Функции работы школы, кл.рук-ля в работе с родителями. (Маленкова Л.И.)

1. ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса,организуемого школой, обусловлено необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и в учебно-воспитательном процессе школы. Классный руководитель, знакомит родителей с целью, задачами и программой своей будущей деятельности, знакомит их с планом воспитательной работы. Совместно с родителями находит возможные пути реализации этой программы в семейном воспитании (посещение театров и музеев, неформальное общение с детьми и т.д.); знакомит родителей со спецификой определенного типа школы и особенностями учебно-воспитательного процесса в ней (гимназия, лицей, колледж, класс с углубленным изучением какого-либо предмета), со школьными традициями, стилем и тоном отношений в данном учебном заведении.

В начале учебного года классный руководитель знакомит родителей со спецификой, задачами и проблемами предстоящего года: например, в 7—8 классе — с особенностями взаимоотношений девушек и юношей, в 9 классе — с проблемой начальной профориентации, в 10 классе — с научной организацией интеллектуально-познавательной деятельности, в 11 классе — с задачей духовного развития личности и так далее.

Эти и другие проблемы классный руководитель держит а поле зрения родителей на протяжении всего учебною года, корректируя их, подводя итоги, ставя новые задачи, советуясь с родителями.

2. психолого-педагогическое просвещениеродителей. Противоречия этой проблемы современной школы происходят из того, что общий образовательный уровень родителей неуклонно растет, а это влечет за собой уверенность в непогрешимости их педагогической позиции. И тем не менее исследования педагогов и психологов постоянно фиксируют низкий уровень психолого-педагогической культуры родителей и возрастающий интерес к ней в обществе.

Формы психолого-педагогического просвещения родителей:

• Народные Университеты (педагогические факультеты или отделения) при Дворцах культуры, кинотеатрах, высших учебных заведениях, многопрофильных общественных организациях по месту жительства и так далее. Эти университеты имеют свою программу, в них проводятся лекции, семинары, консультации для родителей силами специалистов: педагогов, психологов, медиков, юристов.

• Школьный лекторий для родителей проводится, как правило, перед началом родительских собраний в классах по специально разработанной педагогическим коллективом программе. Для чтения лекций и проведения консультаций привлекаются специалисты и наиболее подготовленные педагоги школы.

• Школьные и классные тематические конференции для родителей. Это могут быть конференции, посвященные отдельным воспитательским проблемам. Например, «Как помочь школьнику учиться», «Как помочь школьнику выбрать будущую профессию», «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних» и другие.

• Родительские лектории по микрогруппам родителей на основе их групповых интересов: для родителей школьников-юристов; для родителей школьников, избравших педагогическую профессию; для родителей трудных детей; для родителей одаренных детей; для родителей учащихся, занимающихся в различных кружках, секциях, студиях и так далее.

• Поклассное просвещение родителей, осуществляемое классным руководителем на основе задач воспитания, систематически проводимого изучения учащихся и классного коллектива, содержания и методики воспитательного процесса.

• Индивидуальные консультации (психологические, педагогические, медицинские, юридические), осуществляемые специалистами в консультациях: «Семья и брак», женских консультациях по месту жительства, в школе во время «Дня открытых дверей» и так далее.

• Различного рода читательские конференции, обзоры и выставки литературы для родителей...

3. вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность — все шире практикуется в современной школе. Мотивируется это задачами расширения воспитывающей среды, увеличения диапазона позитивных влияний на развивающуюся личность школьника, организуемой в школе воспитывающей внеурочной деятельности, улучшения взаимоотношений учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности, в практике современной школы могут быть использованы различные формы вовлечения родителей в совместную с детьми деятельность:

- участие во всех формах внеурочной деятельности, организуемой классным руководителем (походы, экскурсии,вечера, турниры, состязания, ремонт и благоустройствошколы и так далее).

- участие родителей в подготовке общешкольных традиционных форм работы (вечеров-встреч выпускников,школьного турслета, праздника Последнего звонка, выпускного вечера, «Папа, мама и я — спортивная семья»); и т.д.

4. корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся. Первый аспект ее — оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий учащихся (одаренных, проявляющих склонность к изучению отдельных учебных предметов, либо интерес к каким-либо формам внеурочной деятельности).

Другое направление заботы классного руководителя — это оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания, разрешения противоречий подросткового возраста, преодоления трудностей воспитания девочек и мальчиков в пубертатный период; профилактика формирования вредных привычек (курения, употребления спиртных напитков, наркотических и токсичных средств) профилактика правонарушений.

И еще — это индивидуальная работа с неблагополучными семьями учащихся; аморальными и противоправными, вовлекающим детей в пьянство и преступную деятельность; семьями с повышенной конфликтностью; семьями, не обеспечивающими надлежащего развития и воспитания детей и тому подобное.Эту работу школа и классный руководитель осуществляют совместно с правоохранительными органами.

5.взаимодействие с общественными организациями родителей:родительскими комитетами школы и класса, школьными Советами и так далее. Содержание общей деятельности определяется статусом и положением (либо уставом) соответствующей общественной организации. В компетенцию их может входить:

* оказание материальной помощи отдельным семьям и учащимся (через нахождение спонсоров, материальные отчисления предприятий);

* коллегиальное решение отдельных вопросов жизнишколы;

* связь с административными и правоохранительными органами;

* помощь школе и классам в проведении воспитательнойработы с учащимися;

* участие в работе с родителями учащихся (проведение родительских собраний, конференций, лекториев; оказание материальной помощи и моральнойподдержки малообеспеченным и многодетным семьям; моральное и правовоевоздействие на родителей, нерадиво относящихся к воспитанию детей и другие.)

Все перечисленные функции работы школы, и в частности классного руководителя (воспитателя), способствуют созданию нормальной воспитывающей среды для организации школьного воспитательного процесса.

Наши рекомендации