Учение Декарта о теле и о душе

Тело – материальная субстанция. Главное её свойство это протяженность (способность занимать определённое место в пространстве). Функции тела: дыхание, пищеварение, кровообращение. То что объясняется без участия души.

При описания движения тела Декарт сформулировал основные принципе рефлекторного движения тела.

Движение тела вызывает внешней причиной. На нас могут действовать предметы, нервные окончания.

Вивисекция – метод изучения животных, рассечение/живосечение. На живом организме можно иссекать и исследовать. Проведение операции на живом теле.

Основное свойство души это мышление.

Разделив и сопоставив друг с другом, он решает эту проблему в душе психофизического процесса. Душа и тела может друг на друга взаимодействовать, влиять.

Шишковидное тело – место, где встречается душа и тело. Простой, не парный орган, который располагается в мозге.

В период поздней античности (первые века нашей эры) начинают складываться религиозны «догматы» (откровения). Можно было открываться на религиозные проблемы. Которые необходимо было верить. Наиболее ярко эту позицию выразил христианский мыслитель Квинтуртилиан. Он считал, что христианству не нужно никакого обоснования, доказывал несовместимость веры и разума.

Вера выше разума, а религия выше философии. Вера потому что это абсурдно.

Он говорил, что истинно верующий человек он даже не думает и не задумывается о том во что он верит, соответствует эта вера его результату в того кого он верит. В связи с решением задач религиозного характера постепенно во взгляде на душу появляется или усиливается новый аспект – интерес к внутренней жизни души.

Плотин. Согласно его учению в основе бытия лежит абсолют и это является первооснова всего бытия. Единое порождает всё сущее путём эмонации в том числе и человеческую душу. Которая делится на две части: небесная и земная. Небесная душа ближе по своему положению к абсолюту или к единому, и поэтому одной из её особенностей является знание о себе самой.

Аврэлий Августин. Яркий христианский мыслитель, переход нового времени и его часто называют «отцом церкви». Августин брал во внимание Сократовские мысли и вообще его идеалом был Сократовский мыслитель. Постепенно Августин пришёл к мысли, что философия – это всего лишь «любовь к мудрости, а сама мудрость это Бог».

Главная цель Августина: познание Бога и души. Бог с его точки зрения это творец всего. Августин отвергает идею эманации (распространении души), он говорит о том, что Бог сотворил душу, его можно познать через познание души человека, и самоанализа. Управление интроспекцией.

Выделяют 7 степеней развития души:

1. Питание, рост, размножение.

2. Ощущение.

3. Память, речь.

4. Стремление к добру.

5. Отсутствие страха смерти.

6. Стремление к Богу.

7. Стремление к полному созерцанию истины.

Декарт считает, что место души располагается в головном мозге в шишковидной железе. Животные души по нервам проходят шишковидную железу. Таким образом, душа получает импульс от тела и может осознавать некие образы и восприятия внешних предметов. Шишковидная железа (находится в мозгу).

Человек индивидуален в своем развитии.

У человека преобладает 2 субстанции: мыслительная и телесная субстанция(дыхание, питание, в теле происходит кровообращение, какие-то непроизвольные движения осуществляются).

Страсть – продукт или процесс взаимодействия души и тела. Некие образования, которые являются продуктом воздействия на душу. И в котором душа действует совместно с телом.

1. Желание. Побуждение из вне.

2. Воздействия от самого тела. Все биологические потребности (напр.: голод, жажда).

3. Сознание. Страсти в узком смысле слова

Он делил страсти на 2 вида:

1. Первичные (врождённые).

2. Вторичные(приобретённые), на основании первичных (любовь, ревность, жадность, стыд, велекодушие).

В страстях присутствуют 2 компонента:

1. Телесные изменения (изменение нашего дыхания, сердебиения).

2. Наши мысли.

Страсти не возникают только на телесном уровне. Это оценка того, что её вызывает.

Вывод: Декарт выделяет сознание, как предмет исследования, дал критерий отличия психических процессов от физиологических (первые осознаются, а вторые нет). Предложил объяснение органических, телесных процессов исходя из рефлекторной теории движения (рефлекса). Тела объясняется из самого тела, без участия души. Поставил проблему взаимодействия души и тела и решил её в рамках психофизического взаимодействия. Создал интеллектуальную теорию страстей.

Именно Декарт в этот период времени указал влияние на дальнейшие истории его развития. Кто-то его поддерживал, кто-то критиковал, а если критиковал, значит интересуются.

1. Джон Локк, как «отец» эмпирической психологии.

Джон Локк (1632 – 1704 гг.)

Повлиял на развитие таких наук как экономика, педагогика, медицина и психологию.

Родился в семье мелкого чиновника (был не знатного происхождения). На тот момент его отец находился в аппозиции короля нации. Находясь в политической среде, ему приходилось впитывать всю политическую сущность данной проблемы.

Учился он в Лондоне в монастырской школе. В этом учреждении господствовала схоластика, и учителя обучавшие нескольким дисциплин, старились оберегать учеников от потустороннего (политически проблемы и т.п.), направляя только на религию. Политическая ситуация в то время была везде не спокойна.

После того как он вышел из стен монастырской школы, то продолжил обучение, но уж в Оксфордском университете. Так же как и Декарт, Локк не принимает позиции схоластов . Он отказывается от того чтобы принять духовный сан (а по должности, эти было его обязательством). Но, беря во внимание его харизматическую личность, ему, в качестве исключения, разрешают преподавать в университете. Он преподаёт: греческий язык, риторику, этику (общеобразовательные дисциплины). Дополнительно занимается самообразование таких наук как медицина, физика, химия.

Через какое-то время он порывает (переезжает) с университетом и увлекается политикой. В то время он сходится со своими взглядами с оппозиционером графом Шефстбери. У графа он становится секретарем, домашним врачом и воспитателем детей данного графа, в параллели продолжает заниматься политикой. Пишет трактаты, где отражает необходимость нового общества и поднимает вопрос буржуазии.

Его трактаты получили известность в Европе и он становится лидером либеральной мысль. Некоторые его мысли относительно политики легли в основу декларации независимости США. Не смотря на политическую направленность он не забывал и о науке. Был лично знаком с Ньютоном, начинал и продолжал работу по одной из известных, имеющая психологические корни, произведению «Опыты о человеческом разуме и разумении». Эту работу он написал, когда ему было всего 16 лет. Но сам трактак выходит в свет только в 1690 г..До 1700 г. выдерживает 4 переиздания и был переведён на латынь и французский языки.

Последние годы жизни провёл в поместье своего друга, но этим другом была женщина – леди Мэшем. Он сблизился с ней по одной простой причине, потому что она интересовалась его философскими взглядами. И именно она вела переписку с Лейбницем о Локке. Локк был в курсе, что его «обсуждают», но той переписки не читал.

Он становится воспитателем детей своей подруги, воспитывает сына. Это свидетельствует о том, что у него было педагогическое призвание.

Умер в 1704 году от болезни.

Очень часто в области психологии его называют отцом эмпирической науки, ведь именно он продолжает идеи Френсиса Бэкона.В своей работе он предоставляет своё видение о сознание и методы работы с ним. В центре вниманияЛокка лежит проблема сознания. Его основная цель исследовать происхождение, достоверность, объем или ограниченность человеческого сознания.

Сам Локк был направлен против сторонников существования «врожденных идей».

В этой работе он выступает как последовательный эмпирик.

Главные акценты:

1. Локк предлагает исследовать процессы сознания, прежде всего познавательные без дискуссии о природе души. Т.к. природа души не имеет никакого смысла.

2. На основании анализа многочисленных наблюдений Локк приходит к выводу о том, что всё содержание нашего сознания, все существования в нём - это результат нашего опыта.

3. Встает новое понятие «tabula rasa» (чистая доска/лист). Это понятие говорит нам, что ум при сознание ребёнка (при его рождении) - это чистый лист бумаги. А то, что будет на нём как результат опыта.

Локк считает что некоторые идеи врожденные зависит от того, что они были усвоены очень рано.

Некоторых идей нет у детей и у идиотов (с) Джон Локк

Система доказательств Локка опирается на данные детской паталогической психологии и антропологии. Но на тот момент имелись определённые идеи и мысли. Идеи по Локку это то, что содержится в нашем сознании. Это элемент всякого знания, в том числе и ощущения. Источником идей является опыт. По Локку существует два вида опыта:

1. Внешний. Его объектом будут являться предметы внешнего мира; его органом – внешние чувства; продукт – идеи. Формируется на основе воздействия предметов внешнего мира, на наши органы чувств.

2. Внутренний. Рефлексия. Это наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность. Объект – ранее полученные идеи; орган – деятельность или способности ума; продукты– идеи другого рода. Именно эти идеи нельзя получать через ощущения. Внутренний опыт даёт знания о внешнем мире, но в большей степени о нас самих.

Наши рекомендации