Психологические упражнения
Название блоков и упражнений | Цель. | Процедура. | Необходимое время. | Примечание и оборудование |
Блок 1. Профессиональные навыки слушания и понимания партнёра. | Формирование и развитие навыков активного слушания. Знакомство с основными техниками активного слушания. Развитие умения задавать открытые вопросы. Развитие логики рассуждений. Сплочение группы. Развития навыков эффективного общения. | Начинается день с обсуждения правил, целей, программы тренинга. | 20 – 30 мин. | Бумаги, ручки. |
1.«Снежный ком». | Знакомство, развитие навыков активного слушания. | Назвать своё имя или то, как бы хотелось, чтобы тебя называли в группе, а затем качества, которые помогают или мешают тебе в общении. Повторяет вся группа. | 30 мин. | |
2.«Взаимопрезентация» | Знакомство, развитие навыков активного слушания. Развитие толерантности. | Работа в парах (10 мин) – рассказ друг другу о себе. Затем, в общем кругу представление друг друга и ответы на вопросы остальных членов группы. | 50мин.-1 час. | |
3.«Встаньте те, кто» | Знакомство, релаксация, подчёркивание общности. | Ведущий встаёт и убирает свой стул, далее произносит фразу встаньте те, кто …(любой признак, включая внешний). Все те, у кого присутствует данный признак, должны встать и пересесть, ведущий занимает чьё-то место. Участник оставшийся без места становится новым ведущим. | 15 мин. | |
4.«Испорченный телефон» | Развитие навыков активного слушания, выяснение причин искажения информации. Развитие толерантности. | Аналог детской игры. Желательно провести 2-3 раза, чтобы каждый мог стать и игроком и зрителем. | 40-50 мин. | |
5.Общение в парах | Развитие навыков активного слушания в партнёрском общении. Развитие толерантности. | Общение на свободную тему в парах в разных положениях: спинами друг к другу, один стоит, другой сидит и т.д. | На каждую серию по мин. Итого 20 мин. | |
6.Беседа «Введение техник активного слушания» | Участникам предлагается оценить 9 техник активного слушания с точки зрения того, насколько они способствуют пониманию партнёра. | 1 час. | Бумага, ручки. | |
7.«Блеф клуб» | Развитие навыков активного слушания, выяснение причин искажения информации. Развитие толерантности. | Работа в командах по три человека. Каждая команда рассказывает 3 истории, заведомо правдивые или ложные. Задача остальных команд определить правда это или ложь. | 40мин-1 час | |
8. «Молекула» | Релаксирующая игра | 5мин. | ||
9. «Кто Я?» | Развитие навыков умения задавать открытые и закрытые вопросы. Развитие навыков активного слушания. | Один участник выходит, остальные задумывают известного человека. Нужно угадать его, используя только закрытые вопросы. | 15-30 мин. | |
10. Беседа «Открытые вопросы». | Те же. | 5-10 мин. | ||
11. Общее обсуждение работы. | 15-20 мин. | |||
Блок 2. Коммуникация чувств и эмоций. | Формирование и развитие снижения эмоционального напряжения у партнёра. Знакомство с основными техниками снижения напряжения. Продолжение развития навыков эффективного общения. | |||
1. Впечатления группы о вчерашнем рабочем дне, пожелания на сегодняшний день. Повторение правил. | Сплочение группы. Развитие умения слушать других. Развитие толерантности. | Каждый по очереди высказывает своё мнение. | 15-20 мин. | |
2. Беседа об эмоциях и чувствах. | Сплочение группы. Развитие умения слушать других, развитие навыков отображения своего и понимания чужого эмоционального состояния. | Тренер предлагает обсудить вопрос о том, что такое эмоции и чувства. Затем по очереди каждый называет эмоцию или чувство и как он это понимает, ситуации, где оно ярко проявилось. | 20-30 мин. | |
2. «Моё эмоциональное состояние». | Развитие навыков оценивания своего эмоционального состояния. | Выкинуть число пальцев, соответствующее своему эмоциональному состоянию на данный момент. | 5 мин. | |
3. Звук – чувство. | Снятие эмоционального напряжения. Сплочение группы. Развитие умения слушать других, развитие навыков отображения своего и понимания чужого эмоционального состояния. | Тренер раздаёт участникам карточки, по очереди каждый называет «своё» чувство. Все остальные должны показать как часто мы испытываем это чувство, для этого нужно будет гудеть: громко, если это чувство испытывает часто, тихо, если редко. | 10-15 мин. | Карточки с названиями чувств. |
4. «МПС» | Развитие навыков умения задавать открытые и закрытые вопросы. Развитие навыков активного слушания. Развитие толерантности. | «МПС» – мой правый сосед. Один из участников группы должен догадаться, что такое МПС. | 15-40 мин. | |
5. «Волна» | Релаксация, сплочение группы | Первый участник выполняет любое движение, следующий его повторяет и добавляет своё, в результате последний должен повторить движения всей группы. | 15 мин | |
6. «Передаём чувства». | Развитие навыков невербального общения, развитие навыков отображения своего и чужого эмоционального состояния. | Все встают в колонку, игра начинается с последнего участника, он задумывает определённое чувство и пытается выразить его без слов впередистоящему участнику, который, должен пережать его следующему и т.д. | 20 мин. | |
7. «Моё эмоциональное состояние». | То же, что и 2. | То же, что и 2 | 5 мин. | |
8.Ролевая игра «Премия». | Снятие эмоционального напряжения, проигрывание ролей. Отработка навыков эффективного общения, аргументация своей точки зрения. | Папа получил премию. У каждого в семье своя мечта и задача склонить папу к её осуществлению. | 1 час-1час 20 мин. | |
9. «Ритм руками» | Релаксация, сплочение группы, развитие «чувства локтя». | Сидя по кругу повторяем ритм (хлопками рук), заданный одним из участников. | 5мин. | |
10. «Детектив». | Снятие эмоционального напряжения, сплочение группы, развитие навыков отображения своего и чужого эмоционального состояния. Развитие «чувства локтя». | Предлагается сочинить детектив с любым сюжетом. Каждый участник говорит по предложению, повторяя при этом то, что сказал предыдущий. Заканчивается по завершению сюжета. | 15 мин. | |
11.Разговор на языке трёхлетних детей. | Погружение в «детское» состояние Построение отношений между участниками из состояния «Ребенка» Снятие напряжения в настоящем через регрессию | Группа делится на пары или тройки. Предлагается поговорить друг с другом на языке трехлетних детей, т.е. не выговаривая каких – то букв, соблюдая детскую интонацию, задавать типичные для этого возраста вопросы. | 20-30мин. | |
12.«Групповое рисование». | Снятие эмоционального напряжения. Сплочение группы | У каждого участника листок бумаги, он начинает рисовать что-нибудь, по хлопку тренер листок передаётся по часовой стрелке и так до тех пор, пока не вернётся к своему хозяину. | 15 мин. | Листочки, ручки |
12. «Моё эмоциональное состояние». | То же, что и 2, 9. | То же, что и 2, 9 | 5 мин. | |
13. Подчёркивание общности. | Мы с тобой одинаково… , нас с тобой объединяет… | 20 мин. | Мячик. | |
14. | ||||
15. Общее обсуждение. | Сплочение группы. | 30 мин. | Возможно групповое рисование. | |
16. «Моё эмоциональное состояние». | то же, что и 2. | то же, что и 2 | 5 мин. | |
Блок 3. «Вербальная и невербальная коммуникация» | ||||
1. Приветствие. | Развитие навыков невербального общения | Поздороваться по-разному невербально. | 15-20 мин. | |
2.Краткая беседа о вербальном и невербальном общении. | Функции общения вербального и невербального, место последнего во всём общении человека. | 20 мин. | ||
3.«Скульптура» | Передача информации при помощи невербальных средств общения, развитие сензитивности. | Все закрывают глаза или отворачиваются. Один задумывает скульптурный образ и «лепит» из одного участника, который с закрытыми глазами, затем следующий и т.д. | 30-40 мин. | При обсуждении проводится аналогия с предыдущим упражнением. |
4. «Найди своё животное» | Развитие навыков невербального общения, релаксация. | Все получают парные карточки, затем без слов и звуков нужно найти свою пару (свое животное). | 20 мин. | Карточки с названиями животных. |
5 «Крокодил» | Снятие эмоционального напряжения, проигрывание ролей. Отработка навыков эффективного общения. | Игра в командах. | 40-50 мин. | |
6. «Разговор через стекло» | Развитие способности к эмпатии; анализ межличностного взаимодействия; развитие способности выражать свои чувства, мысли, переживания; развитие способности поддерживать контакт при ограниченных средствах коммуникации; анализ стратегии коммуникации. | Каждый участник смотрит на группу и выбирает того, кого он меньше всего знает. Они объединяются и представляют себе, что между ними находится звуконепроницаемое стекло. Им нужно поговорить на какую-либо тему в течение 10 минут (темы могут быть предложены ведущим). После задания проводится обсуждение. | 20-30 мин | |
6. «Мафия» | Развитие навыков невербального общения, обучение конкретным социальным навыкам. Отработка навыков эффективного общения, аргументация своей точки зрения. развитие навыков социальной ориентации. | Командная вербально-невербальная игра. | 1час-1час 20 мин | Карточки |
13. «Шеренга» | Подчёркивание общности, нахождение индивидуальных особенностей. Сплочение группы. | Выстроиться в шеренгу: по цвету глаз, по росту, по возрасту... | 10-15 мин. | |
14.Фотография «Семья». | Объединение, подчёркивание общности. | 15 мин. | ||
Блок 4. «Тренинг сензитивности» | ||||
1. «Поздороваемся!» | Развитие доверительных отношений, обеспечивает возможность контакта и взаимодействия. | Здороваемся руками, ногами, глазами, ушами со всеми. | 15 мин. | |
3. «Печатная машинка» | Объединение группы, развитие навыков невербального общения, обучение конкретным социальным навыкам. | Каждый называет букву, из которых складывается известная пословица, стихотворение и т.д. | 20 мин. | |
«Синхронизация!. | Осознание возможности переживания чувства единения с другими людьми | Участникам предлагается на счет "3" показать одинаковое количество пальцев на 1 руке. Синхронизация наступает в тот момент, когда почти все участники показывают одинаковое количество пальцев | 5-15 мин. | |
«Слепой и поводырь». | 30 – 40 мин. | |||
7. «Путаница» | Релаксация, активизация совместной деятельности. Сплочение группы. | 10-15 мин. | ||
«Дождь» | Развитие доверительных отношений, релаксация, активизация совместной деятельности. Сплочение группы | Движения, напоминающие звук начинающего дождя, постепенно производят все участники (щелчки, хлопки по коленям, топание ногами). В результате создаётся впечатление шума дождя. | 5-10 мин. | |
«Восковая палочка» | Цель: переживание телесных ощущений в отношениях доверия - недоверия Сплочение группы. | Все участники становятся в круг плотно друг к другу, чувствуя друг друга. В центр круга становится один из участников, который стоит в центре, закрывает глаза и максимально расслабляется. Его раскачивают остальные участники группы, стараясь не причинить ему боль". Затем - на месте "восковой палочки" оказываются остальные участники группы. В заключении ведется работа с чувствами, возникшими в результате выполнения упражнения. | 20-30 мин. | |
11.«Комплимент». | Обобщение знаний друг о друге, обучение социальным навыкам, умение говорить и получать комплименты. | Каждому по очереди высказываются комплименты, кто хочет (не по кругу). | 1 час. | |
Блок 5. Социально-личностный блок | Формирование стремления к самопознанию; формирование возможностей распознавать собственные личностные качества; обучение конкретным социальным навыкам; отработка навыков эффективного общения, аргументация своей точки зрения. | |||
1. «Монолог от имени вещи о своём хозяине. | Развитие самопознания, развитие навыка эффективного слушания, развитие доверительных отношений в группе. | Каждый участник рассказывает от имени любой своей вещи о себе. | 20-30 мин | |
2. «Я не умею…» | Развитие самопознания, развитие навыка эффективного слушания, развитие доверительных отношений в группе. | Каждый участник выставляет вперёд руки и со словами «я не умею» …загибает один из пальцев. Если это свойственно ещё кому-нибудь в команде, то он также загибает один палец. Игра продолжается да тех пор, пока у всех не будут загнуты все пальцы. | 20-30 мин. | |
2. «Мои профессии» | Развитие доверительных отношений, обеспечивает возможность контакта и взаимодействия. | Рассказ каждого из членов группы о профессиях, которыми он владеет. | 40 – 50 мин. | |
3. «Вопросы» | Формирование стремления к самопознанию, формирование возможностей распознавать собственные качества, Обобщение знаний друг о друге, обучение социальным навыкам. | Тренер зачитывает заранее заготовленные вопросы, каждый отвечает, затем нужно догадаться: где чьи ответы. | 20мин. | Бумага, ручки |
3. Никто не знает, что я... | Продолжение знакомства, создание доверительных отношений. | Каждый по очереди продолжает фразу, стараясь не повторяться. | 10-15 мин. | |
5. «Рекламный ролик» | Формирование стремления к самопознанию, формирование возможностей распознавать собственные качества. Обобщение знаний друг о друге, обучение социальным навыкам. | Каждый вытаскивает листок с именем одного из участников группы, нужно составить рекламу любого товара, с качествами этого человека. | 30 мин. | Бумага, ручки |
«Убеди остаться» | Закрепление умения слушать и чувствовать других. Сплочение группы | Группа делится на микрогруппы по 4-5 человек. Из каждой группы выделяется по одному участнику. Задача каждой группы в течении 2 мин пообщавшись с каждым уговорить его остаться в своей группе. Задача Отделившихся участников выбрать группу, в которой понравилось больше. | 40 мин. | |
8. «Зеркало» | Развитие навыков невербального общения, обучение конкретным социальным навыкам. | Молчащее и говорящее зеркало, угадывающий - три ведущих, которые постоянно меняются. | 40-50 мин. | |
9. Коллективный счёт | Развитие умения слушать и чувствовать других. Сплочение группы | Участники, сидя в кругу и глядя в пол, должны сосчитать до числа, по количеству членов группы по порядку. Каждый называет любое число только один раз в любой момент, не перебивая других. Если несколько человек одновременно называют число, то счёт начинается заново. | Абсолютно неопределённо. | |
10.«Сказка о других членах группы» | Обобщение знаний друг о друге, обучение социальным навыкам. | 2 команды пишут друг о друге сказку. | 40 мин. | Листочки, ручки. |
12.«Собери в дорогу чемодан» | Обобщение знаний друг о друге, обучение социальным навыкам. | Пожелания друг другу. | 1 час | Заранее заготовленные открытки |
Общее обсуждение всей работы группы, пожелание, церемония прощания. | 20-30 мин. |
Список рекомендуемой литературы:
1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М., 2000. 224 с.
2. Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. Психологический практикум. Межличностные отношения: Методические рекомендации. СПб., 2001.
3. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.
4. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб., 2004.
5. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб., 2003.
Глоссарий
Агрессия - мотивированное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д.) (Чернова Г.Р., 2005).
Адресат влияния - тот из партнеров, к которому обращена попытка влияния.
Альтруизм –мотив оказания кому-либо помощи, не связанный сознательно с собственными эгоистическими интересами (Майерс Д., 1997).
Аномия – это состояние дезорганизации личности, возникающее в результате её дезориентации
Аттракция -особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства.
Аутизм - это сложное, порой болезненное состояние личности, выражающееся в чрезмерной её самоуглублённости, в уходе от контактов с окружающими, в отчуждении, в погружении в мир собственных переживаний.
Аутичность -свойство личности, проявляющееся в норме и не относящееся к сфере психопатологии.
Барьеры отношений возникают, когда во взаимодействие вмешиваются негативные чувства и эмоции. Можно выделить барьеры страха, отвращения, брезгливости и др.
Вербальная коммуникация определяет содержательность словесного действия и использует в качестве знаковой системы человеческую речь: естественный звуковой язык и письменную речь.
Внеситуативно-личностная форма (4-6.7 лет) – общение, разворачивающееся на фоне теоретического и практического познания ребёнком социального мира.
Внеситуативно-познавательная форма (3-4 года) – общение, разворачивающееся на фоне совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности ребёнка по ознакомлению с физическим миром.
Внутригрупповой фаворитизм заключается в тенденции благоприятствовать в социальном восприятии членам собственной группы в противовес, а иногда и в ущерб членам другой.
Внушение - сознательное или неосознанное неаргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям.
Денотация- значение слова, признаваемое большинством людей данного лингвистического сообщества, так называемой лексическое значение слова.
Деструктивная критика - высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное суждение, поношение или осмеяние его дел и поступков.
Децентрация – способность и умение человека отойти от своей позиции и взглянуть на партнёра и на ситуацию взаимодействия как бы со стороны, глазами стороннего наблюдателя. Поскольку этот механизм освобождает от эмоциональной предвзятости, он является одним из самых эффективных в процессе познания другого человека.
Дружба, подразумевает глубокие индивидуально-избирательные межличностные отношения, характеризующиеся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого.
Жаргон – техническая терминология или характерные идиомы, употребляемые в специальной деятельности или узкими группами.
Застенчивость –это свойство личности, которое возникает у человека, постоянно испытывающего трудности в определённых ситуациях межличностного неформального общения и проявляется в состоянии нервно-психического напряжения, отличается разнообразными нарушениями вегетатики, психомоторики, речевой деятельности, эмоциональных, волевых, мыслительных процессов и рядом специфических изменений самосознания.
Заражение - передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение.
Игнорирование - действия, свидетельствующие о том, что адресат умышленно не замечает либо не принимает во внимание слов, действий или выраженных адресатом чувств.
Идентификация - это способ понимания другого человека через осознанно или бессознательное уподобление его самому себе. Это наиболее простой способ понимания другого человека(Бодалёв А.А., 1982).
Идентификация – это способность и умение человека отойти от своей позиции, «выйти из своей оболочки» и взглянуть на ситуацию глазами партнёра по взаимодействию (Реан А.А., 2004).
Избеганиеэто такая стратегия поведения, для которой характерно как отсутствие стремления к удовлетворению интересов другого человека, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
Имидж - целенаправленно сформулированный образ (изображение), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо своим устойчивым представлением об объекте в целях его популяризации, рекламы и т.п.
Имидж – это специально моделируемое целенаправленное «отражение отражения», то есть отражение образа, уже созданного профессионалами на основе некоторой реальности. Это виртуальный образ, включающий четыре компонента, которые можно рассматривать еще и как уровни структуры имиджа.
Имидж личности -воспринимаемый и передаваемый образ человека, эмоционально окрашенный стереотип восприятия массовым обыденным сознанием кого – либо, чего либо, например, имидж политического деятеля.
Имиджелогия -это наука о формировании имиджа, о формировании мнения у какой-либо группы людей (аудитории имиджа) о том или ином объекте (о человеке, предмете, явлении) на основе сформированного у них образа этого объекта.
Инициатор влияния - тот из партнеров, который первым предпринимает попытку влияния любым из известных (или неизвестных) способов.
Интеракция – взаимодействие.
Каузальная атрибуция -это механизм социальной перцепции, связанный с приписыванием причин, как своему поведению, так и поведению другого человека.
Коммуникабельность - это владение социальной стороной контакта (соблюдение в общении социальных норм, владение сложными коммуникативными умениями, например, умениями выразить сочувствие, «вписаться» в разговор.
Коммуникативностьэто владение процессуальной стороной контакта (сознательное использование экспрессии, владение голосом, умение держать паузу).
Коммуникативная компетентность – совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения (Петровская Л.А., 1989).
Коммуникативная компетентность – ситуативная адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными (речевыми и неречевыми) средствами социального поведения (Емельянов Ю.Н., 1985, с. 11).
Коммуникативная совместимость,это частный вид совместимости, возникающий на основе взаимопонимания и согласованности общей позиции; характеризуется отсутствием неблагоприятных последствий коммуникативного взаимодействия в идее напряжения, досады, психологического дискомфорта.
Коммуникативные барьеры - это психологические препятствия, возникающие на пути передачи адекватной информации.
Коммуникация - это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации.
Компромиссзаключается в стремлении субъектов взаимодействия идти на взаимные уступки и реализовывать свои интересы с учетом интересов противоположной стороны.
Конгруэнтность - это совпадение вербальных и невербальных сигналов.
Конкуренция заключается в соперничестве. Наиболее яркой формой конкуренции является конфликт.
Коннотациявторичные ассоциации слова, разделяемые одним или несколькими членами данного сообщества, в этом смысле они субъективны и эмоциональны по своей природе.
Конструктивная критика - подкрепленное фактами обсуждение целей, средств или действий инициатора воздействия и обоснование их несоответствия целям, условиям и требованиям адресата.
Контраргументация - сознательный аргументированный ответ на попытку убеждения, опровергающий или оспаривающий доводы инициатора воздействия.
Конфликт -это – противоречие, возникающие между людьми по значимым для них аспектам взаимодействия и нарушающее их нормальное взаимодействие, а потому вызывающее со стороны участников конфликта определённые действия по разрешению возникшей проблемы в своих интересах.
Конфликтоген —высказывания, действия (или бездействие), порождающее или способные привести к конфликту. Чаще всего конфликтогеныпредставляют собой проявления, направленные на решение психологических проблем или достижение каких-то целей (психологических или прагматических).
Конфронтация - открытое и последовательное противопоставление адресатом своей позиции и своих требований инициатору воздействия.
Кооперация, или кооперативное взаимодействие,означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил).
Логический барьер возникает при несогласии коммуникаторов по поводу приводимых доводов.
Манипуляция - скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.
Массовое общение - это множественные, обычно мимолетные непосредственные контакты незнакомых друг с другом людей (в толпе, на работе и т.п.). Многие авторы отождествляют массовое общение с понятием массовой коммуникации.
Массовая коммуникация - близкий к опосредованному общению процесс, когда сообщения адресуются не отдельным лицам, а большим социальным группам при помощи средств массовой информации.
Межличностное (психологическое) влияние - это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки людей с помощью исключительно психологических средств: вербальных и невербальных, с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие (Сидоренко Е.В., 2000).
Межличностное общение - это непосредственное, более или менее постоянное регулярное общение в малых группах.
Мера коммуникативной компетентности – степень успешности задуманных актов влияния и используемых средств произвести впечатление на других (Емельянов Ю.Н., 1985, с. 10).
Механизмы социальной перцепции -это способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека.
Невербальная коммуникация -это взаимодействие между людьми с помощью неречевых средств, обмен невербальными посланиями и их интерпретация в данной ситуации.
Непосредственноеобщение - это естественный психологический контакт индивидов при наличии четкой обратной связи (например, беседа, игра и т.п.).
Общение –это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.
Общение– это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/ или аффективно-оценочного характер (С.345).
Общение - это «такая форма взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психологические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними (привязанности, дружбы или, наоборот, неприязни)» (В.В. Знаков.)
Общение– это процесс взаимодействия между партнёрами, в ходе которого развиваются, проявляются и формируются определённые отношения между ними, каждого партнёра к самому себе и к совместной деятельности.
Общение– это процесс межличностного, межсубъектного взаимодействия, порождаемый потребностями личности (субъектами общения), в том числе и потребностями в совместной деятельности.
Общение - это процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем
Общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.
Одиночество –это эпизодически острое ощущение беспокойства и напряжения, связанное со стремлением иметь дружеские и интимные отношения.
Опосредованное общение - это неполный психический контакт при помощи каких-либо устройств (например, разговор по телефону, переписка и т.п.).
Отказ - выражение адресатом своего не согласия выполнить просьбу инициатора воздействия.
Отчуждённость –охлаждение и разрыв с ближайшим окружением, выпадений из социальных связей, на личностном уровне проявляется как чувство бессилия перед повседневными проблемами, бессмысленности происходящего; сопровождается апатией и аполитичностью, дефицитом тёплого сердечного общения.
Паралингвистическая система - это система вокализации речи, то есть качество голоса (диапазон, тональность, интонация, темп, ритм, громкость речи).
Полисемия – наличие у слова более одного общепринятого в данном речевом сообществе значения.
Политические барьеры возникают при разной идеологии и разных представлениях о структуре и смысле власти.
Предметное общение – это общение ребёнка со взрослыми. Основным средством, которого является предмет. В процессе такого общения ребёнок начинает усваивать общественно обусловленное значение предмета.
Принуждение - угроза применения своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата требуемого поведения.
Приспособление - это жертвование собственными интересами ради интересов другого человека.
Пробуждение импульса к подражанию - способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться.
Проксемика – это пространственные взаимоотношения людей в процессе общения.
Просьба - обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия.
Противостояние чужому влиянию - это сопротивление воздействию другого человека с помощью психологических средств.
Психологическая самооборона - применение речевых формул и интонационных средств, позволяющих сохранить присутствие духа и выиграть время для обдумывания дальнейших шагов в ситуации деструктивной критики, манипуляции или принуждения.
Психологическая совместимость - эффект взаимодействия, заключающийся в таком сочетании людей, которое имеет наибольшую степень возможной взаимозаменяемости и взаимодополняемости элементов системы как целого.
Религиозные определяются тем, насколько толерантной (терпимой) является сама религия по отношению к представителям другой веры.
Робость – поведенческая и характерологическая черта, обуславливающая трудности, которые возникают при необходимости принять решение, сделать выбор.
Самопродвижение - объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получит преимущества на выборах, при назначении на должность и др.
Семантический барьер возникает, когда люди по каким-то причинам не понимают смысла сказанного, чаще всего, когда люди являются носителями различных субкультур внутри господствующей культуры.
Синонимия – использование разных слов и фраз для сообщения сходной информации.
Ситуативно-деловое общение , это такое общение ребёнка со взрослыми в процессе совместных действий с предметами, целью которого является само по себе совместное действие.
Ситуативно-личностнаяформа (0 - 6м.) – общение, в ходе которого, взрослый обеспечивает выживание ребёнка и удовлетворение всех его первичных потребностей.
Сленг – неофициальный нестандартный словарь.
Соперничество заключается в стремлении человека добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Конкуренция и соревнование представляют собой виды соперничества. Данная стратегия часто ведет к конфликту, поскольку соперничающие субъекты стремятся добиться своего любой ценой, настойчиво защищая свою точку зрения.
Сотрудничество -это стратегия взаимодействия, позволяющая партнерам придти к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Социальная ингибиция- тормозящее, негативное влияние социальных факторов или конкретного человека на мысли, чувства, активность человека или группы (Андриенко Е.В., 2000).
Социальная перцепция - это процесс восприятия социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности.
Социальная рефлексия - осмысление индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.
Социальная роль - 1. совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенную социальную позицию;
2. сумма ожиданий человека по отношению к самому себе - «каким я должен быть»;
3. реальное поведение человека в той или иной позиции.
Социальный стереотип - это 1) устойчивое представление о явлении или людях, свойственной представителям той или иной социальной группы (Филатова О.Г., 2000); 2) упрощенное представление о каком-либо социальном объекте, связанное с обобщением и обладающее повышенной устойчивостью (Андриенко Е.В., 2000).
Социальная фасилитация. 1) Тенденция, побуждающая людей лучше выполнять простые или хорошо знакомые задачи в присутствии других; 2) Усиление доминантных реакций в присутствии других людей (Майерс Д., 1997).
Стереотипизация - это процесс формирования стереотип