Сознание и подсознание

Разум человека можно разделить на две части — сознательный разум (сознание) и подсознательный разум (подсознание).

В зоне сознания находит свое отражение малая часть одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне.

Основная часть психических процессов обычно не осознается человеком. Но это не означает, что они не могут превратиться в осознанные, познаваемые. Метод психоанализа З. Фрейда позволяет выявить бессознательное. В сфере бессознательного выделяют:

1. подсознательное — то есть представления, желания, действия, устремления, которые ушли в настоящее время из сознания, но могут появиться вновь;

2. собственно бессознательное — такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не станет сознательным.

Подсознание содержит главным образом неоконченные дела детства и относящиеся к ним предметы. Здесь заключены напряжения, никогда не доходившие до сознания, но все еще способные косвенно влиять на поведение и напряжения, некогда бывшие сознательными, а затем подавленные.

Человек может прийти в конфликт с многочисленными социальными запретами, в случае конфликта у него нарастает внутренняя напряженность, и в коре головного мозга возникают изолированные очаги возбуждения. Для того чтобы снять возбуждение, нужно прежде всего осознать сам конфликт и его причины, но осознавание невозможно без тяжелых переживаний, и человек препятствует осознанию, эти тяжелые переживания вытесняются из области сознания.

Для исключения такого болезнетворного влияния необходимо осознать травмирующий фактор и переоценить его, ввести его в структуру других факторов и оценок внутреннего мира и тем самым разрядить очаг возбуждения и нормализовать психическое состояние человека. Только такое осознание устраняет травмирующее воздействие "неприемлемой" идеи или желания. Заслуга Фрейда в том, что он сформулировал указанную зависимость и включил ее в основу терапевтической практики "психоанализа".

Психоанализ включает поиск скрытых очагов в коре мозга, возникающих при вытеснении неприемлемых желаний, и осторожную помощь человеку в сознании и переоценке тревожащих его переживаний. Психоанализ включает поиск очага (его воспоминание), вскрытие его (перевод информации в словесную форму), переоценку (изменение системы установок, отношений) переживания в соответствии с новой значимостью, ликвидацию очага возбуждения, нормализацию психического состояния человека.

Только переводя неосознанные импульсы в сознание, можно достигнуть контроля над ними, приобретая большую власть над своими поступками и повышая уверенность в своих силах.

Итак, сознание как внутренняя модель, отражающая внешнюю среду человека и его собственный мир в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях, помогает человеку эффективно действовать в реальной жизни.

Состояния сознания

Традиционно психология признает два состояния сознания, присущих всем людям:

1. сон, рассматриваемый как период отдыха;

2. состояние бодрствования, или активное состояние сознания, которому соответствует активация всего организма, позволяющая ему улавливать, анализировать сигналы внешнего мира, отправлять некоторые из них в память или же реагировать на них адекватным или неадекватным поведением в зависимости от предшествующего опыта и навыков. Таким образом, бодрствование — это состояние, в котором мы можем приспосабливаться к внешнему миру.

В среднем наш организм функционирует с чередованием: 16 часов бодрствования и 8 часов сна. Этот 24-часовой цикл управляется внутренним контрольным механизмом, называемым биологическими часами, которые ответственны за возбуждение центра сна, расположенного в стволе мозга, и центра бодрствования, которым служит ретикулярная формация мозга.

Долгое время полагали, что сон — это просто полный отдых организма, позволяющий ему восстанавливать силы, израсходованные в период бодрствования. Действительно, было замечено, что недостаток сна иногда существенно сказывается на поведении: некоторые люди засыпают буквально стоя, галлюцинируют или начинают бредить после двух — трех дней лишения сна; другие теряют даже способность нормально воспринимать осязательные, зрительные или звуковые стимулы.

Сейчас, однако, известно, что сон не просто восстановительный период для организма, а главное то, что это вовсе не однородное состояние. Сон проходит различные стадии: за медленно-волновым сном следует сон другого типа — парадоксальный. Эта последовательность повторяется в каждом из пяти циклов длительностью примерно по 90 минут, обычных во время нормального ночного сна.

З. Фрейд в своей работе “Толкование сновидений” выделяет следующие источники сновидений:

· внешнее чувственное раздражение;

· внутреннее (субъективное) чувственное раздражение;

· внутреннее (органическое) физическое раздражение;

· психические источники раздражений.

Кроме того, Фрейд осуществляет группировку различных теорий сновидений, выделяя:

· теории, признающие, что в сновидениях полностью продолжается вся психическая деятельность бодрствующего состояния;

· теории, признающие понижение психической деятельности в сновидениях (т. е. ослабление ассоциаций и оскудение перерабатываемого материала);

· теории, приписывающие "грезящей душе" способность и склонность к особой психической деятельности, на которую она в бодрствующем состоянии либо неспособна, либо способна в очень незначительной степени.

Наиболее общую функцию сновидений Фрейд определяет как снятие полученных раздражений.

Фрейд описывает два общеизвестных метода толкования сновидений (символический и расшифровывания) и предлагает психоаналитический метод их интерпретации, на основе того, что сновидения могут и должны быть включены в "психологическую цепь" существования индивидуума. Фрейд выводит положение о том, что сновидения являются инструментом специфического осуществления нереализованных и вытесненных желаний. Он анализирует различного рода искажения, которые происходят во снах и сновидениях относительно реальных жизненных ситуаций, поскольку правила и законы, действующие в обыденной жизни, в них не действуют либо вообще, либо действуют в незначительной малой степени.

Фрейд систематизирует материал, используемый в сновидениях, и делит его на следующие группы: впечатления предыдущего дня, детские воспоминания, соматические источники и типические сновидения. Особый интерес представляет последняя группа, где Фрейд предлагает собственную трактовку символов, часто появляющихся в сновидениях.

Согласно гипотезе Френча и Фромма, в сновидениях используются механизмы образного мышления для решения мотивационных конфликтов, которые не удается решить с помощью логического анализа во время бодрствования, т. е. сновидения представляют собой механизм защиты и стабилизации человека, благодаря которой человек черпает энергию, необходимую для разрешения своих проблем.

Сновидения являются своеобразным "окном" в бессознательное человека и своеобразным "каналом" обмена информацией между бессознательным и сознанием, когда более информационно насыщенное "бессознательное" способно в символической или явной форме передать важную информацию для сознания (например, пророческие сны о будущих возможных событиях, о возникающих заболеваниях, о внутренних душевных болевых точках и т. п.).

Литература

Основная:

19. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.

20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, «Питер», Спб, 2007.

21. Столяренко Л.Д. Психология. Уч.д/вузов, 2007.

22. Клиническая психология. Под ред. Б.Д. Карвасарского. Национальная медицинская библиотека. Питер, 2004.

23. Немов Р.С. Психология. М.: ВЛАДОС, 2000-2001.

24. Рогов И.Е. Общая психология (Курс лекций). М.: ВЛАДОС, 2001.

Дополнительная:

22. Соколов Е.Е. Введение в психологию. Москва, Academa, 2005

23. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. Уч. Пос., 2004.

24. Сидоров П.И. Клиническая психология. М.: ГЭОТАР – МЕД, 2002.

25. Куницина В.Н., Козаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Уч. пособие для вузов, «Питер», Спб, 2001

26. Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 2001.

27. Вачков И.В. основы технологии группового тренинга, М.: Изд-во «Ось-89», 1999.

28. Петровский А.В. Общая психология. М., Просвещение, 1996.

6. Контрольные вопросы:

1. Какова структура человеческого сознания?

2. Какие функции выполняет сознание?

3. Почему самосознание является центром сознания?

1.Тема 5.Эмоция и воля. Стресс и фрустрация.

2.Цель:

- Дать знания о психологической концепции сознания;

- Рассмотреть основные особенности эмоций и воли;

- Дать понятие о стрессе и фрустрации;

Тезисы лекции

3.1.Понятие «эмоция». Сущность и функции эмоций

3.2.Эмоциональное состояние личности. Стресс и фрустрация

3.3. Воля как проявление активности личности.

Наши рекомендации