Нейропсихологические исследования 1

Традиционное нейропсихологическое обследование включает:

o сбор анамнестических данных;

o оценку моторных и сенсорных латеральных предпочтений;

o исследование двигательных (кинестетических, кинетических, пространственных, тактильных и соматогностических функций)

o зрительный гнозис;

o слуховой гнозис и пространственные представления;

o рисунок;

o копирование рисунка, букв, цифр;

o зрительная и слухо-речевая память;

o речевые функции;

o письмо;

o чтение;

o интеллектуальные процессы;

o эмоционально-личностные процессы.

Оценивается уровень сформированное произвольной и непроизвольных программ саморегуляции и их взаимодействия.
Истинная картина дизонтогенеза мозговой организации психических процессов выявляется у многих детей лишь при обязательном внедрении в обследование сенсибилизированных условий.

Таковыми являются:

o "глухая инструкция",

o динамические нагрузки в виде увеличения времени и темпа выполнения экспериментальных проб,

o исключение зрительного и речевого самоконтроля (закрытые глаза, прикушенный язык),

o применение мономануального (отдельно правой и левой руками) выполнения графических проб актуально и на следах памяти

В ходе обследования:

o Психологу необходимо констатировать наличие или отсутствие у ребенка таких явлений, как:
гипо- или гипертонус, мышечные зажимы, синкинезии, тики, навязчивые движения, вычурные позы и ригидные телесные установки;

o полноценность глазодвигательных функций (конвергенции и амплитуды движения глаз)

o пластичность (или, напротив, ригидность) в ходе выполнения любого действия и при переходе от одного задания к другому, истощаемость, утомляемость;

o колебания внимания и эмоционального фона, аффективные эксцессы;

o наличие выраженных вегетативных реакций, аллергий, энуреза;

o сбои дыхания вплоть до его очевидных задержек или шумных "преддыханий";

o соматические дизритмии, нарушение формулы сна, дизэмбриогенетические стигмы и т.п.

  1. Психологу необходимо отмечать:

o насколько склонен ребенок к упрощению программы, заданной извне;

o легко ли переключается от одной программы к другой или инертно воспроизводит предыдущую программу.

o Выслушивает ли до конца инструкцию или импульсивно принимается за работу, не пытаясь понять, что же от него требуется?

o Как часто отвлекается на побочные ассоциации и соскальзывает на регрессивные формы реагирования?

o Способен ли он к самостоятельному планомерному выполнению требуемого, или задание доступно ему только после наводящих вопросов и развернутых подсказок экспериментатора.

o Может ли он сам дать себе или другим внятно сформулированное задание, проверить ход и итог его выполнения;

o Может ли оттормозить свои неадекватные данной ситуации эмоциональные реакции?

Положительные ответы на эти вопросы наряду со способностью ребенка оценить и проконтролировать эффективность собственной деятельности (например, найти свои ошибки и самостоятельно попытаться их исправить) свидетельствуют об уровне сформированности его произвольной саморегуляции, то есть в максимальной ли степени отражают степень его социализации.

  1. Обзор возрастной динамики в соответствии с возрастными нормативами, на которые можно опираться в ходе обследования.
  2. При исследовании двигательных функций установлено, что различные виды кинестетического праксиса полностью доступны детям уже в 4-5 лет, а кинетического лишь в 7 (причем проба на реципрокную координацию рук полностью автоматизируется лишь к 8 годам).
  3. Тактильные функции достигают своей зрелости к 4-5 годам, в то время как соматогностические - к 6.
  4. Различные виды предметного зрительного гнозиса не вызывают затруднений к 4-5 годам; возникающее иногда замешательство связано не с первичным дефицитом зрительного восприятия, а с медленным подбором слов. Это обстоятельство может обнаружить себя и в других пробах, поэтому крайне важно разделять эти две причины. До 6-7 лет дети демонстрируют затруднения при восприятии и интерпретации сюжетных (особенно серийных) картин.
  5. В сфере пространственных представлений раньше всех созревают структурно-топологические и координатные факторы (6-7 лет), в то время как метрические представления и стратегия оптико-конструктивной деятельности - к 8 и 9 годам соответственно.
  6. Объем как зрительной, так и слухо-речевой памяти (то есть удержание всех шести эталонных слов или фигурок после трех предъявлений) достаточен у детей уже в 5 лет;
  7. К 6 годам достигает зрелости фактор прочности хранения необходимого количества элементов, вне зависимости от ее модальности. Однако избирательность мнестической деятельности достигает оптимального статуса лишь к 7-8 годам.

В ходе зрительного запоминания ребенок, хорошо удерживая нужное количество эталонных фигур, искажает их первоначальный образ, разворачивая его, не соблюдая пропорции, не дорисовывая какие-то детали (то есть демонстрирует массу параграфий и реверсий), путая заданный порядок.

  1. То же относится к слухо-речевой памяти:
    вплоть до 7 лет даже четырехкратное предъявление не всегда приводит к полноценному удержанию порядка вербальных элементов, имеет место много парафазии, то есть замен эталонов словами близкими по звучанию или значению.

Наиболее поздно из базовых факторов речевой деятельности созревают у ребенка:

o фонематический слух (7 лет),

o квазипространственные вербальные синтезы;

o программирование самостоятельного речевого высказывания (8-9 лет).


Особенно отчетливо это проявляется в тех случаях, когда указанные факторы должны служить опорой для таких комплексных психических функций, как письмо, решение смысловых задач, сочинение и т.п.

  1. Отразив некоторые особенности развития нейропсихологических факторов в норме, остановимся на традиционной для нейропсихологии (разработанной в незапамятные времена в лаборатории нейропсихологии ИНХ РАМН им. Бурденко под руководством А.Р. Лурия) системе оценок продуктивности психической деятельности.
    В онтогенетическом ракурсе она прямо связана с понятием зоны ближайшего развития:
    "0" - выставляется в тех случаях, когда ребенок без дополнительных разъяснений выполняет предложенную экспериментальную программу;
    "1"- если отмечается ряд мелких погрешностей, исправляемых самим ребенком практически без участия экспериментатора; по сути "1" - это нижняя нормативная граница;
    "2" - ребенок в состоянии выполнить задание после нескольких попыток, развернутых подсказок и наводящих вопросов;
    "3" - задание недоступно даже после подробного многократного разъяснения со стороны экспериментатора.
  2. Следующее требование связано с необходимостью включения в нейропсихологическое обследование сенсибилизированных условий для получения более точной информации о состоянии того или иного параметра психической деятельности. К таковым относятся:

o увеличение скорости и длительности выполнения задания;

o исключение зрительного (закрытые глаза) и речевого (зафиксированный язык) самоконтроля.

Необходимым условием является выполнение любых мануальных проб (двигательных, рисуночных, письма) обеими руками поочередно. Во всех экспериментах, требующих участия правой и левой рук ребенка, не следует оговаривать в инструкции, какой именно рукой начинать выполнение задания. Спонтанная активность той или иной руки в начале выполнения задания дает экспериментатору дополнительную, косвенную информацию о степени сформированности у ребенка мануального предпочтения. Эта же информация содержится в "языке жестов": исследователь обязательно должен отмечать, какая рука "помогает" ребенку обогатить свою речь большей выразительностью.

Наши рекомендации