет дети говорят о себе «я». Но более полное осознание своей отдельности и индивидуальности, со своим отношением к себе формируется к трем годам. Возраст с года до трех лет – это возраст формирование позиции «Я». И формирует ее ребенок на основе того, как относятся к нему родители или заменяющие их люди.
На основе этих трех позиций (мир, ты, я) ребенок формирует сценарную позицию. Жизненная позиция – это совокупность основных представлений о себе и окружающих, которые лежат в основе решений и поведения человека.
Базовыми отношениями Берн считал отношение к себе – «Я-Ок» или «Я неОК» и отношение к другим людям «Ты-Ок» или Ты-неОк». Сценарий основывается на четырех жизненных позициях:
1. Я-неОК, Ты-ОК;
2. Я-неОК, Ты-неОК;
3. Я-ОК, Ты-неОК;
4. Я-ОК, Ты-ОК.