Последовательность в организации логопедических занятий с заикающимися школьниками
Принцип систематичности и последовательности включает не только логическую, но и организационную сторону логопедического воздействия на заикающихся, так как овладение ими определенных знаний, навыков и умений должно происходить не от случая к случаю, а систематически, т. е. постоянно, регулярно, без пропусков и по плану. Только в этом случае будет иметь место постоянная тренировка нервных процессов, которая собственно и лежит, по указанию И.П. Павлова, в основе лечения неврозов, в группу которых входит и заикание.
Лечебно-педагогический процесс предполагает определенную форму организации корригирующей работы с заикающимися. Более того, качество формирования у них свободной речи во многом обусловливается самой формой построения логопедических занятий. Вот почему вопросы, связанные с формами организации корригирующей работы с заикающимися, были и остаются актуальными в логопедической теории и практике.
Система организации логопедических занятий с заикающимися предусматривает последовательное нарастание сложности речевого материала или ситуаций как от одного занятия к другому и от него к третьему и далее, так и внутри каждого занятия в отдельности.
Принцип систематичности и последовательности в организации логопедических занятий с заикающимися особенно заметно вырисовывается в общих (перспективных) и конкретных (ежедневных) планах логопеда.
Перспективный план отражает систему логопедических занятий в целом за весь лечебный курс. Этим планом предусматривается система последовательной активизации правильной речи и поведения у заикающихся не только в процессе логопедических занятий, но и вне их.
Перспективным планом логопедической работы с заикающимися предусматриваются:
1) стимулирующие демонстрации и беседы;
2) щадящий режим, определенным образом ограничивающий речь детей и помощь извне (молчание, шепотная речь, рече-ручной режим, сопряженная и отраженная речь, ответы на вопросы);
3) тренировочный режим, направленный на активную перестройку их речи и включающий все виды речевой работы с ними;
4) закрепительный период, продолжающий тренировочный режим после выписки детей из логопедического стационара.
Приходится неоднократно слышать мнение о том, что нецелесообразно со всеми заикающимися начинать логопедические упражнения с этапа сопряженной и отраженной речи, так как у многих заикающихся этот этап речевой работы не вызывает каких-либо трудностей.
Между тем этап сопряженной и отраженной речи в логопедических занятиях на практике оказывается необходимым, во-первых, как переходный этап (звено) в системе последовательного нарастания усложнений форм речи (от молчания к несамостоятельной, а затем к спонтанной речи), во-вторых, как этап, который отвечает (в силу своей доступности для заикающихся) целям щадящего режима и которому соответствует в лечебно-педагогическом процессе ряд определенных подготовительных, обучающих и стимулирующих мероприятий (работа над голосом, темпом и выразительностью речи, паузами, поведением и пр.). В большинстве случаев этот этап логопедических занятий с заикающимися выступает как фактор, несущий огромный психотерапевтический заряд, ибо позволяет (опять-таки в силу своей доступности) настраивать заикающегося на мысль об уже начавшемся улучшении состояния его речи, тем самым стимулируя для дальнейшей работы, повышая доверие к логопеду. У опытного логопеда, несмотря на какой-то общий для всех заикающихся в группе речевой этап, на занятиях используются все формы речи, которыми оперируют члены группы в зависимости от их речевых возможностей. В этом проявляется другой общедидактический принцип — принцип индивидуального подхода — в процессе лечебно-педагогических занятий с заикающимися детьми. Об особенностях его проявления в логопедической практике следует говорить особо.
Ежедневный план отражает последовательность логопедической работы с заикающимися на одном отдельном занятии. Принцип последовательности здесь выражается в соотнесении его структурных частей — вступительной, основной и заключительной. Структурные части являются взаимосвязанными и взаимообусловленными частями единого и цельного по своему содержанию логопедического занятия. Одна часть последовательно заменяет другую, но каждая последующая включает элементы предыдущей и подготавливает почву для последующей.
Вступительная часть логопедического занятия характеризуется подготовительными упражнениями, включающими элементы организации детского коллектива, внимания, целенаправленности на предстоящую работу; тренировочными упражнениями, имеющими целью подготовить ребенка к предстоящей работе; повторением и закреплением проработанного на предыдущем занятии материала.
Основная часть может быть выражена в зависимости от цели занятия выработкой или тренировкой навыков правильной речи и поведения у детей в новой речевой форме или ситуации.
Заключительная часть представляет собой ряд тренировочных упражнений, закрепляющих то новое, что прорабатывалось на этом занятии, на аналогичном материале или условиях. Сюда же входят подведение итогов работы детей на занятии, фиксация внимания детей на достижениях и успехах, имевших место на этом занятии, советы и задания для закрепления этих достижений вне логопедических занятий.
Как видим, общедидактический принцип последовательности и систематичности в логопедических занятиях с заикающимися школьниками проявляется в логическом усложнении не только форм и содержания речи, но и речевых ситуаций, не только в последовательном проведении целой системы логопедических занятий, но и каждого отдельного занятия.
Изложение некоторых основных принципиальных положений, касающихся логопедических занятий с заикающимися школьниками, указывает на необходимость тщательно продуманной и творческой работы логопеда в каждом отдельном случае заикания у ребенка.
Очерки по патологии речи и голоса Вып. 3 / Под ред. С.С. Ляпидевского. — М., 1967. С. 170—196.