Лекция 2. Структура волевого действия
Краткое содержание лекции. Компоненты волевых действий. Роль влечений и желаний в формировании мотивов и целей деятельности. Борьба мотивов и принятие решения. Решительность в процессе принятия решения. Типы решительности по Джемсу. Исполнение принятого решения. Волевые качества личности.
Компоненты волевых действий. Волевое действие начинается с осознания цели и связанного с ней мотива. В том случае, когда человек ясно видит свою цель, сразу переходит к действиям, это называется простым волевым действием. Сложное волевое действие предполагает, что между побуждением и непосредственным действием имеются дополнительные этапы.
Роль влечений и желаний в формировании мотивов и целей деятельности. Так, на первом этапе сложного волевого действиявозникает побуждение, которое ведет к пониманию того, что человек хочет, то есть, к осознанию цели.Однако, не всякое побуждение отчетливо осознается. Иногда человек понимает, что ему что-то не хватает, но он не знает чего.
Состояние неосознанного побуждения называется влечением. Влечение неясно, смутно, неопределенно, непостоянно. Из-за своей неопределенности влечение не может перерасти в деятельность. Человек не понимает, чего ему нужно достичь и как это сделать. Влечение может угаснуть, но может перерасти в желание, стремление, намерение.
Желание – это знание того,что человек хочет достичь и способов достижения цели. Желания побуждают человека строить планы достижения целей.
Сильное желание становится стремлением. Оно проявляется в том, что человек готов преодолеть все препятствия на пути к достижению цели. Стремления эмоционально окрашены.
Однако, не всякие желания и стремления реализуются. У человека может возникнуть одновременно несколько желаний. Каждое из них может подчинить все остальные. Такое состояние называется борьбой мотивов. Человек пытается самому себе объяснить, какое из желаний надо реализовать в первую очередь.
Борьба мотивов и принятие решения. Борьба мотивов часто сопровождается внутренним напряжением и представляет собой глубокий внутренний конфликт между доводами разума и чувствами, личными мотивами и общественными интересами. Следует сказать, что в классической психологии именно борьба мотивов как основное звено волевого поведения. При этом внутренняя борьба и конфликт, который переживает человек, и выход из него в виде внутреннего решения противопоставляются исполнению, то есть, сама деятельность, само достижение цели рассматриваются как второстепенное звено волевого действия.
Этап борьбы мотивов заканчивается принятием решения.
Решительность в процессе принятия решения. Типы решительности по Джемсу. Рассматривая процесс принятия решения, американский психолог У. Джемс выдели несколько типов решительности.
1) Разумная решимость, когда решение принимается спокойно, без всякого усилия. Часто человек следует установкам извне: если так делают другие, то и мне это нужно сделать.
2) Если колебания в принятии решения затянулись, может наступить момент, когда человек готов принять неверное решение, чем не принимать никакого.
3) В некоторых случаях, при отсутствии реальных решений, желая избежать неприятных ощущений нерешительности, человек начинает действовать автоматически, не заботясь о том, что будет потом.
4) Прекращение внутреннего колебания происходит из-за изменения шкалы ценностей. У человека происходит внутренний перелом и решимость действовать в определенном направлении. К этому относятся случаи пробуждения у человека чувства долга, ответственности, совести и др. нравственных чувств.
Процесс принятия решения сложен и длителен. После того, как принимается какое-либо решение, человек чувствует облегчение. Это связано с тем, что мышление переключается на мысли о том, как выполнить принятое решение. Иногда исполнение решения откладывается на длительный срок, и тогда говорят о намерении. Намерение – это внутренняя подготовка будущего действия.
Исполнение принятого решения. На этапе исполнения действий выделяют планирование – поиск рациональных способов и доступных средств, облегчающих исполнение решения.
Чтобы спланированное действие перешло в реальное действие, необходимы волевые усилия. Волевое усилие переживается как сознательное напряжение, форма эмоционального стресса, помогающего человеку преодолевать трудности, мобилизовать внутренние ресурсы организма. Волевое усилие характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение действия и удержание от нежелательных поступков.
Интенсивность волевого усилия зависит от следующих факторов: моральной устойчивости личности (ответственные люди преодолевают значительные препятствия и более способны к напряжению воли); степени социальной значимости поставленных целей (разная степень волевого усилия у спортсменов на районных, городских и международных соревнованиях); установок по отношению к деятельности (прочитать к семинару и ответить на семинаре; прочитать и хорошо ответить на экзамене); уровня самоорганизации личности.
После исполнения действия следует его оценка. В оценке отражено не только личное отношение человека к выполненному действию, но и отношение других, значимых людей. Оценка действия представляет собой суждение одобряющее, оправдывающее, порицающее, осуждающее и др. Оценка сопровождается эмоциональным переживанием, например, переживанием стыда, раскаяния, сожаления и др.
Волевые качества личности. Волевые действия каждого человека являются отражением его индивидуальности. Индивидуальные различия волевой сферы человека проявляются в силе, целеустремленности, инициативности, самостоятельности, независимости и др. качествах личности.
Совершая то или иное действие, человек несет ответственность за его последствия. Социально значимый результат действия, выходящий за пределы первоначальных намерений, называют деянием. Персональная ответственность человека за деяния определяется на основании нравственного критерия. Если деяние положительно отразилось на обществе, то оно называется благодеянием, если отрицательно - злодеянием.
Люди различаются между собой не только по направленности деяний, но также по тому, чему они склонны приписывать ответственность за свои деяния. Американский психолог Дж. Роттер ввел понятие «локус контроля» - качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своих действий внешним силам и обстоятельствам или собственным усилиям и способностям. Первые называются экстерналами, вторые – интерналами. Экстерналы – неуверенные в своих способностях, неуравновешенные, стремятся откладывать дела на неопределенный срок, безответственные, легко подчиняемые другим и т.д. Интерналы - уверенные, настойчивые в достижении цели, склонные к самоанализу, ответственные, независимые.
Воля, как и другие высшие психические функции, формируется в ходе возрастного развития. У новорожденного ребенка преобладают рефлекторные движения, а также некоторые инстинктивные действия. Волевые действия начинают формироваться значительно позже. Например, дети двухлетнего возраста могут делать выбор между несколькими возможными действиями. Однако, выбор, осуществляемый в зависимости от мотивов морального критерия, становится возможным не ранее конца третьего ода жизни. Это происходит тогда, когда ребенок может контролировать свое поведение. Для этого необходимы, с одной стороны, достаточно высокий уровень развития, с другой стороны, сформированные моральные установки. Характер моральных установок в значительной степени зависит от моральных установок взрослого. В первые годы жизни ребенок стремится подражать действиям взрослых, и в процессе умственного развития постепенно начинает анализировать их поступки и делать соответствующие выводы.