Обсессивно-компульсивные расстройства
Ядро когнитивной организации этого типа характеризуется симметричным видением себя и других, в котором любой полюс диады «Я-Другие» либо «хороший», либо «плохой» (если один из них «хороший» - «светлый», позитивный, то другой, конечно, «плохой» -«темный», негативный). Более того, любой полюс этой диады изменяется в континууме «плохой» - «хороший». Иными словами, и образ Я, и образ объекта привязанности представлены всегда в шкале сравнения, которая почему-то норовит сдвинуть баланс «хорошего-плохого» в сторону последнего (как в известном примере: стакан наполовину с водой видится скорее полупустым, чем полунаполненным).
Для того чтобы понять психологический механизм и истоки подобной картины мира, предлагается обратиться к модели амбивалентной привязанности (М.Эйнсуорт, 1982; Дж.Боулби, 1973, 1982; В.Гвидано, Дж.Лиотти, 1983, 1987, 1991). Амбивалентно привязанный к кому-то ребенок демонстрирует частую смену стремления к предмету привязанности его избеганием. Есть различные модели родительского отношения, которые могут быть связаны с развитием у ребенка модели амбивалентной привязанности. Наиболее типичный пример - ригидные, эмоционально-холодные и правдолюбивые родители, предпочитающие строгое нравственное и физическое воспитание ребенка, но не умеющие удовлетворить его потребность в игре с ним и испытать к нему искреннюю любовь и участие. Ребенок имел бы одинаковую возможность для предположения, что такие родители «хорошие» (на основании своего морального и физического благополучия и, следовательно, любви к нему родителей) либо «плохие» (их чуждость, эмоциональная неотзывчивость на его нужды). Он может считать себя «плохим», если вспомнит что избегает «хороших» родителей или, наоборот, «хорошим», если подумает, что правильно сделал, когда отдалился от таких «плохих» родителей.
Двойственность, дихотомизированное видение себя и других создает условия для невыносимой неопределенности. Любое решение дилеммы «Хороший ли я, а другие - плохие, или все наоборот?» неудовлетворительно, но сомневаться дальше без какого-либо определенного ответа - еще хуже. Следовательно, ребенок, скорее всего, будет искать абсолютно однозначное решение дилеммы. Развивается абсолютизированное отношение к себе и другим. Ошибка или недостатки рассматриваются как доказательство совершенной, «на 101 %», «непригодности» себя и других и, следовательно, скрываются, насколько это возможно. «Идеальный» портрет себя и других, построенный таким способом, вероятно, будет абстрактным, максималистским и ригидным. Когда конкретный человек (с его более или менее положительными, вредными или нейтральными поступками) должен быть оценен в соответствии с такой абстрактной системой ценностей, характеристика его становится либо невозможной, либо догматически абсолютизированной. Поиск реальных качеств, адаптивных характеристик своего Я или других, очевидно, затруднен, и тем самым подготавливается фундамент для складывания разнообразных проблематичных моделей эмоциональных реакций и поведения перед лицом будущих событий.
Расстройства питания
Люди, страдающие нервной анорексией или различными формами предрасположенности к излишнему весу, или более сложными расстройствами питания по типу так называемого хаотического диетического синдрома, имеют сходное ядро когнитивной организации. Аффективные узы, дружеские отношения здесь представлены как ситуации взаимного полного понимания и безусловного принятия и в то же время как переполненные огорчениями и разочарованиями.
Сотоварищ по аффективным узам, если он не демонстрирует безупречного понимания и принятия, немедленно вызывает разочарование и развитие защитного отчуждения. Это - как если бы схема, отражающая отношения любви, исключала промежуточные состояния во взаимоотношениях от абсолютно принимаемых до болезненно воспринимаемых, тотально болезненных, которые пациент не приемлет ни в малейшей степени. Люди, не подходящие в качестве совершенного партнера (по стандартам родителей), скорее всего будут считаться неспособными и неготовыми понять, склонными критиковать поведение или физические особенности, а также навязывать ему свое мнение.
Семейная атмосфера, в которой выражение своих мыслей й эмоций не поощряется, может привести к (упорно не замечаемому другими) развитию расстройства у одного из членов семьи и, вполне вероятно, способствовать возникновению такого когнитивного стержня. Сверхценное отношение к аффективным узам отождествляется с мгновенным и полным взаимопониманием (почти без потребности в словах), которое, естественно, передается ребенку. Когда он обнаруживает, что такое понимание любви, дружбы не соответствует реальной картине отношений между отцом и матерью или между ним и родителями, переживание разочарования неизбежно и крайне болезненно.
Тому, кто хочет защитить себя, кажется логичным избегать встреч или предложений кого-либо, кто не убеждает в своем «совершенстве» ивлюбленности так, чтобы сделать разочарование невозможным. Конечно, такое отношение делает выражение более интимных чувств и мыслей редким событием. Вербализация собственных чувств и мыслей не поощряется, и, следовательно, вербально обозначенные аспекты личности пациента, связанные с миром эмоций, оказываются неясно представленными в его когнитивной организации. Самоидентичность, таким образом, остается по многим важным ее аспектом тождественной идентичности границ собственного тела.
Когда бы ни возникало неприятное самочувствие (под влиянием критических замечаний в адрес поведения пациента или его физических особенностей, сделанных сверстниками или значимыми для него людьми), оно оформляется интроспективно в негативный образ тела, часто искаженный полнотой. Тучные пациенты, как ни печально, принимают такой образ, тогда как больные анорексией отчаянно борются с ним, начиная голодать.