Практическое занятие 1
«Конструктивные способы противостояния нападению и манипуляции (техники психологической самообороны)»
Задание 1. Использование техники уточнения
Инструкция. В технике уточнения важно действительно стараться прояснить позицию нападающего, а не отвечать ему встречным нападением. Из числа студентов выбирается «нападающий» и несколько адресатов нападения. Нападение должно быть шутливым, смешным или нелепым и касаться самых поверхностных характеристик внешности – цвета ботинок, формы воротника, толщины свитера и т.п. Например: «Как ты мог прийти на занятия в таком толстом свитере? Ведь это неуважение по отношению к тем, кто пришёл в костюме».
Если адресат влияния даёт ответ, являющийся встречным нападением (например: Какая тебе разница, какой у меня свитер?), или ответ, принижающий собственную личность (например: Какой есть, такой и ношу), на это обращается внимание группы. Все ответы обсуждаются.
П р и м е ч а н и е. Ответ в технике уточнения звучит так: «Как я мог бы, будучи в свитере, всё же проявить уважение к тем, кто пришёл в костюме?».
Задание 2. Использование техники внешнего согласия
Инструкция. Студенты распределяют роли нападающих и адресатов. Инициаторы нападения обращаются к адресатам с нелепыми утверждениями и вопросами, а адресатам нужно соглашаться с ними. Необходимо постараться найти что-то, с чем можно согласиться. Например, можно согласиться с какой-либо частью высказывания партнёра или с тем, что то, на что он обратил внимание действительно важно, представляет интерес, заставляет задуматься, содержит в себе ценное рациональное зерно, обогащает наше видение проблемы или даже соответствует истине.
ПРИМЕР
М. А правда замечательно, что у Кати такой чудесный изумрудный цвет костюма (на самом деле у Кати малиновый костюм)?
А. Я тоже люблю изумрудный цвет.
П р и м е ч а н и е. Использование техники приводит к открытию, что в ответ на нападение можно не воевать, а размышлять вместе с нападающим.
Задание 3. Использование техники испорченной пластинки
Инструкция. Сейчас нападающий будет обращаться к кому-либо с возмущением, а задача адресата – найти подходящую фразу, которую можно будет повторить несколько раз, не теряя нити разговора.
ПРИМЕР.
М. Ты совершенно напрасно распорядился взять человека из моего отдела для подготовки этой презентации!
А. Это больше не повторится.
М. Она мне самому нужна была сегодня, ты понимаешь?
А. Это больше не повторится.
М. И вообще, почему ты считаешь, что можешь через мою голову распоряжаться моими сотрудниками?
А. Это больше не повторится.
П р и м е ч н и е. Упражнение завершается обсуждением возможностей и ограничений данной техники. Главное её ограничение – трудности в нахождении подходящей фразы.
Задание 4. Использование техники английского профессора
Инструкция. Сейчас нападающий будет обращаться к кому-либо из студентов группы, и задачей адресата будет ответить в технике английского профессора. Очень важно дать ответ действительно «по-английски», то есть вежливо, возможно, с некоторой долей юмора, но непоколебимо твёрдо.
ПРИМЕР
М. Почему бы тебе не подстричься?
А. Таков мой имидж.
П р и м е ч а н и е. Следует обратить внимание группы, что ответы «Это часть моей головы!» (грозно) или «Я не мальчик для рекламы шампуня» квалифицируются как встречное нападение.
Практическое занятие 2
«Конструктивные способы противостояния нападению и манипуляции (информационный диалог)»
Задание «Различение ответов в технике информационного диалога»
Инструкция. Внимательно прочитайте задание. Выберите тот ответ, который вам кажется наиболее конструктивным для информационного диалога.
В о з м о ж н ы е т е х н и к и:
Вопрос по существу дела
Вопрос для прояснения целей манипулятора
Ответ
Ответ + Вопрос по существу дела
Ответ + Вопрос для прояснения целей
Сообщение
Предложение по существу дела
Предложение по выбору темы обсуждения
Отказ
Отсрочка ответа
Укажите, какая из 8 возможных интонаций является наиболее подходящей для данного ответа.
Возможные интонации:
1) задумчивая 5) тёплая
2) весёлая 6) грустная
3) напористая 7) спокойная
4) холодная 8) язвительная
Ситуация 1
Манипулятор. Как же мы можем обсуждать ваше участие в этой работе, если вы не
знаете таких элементарных вещей?!
Адресату действительно неизвестны некоторые технические подробности
работы.
Наиболее конструктивный ответ:
1) Да, мне необходимо это знать. Каким образом я мог бы получить
техническое описание работы?
2) Да нет, я всё это знал…но забыл
3) Почему вы решили, что я должен это знать?
4) Я и не должен этого знать.
Ситуация 2
Манипулятор. Вы считаете, что выбрали лучших из всех претендентов на эти
рабочие места?
Адресат считает, что он выбрал действительно лучших из имеющихся
претендентов, но что реклама была недостаточно активной, и поэтому
настоящего конкурса не получилось.
Наиболее конструктивный ответ:
1) А Вы что, так не считаете?
2) У Вас есть какие-нибудь конкретные претензии к кому-то из
них?
3) Да, из тех претендентов, которые у нас были, я выбрал лучших?
4) Как вы считаете, могли мы нашей рекламой привлечь более
качественных претендентов?
Ситуация 3
Манипулятор. Вы, я думаю, безо всяких объяснений всё понимаете.
Адресат пока не всё понимает и нуждается в объяснениях.
Наиболее конструктивный ответ:
1) Прошу Вас дать пояснения по следующим пунктам…
2) Да разве здесь можно хоть что-то понять?
3) Да, конечно, всё ясно…
4) Не беспокойтесь, если мне понадобятся Ваши объяснения, я за
ними обращусь…
Ситуация 4
Манипулятор. Вы у нас никому не доверяете, я знаю…
Адресат не вполне доверяет манипулятору.
Наиболее конструктивный ответ:
1) Да с чего вы взяли! Я доверяю…
2) Да, я Фома неверующий.
3) Это вы никому не доверяете.
4) Ну, у нас-то с Вами полное доверие.
Ситуация 5
Манипулятор. Я уже отвечал на этот вопрос, разве вы не слышали?
Адресат действительно не слышал никакого ответа.
Наиболее конструктивный ответ:
1) Разве вы уже ответили?
2) Почему Вы решили, что я не слышал?
3) Ах, ну да, действительно, извините…
4) Простите, я не уверен, что слышал ответ на этот вопрос. И каков же
Ваш ответ?
Ситуация 6
Манипулятор. По-моему, в офисе нельзя так громко разговаривать, как Вы это
делаете.
Адресат понял, что он несколько повысил голос.
Наиболее конструктивный ответ:
1) Может быть, лучше вообще не разговаривать?
2) Почему Вы сразу так сердитесь?
3) Да, согласен. Простите, если помешал.
4) Почему вы считаете возможным делать мне такие замечания?
Ситуация 7
Манипулятор. Да, трудно с Вами. Ну почему Вы всегда такой несговорчивый?!
Обсуждаемый пункт важен для адресата, и он уверен в оптимальности
собственного предложения.
Наиболее конструктивный ответ:
1) Когда это я был несговорчивым?
2) Да что Вы! Со мной очень легко договариваться!
3) Это ещё как посмотреть, кто из нас несговорчивый!
4) Предлагаю проанализировать наши разногласия ещё раз.
Ситуация 8
Манипулятор. А ты уже представился новому шефу? Ты никогда таких вещей не
пропускаешь…
Адресат действительно одним из первых представился новому начальнику.
Наиболее конструктивный ответ:
1) Чего я не пропускаю?
2) А ты пропускаешь что ли?
3) Что ты на самом деле хочешь сказать?
4) Зря ты всё время пытаешься меня поймать.
Студенты, выбирая правильные ответы, аргументируют своё мнение. Причины неэффективности остальных вариантов ответов анализируются.