Упрямство, истерики, страхи?
Все это свойственно и слышащим детям, но только в меньшей мере. Давайте разберемся, что это такое, обсудим причины, и вам станет более ясно, как вести себя с ребенком.
Агрессивным считается такое поведение, когда малыш очень часто ссорится, с криком набрасывается на других детей или взрослых, кусает их, бьет или пинает.
Причиной агрессивности может быть ревность — чувство, возникающее у малыша, когда его сестренка или братик отнимают у него любовь и привязанность родителей. Ему кажется, что родители любят и обращают на них внимание больше, чем на него.
У вашего ребенка ревность может возникнуть и в более старшем возрасте, когда он начинает понимать, что его сестра или брат слышат, а он — нет. Ваш ребенок хочет слышать не потому, что ему хочется послушать пение птиц или музыку, а потому, что другие дети слышат и им легче на расстоянии говорить с родителями, что-то им рассказывать или о чем-то просить.
Особенно вредно сравнение одного ребенка с другим по успехам и способностям. Ваш ребенок может прийти к выводу, что он не нравится родителям, потому что он хуже. У слышащих братьев и сестер также часто бывает ревность; им кажется, что на глухого малыша только и обращают внимание, а о них забыли. Вы понимаете, что у каждого можно выделить успехи, достойные похвалы и поощрения.
Агрессивность может быть и средством привлечения внимания, если малыш чувствует, что родители отвергают его.
Если вы часто бьете ребенка, он будет таким же способом разрешать свои жизненные проблемы, особенно с более слабыми детьми.
Истерики, как и упрямство, проявляются чаще всего у ребенка в возрасте от полутора до трех лет.
Истерика — это приступ неконтролируемой вспышки ярости; ребенок визжит, «закатывается», напрягается, может ударить, бросает предметы, чтобы их разбить. Он требует сделать по-своему, хочет вас переупрямить.
Если истерики бывают у малыша нечасто, это нормально. У него рождается индивидуальность, он хочет все делать не так, как вы, по-своему, поэтому он беспрерывно вам перечит.
Не приходила ли вам в голову мысль добиться все-таки своего, сломить его упрямство, заставить малыша вести себя как следует: «Ужасно, ведь если он так себя будет вести, он вырастет упрямым и несносным, непослушным!»
Не стоит думать, что он таким будет. Это одна из болезней роста. Лучше решим, почему у малыша истерики и упрямство.
Он хочет заниматься интересными делами и иметь такие предметы, которые ему не разрешают брать. Он не может понять: «Почему? Почему так много запретов?» Малышу хочется изучить и чайник с кипятком, и золотых рыбок в аквариуме, и помаду, и сверкающие хрустальные бокалы, а ему не дают. Он хочет порисовать на обоях, отрезать кусочек занавески, сунуть в рот конфетку, поднятую в песочнице, а ему не разрешают. И так каждый день. Негодование копится в малыше и, наконец, взрывается в истерике.
А хорошо ли будет, если вы «сломаете» ребенка, его волю, усмирите его, сделаете послушным? Это трудно сделать, так как своеволие в этом возрасте очень сильно и нормально для растущей личности.
Конечно, вы можете этого достичь, жестоко наказывая малыша и лишая родительской любви. Ваш малыш будет жить в страхе наказания или отвержения, стараясь «быть хорошим», а на самом деле желая избежать наказания. Он будет беспокойным, невеселым, ему уже не захочется требовать или изучать что-то новое. Когда он вырастет, он станет робким человеком, боящимся людей и ответственности, неуверенным в себе.
Если же у него сильный тип нервной системы, он не будет сломлен, а просто постарается прятать свои чувства от вас, вырастет хитрым и угрюмым, будет часто испытывать ненависть и вымещать ее на других людях. Жить ему будет непросто.
Что же делать с истериками? Надо стараться избегать истерик. Как?
Убирать привлекательные для малыша предметы.
Когда что-то забираете у малыша, дайте ему взамен что-то новое и интересное.
Не ожидайте, что он должен вам подчиняться, поэтому, если он послушен, обязательно похвалите.
Не стыдите и не дразните его. Это задевает его самолюбие.
Если же ребенок в истерике, не подавая вида, что вы как-то на это реагируете, оставьте его на некоторое время одного.
Если истерики случаются часто, даже по нескольку раз в день, и отражаются на аппетите, сне, то, возможно, они возникают не из-за растущей независимости малыша, а по какой-то другой причине. Проследите, может быть, с помощью истерик он получает все, что хочет. Не стоит ему в этом потакать. Отвлеките его чем-нибудь и оставьте одного.
У малыша истерики могут быть вызваны ушной болью (он не может сказать об этом), плохим зрением, болями в желудке, тесной одеждой и обувью. Покажите малыша врачу.
Истерики могут возникать у него из-за чувства ревности, одиночества, незащищенности, отсутствия любви, часто из-за разного отношения родителей к нему. Малыш не знает, что ожидать, и это все выражается в истериках.
Ваш малыш может впадать в ярость, чувствуя, что его не понимают. На это обратите особое внимание.
Частые истерики, упрямство, ссоры — все это свидетельствует о том, что с ребенком не все в порядке. И здесь вам надо не наказывать, а очень хорошо подумать, в чем дело. Ведь малыш любит вас и хочет заслужить вашу любовь. Устранив причины, вы избавитесь от источника нервозности в семье.
Состояние страха, противоположное и истерике, и агрессивности, может охватывать вашего малыша гораздо чаще, чем слышащего. Почему?
Слух дает нам знать об опасности и неожиданностях. Ваш малыш не слышит, поэтому многие события для него неожиданны, необъяснимы и могут вызвать страх. Например, он может испугаться резких движений, появления тени, сильного хлопанья дверей, прыжка собаки по направлению к нему.
Нет ничего особенного в том, что ваш малыш боится оставаться в темной комнате, на ночь можно оставить включенным светильник. Постепенно, когда он узнает и увидит, что вы ничего не боитесь, он тоже перестанет бояться темноты.
Вы понимаете, что ваш ребенок может быть и совершенно бесстрашен по той же причине — ему не объяснили, чего следует опасаться, и он не предвидит последствий своих поступков. Например, английскими исследователями глухих детей был описан такой факт: глухой маленький ребенок сразу же прыгнул в бассейн (глубиной 2 метра), как только увидел плавающих там детей.
Теперь, когда вы понимаете, что может быть с малышом и почему, вы можете избежать многих трудных ситуаций. Однако вас беспокоит не только упрямство, страхи и истерики, но и еда. Он ничего не хочет есть!
Как ест ваш малыш?
Этот вопрос волнует многих родителей, имеющих детей в возрасте от девяти месяцев до четырех лет. На это есть особые причины. В этом возрасте дети любят повышенное внимание к себе. Они бывают упрямы и не хотят есть, когда их заставляют. Рост детей после года замедляется, и им не требуется столько пищи, сколько раньше. Мамы же думают, что дети растут, и стараются кормить их больше.
Малыши еще не понимают, что такое еда, что нужно быстро поесть, а маме убрать со стола. Они бесконечно играют с пищей. Кроме того, в этом возрасте начинают проявляться индивидуальные особенности аппетита: одни дети едят больше, а другие — меньше.
Если вам кажется, что малыш не ест, не волнуйтесь и не показывайте ему, что вы переживаете по поводу того, сколько он съест. Примите безразличный, спокойный вид — ребенок будет лучше есть. Не является ли еда для вашего малыша суровым испытанием с угрозами, насильным кормлением, шлепками, слезами? От этого возникает лишь отвращение к приему пищи. Всегда ли вы кормите малыша в одно и то же время? Это способствует аппетиту. Не даете ли вы ему конфет или печений между кормлениями'.' Тогда он будет хуже есть при кормлении. Не даете ли вы «взятки» ребенку за едой в виде обещаний купить игрушку или поплясать перед ним ?' Ребенок от природы ест столько, сколько ему нужно. При правильном режиме дня он никогда не похудеет и не умрет от голода.
У вас, очевидно, возникли трудности с приучением малыша есть ложкой и вилкой? Да, этому его научить непросто. Вначале он не понимает назначение ложки, вилки, чашки, он играет с ними, как с игрушками, но постепенно, в совместных действиях с малышом вы объясните, для чего они используются.
После года с развитием тонкой мышечной координации движений руки малыш будет держать ложку и вилку все лучше и лучше, а к трем годам будет есть самостоятельно.
Приучите себя к мысли, что первое время пища будет и на малыше, и на столе, и на полу. Без этого он не научится есть. Конечно, сначала надо с веселым видом показать малышу (его рукой, а потом своей), как держать вилку, ложку, чашку. Поощряйте и хвалите его, если он ест сам.
Если же вы будете постоянно кормить его, потом научить его есть самому будет гораздо труднее.
Особая проблема, с которой встретились и вы, — это звуки, которые малыш издает во время еды. Сам он их не слышит. От них избавиться нетрудно, покажите ему, что надо есть с закрытым ртом. В этом вам поможет и слуховой аппарат — малыш услышит звуки.
Итак, ваш малыш преодолел проблему кормления. А как с приучением к туалету?