Методы интерпритации данных

Опорный конспект (программа) курса

"Методы психологических исследований"

Классификация методов психологического исследования

(по Борису Герасимовичу Ананьеву).

1) ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ: 1. Сравнительный, 2. Лонгитюдный, 3. Комплексный

1.1 Сравнительный метод (поперечных срезов). Основной в возрастной и педагогической психологии.

Суть: берутся разные возрастные группы и сравниваются по уровню психического развития (память, мышление и т.д.). Позволяет определить особенности развития каждого возраста и его специфику.

Ограничения: д.б. использована одна и та же батарея тестов и методик. (например, метод Вексера с 6 до 16 лет, мет. Прохоренко с11 до 16).

Недостаток: потеря индивидуальности, работа со средними значениями.

1.2 Лонгитюдный метод(продольных срезов). Основной в психологии развития. Развернутое во времени исследование. Обязателен учет постоянства и изменчивости психологии человека в целом, и ее отдельных свойств.

Суть: проследить психологию развития в динамике. Дает возможность наблюдать развитие одного человека или группы во времени. Необходимо выбрать продолжительность (длительность). Не менее 1 года.

Ограничения: необходимо иметь несколько наборов тестов одинаковых по сложности.

Наиболее устойчивые те характеристики, которые определены биологически (темперамент и т. п.), мене устойчивы мотивационные и ценностные ориентации.

Пример: (результаты лонгитюда по Вексеру у студентов псих. факультета на первом и пятом курсе)

Интеллект Женщины Мужчины
  1 курс 5 курс 1 курс 5 курс
Общий
Вербальный
Невербальный

1.3. Комплексный метод (междисциплинарный). Проводится многими специалистами, которые изучают один и тот же объект, но с разных сторон.

Сложность: выбрать не только важное и необходимое из разных сторонах диагностики, НО и установить связи между этими результатами.

Преимущество: позволяет увидеть компенсаторность, а значит, и определить пути коррекции.

2) ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ (практические)

2.1 Обсервационные

2.2 Экспериментальные

2.3 Психодиагностические

2.4 Праксиметрические

2.5 Моделирование

2.6 Биографические

2.1 Обсервационные: (наблюдение и самонаблюдение). Под психологическим наблюдением понимаем целенаправленное, организованное, фиксируемое восприятие объекта для анализа и понимания.

2.2 Экспериментальные: Предполагают сбор фактического материала в специально смоделированных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Выделяют естественный, лабораторный, полевой, психолого-педагогический (формирующий и обучающий) эксперименты. Предполагает участие экспериментатора, контроль и пр., т.е. некоторое влияние условий эксперимента на его результат.

Проблема: соотнесение результатов эксперимента и реальной ситуации.

2.3 Психодиагностические методы\

2.3.1. стандартизированные (анкеты, интервью, тесты, беседы), методы у которых есть заданный ответ.

2.3.2. нестандартизированные - проективные (свободный ответ) - отличаются неконкретным (неопределенным) стимулом, неопределенной инструкцией, нет правильных и неправильных ответов.

2.3.3. социометрические - оценка отношения в группе, социометрический статус групповой и индивидуальный.

2.4. Праксиметрические методы - анализ процесса и результатов деятельности (поделки, рисунки, письменные и учебные работы). Способ: хронометраж, циклограммы и т.д.

2.5 Моделирование \математическое, компьютерное, (ролевая игра).

2.6. Биографический - анализ истории жизни одного человека, семьи или группы (резюме, характеристика, автобиография., виды анамнеза: медицинский, социальный, педагогический, психологический).

МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ.

3.1 количественные Количественная оценка осуществляется путем подсчета баллов, установленных за выполнение каждого задания, с учетом времени затраченного на их выполнение.

3.2 качественные Качественный анализ позволяет оценить тактику деятельности испытуемого, способы действий, степень самостоятельности выполнения заданий, отношение к помощи, обучаемость, факторы, влияющие на результат работы, утомляемость и т.д.

МЕТОДЫ ИНТЕРПРИТАЦИИ ДАННЫХ

4.1 метод развитияотражает изменения в уровне психического развития человека в целом или его отдельных свойств или качеств. Предполагает соотнесения результатов актуальной диагностики с данными, полученными на предыдущем этапе.

4.2 метод структуры отображает связи и особенности этих связей с определенными структурами (ех. возрастные). Предполагает соотнесение результатов актуальной диагностики с возрастными или нормативными шкалами, со среднегрупповыми показателями.

Работая с методиками, психодиагност использует не одну методику, а несколько – батарею методик.Выбор батареи методик не может быть произвольным, он, как минимум, должен отвечать следующим требованиям:

- адекватность поставленной клиентом задачи;

- адекватность психологической теории, в рамках которой работает психодиагност;

- интерпретация полученных результатов, основанная на предполагаемых многофакторных отношениях между полученными данными.

Другими словами, интерпретация результатов должна исходить из того, что определенный результат может быть обусловлен разными механизмами психической деятельности. Например, неверное решение некоторых тестовых задач может быть следствием недостатка интереса, недостатков перцепции и т.п. И наоборот, один и тот же механизм может иметь разное диагностическое значение. Например, чувство неполноценности у одного человека проявляется неуверенностью в поведении, тихим голосом, пассивностью, а у другого – хвастливыми поступками и подобного рода проявлениями компенсации.

Широкий класс методик в психодиагностике, как правило, называют МЕТОДОМ. Если частная МЕТОДИКА привязана к решению узкого класса практических задач и направлена на диагностику определенных свойств, то МЕТОД определяется общим родством технологических приемов и процедур в проведении всех методик данного типа.

Наши рекомендации