Направленность личности. Побудительными причинами совершения каких-либо действий являются

Побудительными причинами совершения каких-либо действий являются потребности.Потребность - это нужда в чем-либо.

Низшие потребности (по Маслоу). Естественные потребности, которые обеспечивают существование человека: потребность в пище, отдыхе и сне, сексуальные потребности. 2. Потребность в безопасности: защите от боли, страха, гнева, неустроенности и т.д. Высшие потребности. Наряду с естественными у человека есть и чисто человеческие, духовные или социальные потребности: в общении, знаниях, в любви и т.д. 3. Потребность в социальных контактах: любви, нежности, чувстве идентификации (отождествлении с кем-либо), чувстве социальной присоединенности. 4. Потребность в самооценке: самоуважении, достижении, признании, одобрении. 5. Потребность в самоактуализации: в реализации собственных возможностей, в понимании и осмыслении.

Главный закон иерархии потребностей заключается в том, что высшие потребности возникают только в том случае, если достаточно насыщены низшие, причем это насыщение должно носить достаточно длительный и интенсивный характер. Если человек не ощущает себя в достаточной безопасности, то вряд ли у него сформируется потребность в осмыслении себя, своих ценностных ориентаций, смысла жизни.

Анализируя тот или иной конкретный поступок, конкретное действие, надо знать мотивы или побудительные причины этих поступков. Пр.: два ученика получили плохую отметку и скрыли ее от родителей. Но в одном случае это объяснялось нежеланием огорчить тяжелобольную мать, а в другом – стремлением получить обещанную награду.

Эта направленность формируется в результате развития самосознания личности, которое проявляется в переходе от внешних критериев оценки себя и своих действий к внутренним.

Мировоззрение– отражение системы взглядов, общее понимание мира, человека, общества и ценностное отношение к ним. Будучи способом осознания окружающей действительности и самого себя мировоззрение обуславливает основные жизненные позиции человека, его убеждения, идеалы, ценностные ориентации.

Убеждение – осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Это – представления, знания, идеи, ставшие мотивами поведения человека и определяющие его отношение к действительности. Наличие убеждений связано с переживанием их истинности и с потребностью реализовать их в жизни.

Интересы – это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним.

Способности

Что дает основание говорить о наличии у человека способностей к какой-то деятельности? Основанием служат два показателя: быстрота овладения деятельностью и качество достижений. Человека считают способным, если он, во-первых, быстро и успешно овладевает какой-либо деятельностью, легко в сравнении с другими людьми приобретает соответствующие умения и навыки и, во-вторых, добивается достижений, значительно превосходящих средний уровень.

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения.

Известный советский психолог Б. М. Теплов выделил три особенности способностей: во-первых, это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; во-вторых, это лишь такие индивидуальные особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности; в-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые выработаны у данного человека, а является как бы благоприятной предпосылкой для их формирования.

К способностям относятся, например, музыкальный слух и чувство ритма, необходимые для успешных занятий музыкой; конструктивное воображение, необходимое для выполнения деятельности конструктора, инженера; быстрота двигательных реакций, необходимая при занятиях некоторыми видами спорта и т.д.

Природными предпосылками развития способностей являются задатки.

Задатки – некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обуславливают природные индивидуальные различия между людьми.

Задатки – это только одно из условий формирования способностей. Ни один человек, какими бы благоприятными задатками он ни обладал, не может стать выдающимся музыкантом, художником, не занимаясь много и настойчиво соответствующей деятельностью.

Вопросы для самоподготовки.

Какие основные три блока определяют структуру личности?

Что такое потребность? Какие потребности бывают?

Что такое мотивация? Какую роль она играет в поведении человека?

Что такое задатки и какова их роль в развитии способностей?

Дайте определение способностей и поясните его.

Направленность личности. Побудительными причинами совершения каких-либо действий являются - student2.ru

ТЕМА 7. ХАРАКТЕР. ТЕМПЕРАМЕНТ. САМООЦЕНКА.

Содержание:Основные составляющие темперамента. Характеристика типов темперамента. Общее понятие о характере. Формирование характера. Различные типологии характеров. Самооценка личности. Уровень притязаний. Самоуважение.

Темперамент

Издавна делались попытки свести практически бесконечное множество индивидуальностей к небольшому числу типичных портретов.

Темперамент в переводе с латинского – смесь, соразмерность. Древнейшее описание темпераментов принадлежит «отцу» медицины Гиппократу. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает. Если преобладает кровь («сангвис» по-латыни), то темперамент будет сангвинический, т.е. энергичный, жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности и неудачи. Если преобладает желчь («холе»), то человек будет холериком – желчный, раздражительный, возбудимый, с быстрой сменой настроения. Если преобладает слизь («флегма»), то темперамент флегматичный – спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой. Если преобладает черная желчь («меланхоле»), то получается меланхолик – несколько болезненно застенчивый и впечатлительный человек, склонный к грусти, замкнутости, чрезмерно чувствительны к невзгодам.

Гиппократовские четыре типа темперамента – наиболее древний и наиболее известный пример типизации, выделения общих закономерностей среди индивидуальных вариаций психики.

Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения. Таким образом, темперамент – это характеристика человека со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности деятельности психических процессов и состояний, степени эмоциональности.

Наши рекомендации