Пакет психодиагностики детей
ЛЕТ
ВОСПРИЯТИЕ
1. «ПЯТЬ ФОРМ» (16, модификация)
ЦЕЛЬ: изучение соотношения зрительного и осязательного восприятия формы.
МАТЕРИАЛ: два одинаковых набора из 10 плоскостных фигур (в каждом наборе) 5 геометрических форм (квадратная, прямоугольная, треугольная, трапециевидная и крест), каждая из которых модифицируется в 2 вариантах (обычная форма и с нарушением четкости очертания углов). Фигурки белые, фоновая карта размером А*4 (297*210мм) - зеленая.
ПЕРВАЯ СЕРИЯ
Осязательное узнавание формы и зрительный выбор.
ЦЕЛЬ: выявление особенностей переноса образа из осязательной модальности в зрительную.
Ребенок знакомится с фигурами сначала без участия зрения, только путем осязания, а затем и зрительно. В наборе он также должен узнать фигуры.
Исходный образец ребенок воспринимает осязательно (попросить ребенка закрыть глаза), а отыскивает его путем зрительного восприятия.
ИНСТРУКЦИЯ: «Потрогай эту фигурку, не глядя на нее. Посмотри на эти фигурки (положить перед ребенком карту с наклеенными фигурками второго набора) и найди среди них точно такую же». Ребенок трогает фигурку пальцами, одновременно зрительно отыскивая ее на карте.
ВТОРАЯ СЕРИЯ
Зрительное узнавание формы и осязательный выбор.
ЦЕЛЬ: выявление особенностей переноса образа из зрительной модальности на осязательную.
Показывают одну фигурку в течении 10 секунд, завязывают глаза ребенку, располагают эту фигурку на столе среди других и предлагают найти ее на ощупь.
ИНСТРУКЦИЯ: «Посмотри на эту фигурку (10 секунд, потом убрать ее, выложить второй набор). А теперь закрой глаза и найди пальчиками точно такую же».
ОБРАБОТКА: за каждую правильно найденную фигурку - 1 балл.
Максимальное количество баллов в каждой серии - 10 баллов.
2. «ЦВЕТНЫЕ КРУЖКИ»(16, модификация)
ЦЕЛЬ: определение уровня восприятия цвета.
МАТЕРИАЛ: два одинаковых набора кружков диаметром 3 см (по 10 в каждом наборе), окрашенные в основные и дополнительные цвета. Карта из белого картона размером 20*10см., разделенная на 10 квадратов. В каждом квадрате наклеен один из цветных кружков первого набора в следующем порядке: красный, желтый, синий, зеленый, розовый, оранжевый, голубой, фиолетовый, коричневый, серый.
ИНСТРУКЦИЯ: перед ребенком кладется карта и второй набор кружков. «Посмотри, какие разноцветные кружки здесь лежат (показать, дать ребенку время ознакомиться). Теперь посмотри на карту с такими же разноцветными кружками (снова дать время). А сейчас возьми один цветной кружок, найди на карте точно такой же и положи на него. Какой это цвет?» Так проделать с каждым кружком.
ОБРАБОТКА:
2 балла - кружок правильно выбран и верно назван цвет,
1 балл - кружок правильно выбран, но неверно назван цвет (или не назван совсем),
0 балл - кружок выбран неправильно.
Максимальное количество баллов - 20.
Уточнение: в протоколе записывать балл по цвету (например, красный - 1,
розовый - 0 и т.д.).
3. «МЕСТО В РЯДУ»(16, модификация)
ЦЕЛЬ: определение уровня восприятия отношений предметов по величине.
МАТЕРИАЛ: фоновая карта из белого картона (размер 37*10 см.) для предъявления. Семь кружков зеленого цвета из плотного картона, диаметр кружков - 6, 5.5, 5, 4.5, 4,3.5 и 3 см. Перед ребенком выстраивают сериационный ряд из элементов: кружочки раскладывают на фоновой карте слева направо в ряд по мере уменьшения их диаметра.
ИНСТРУКЦИЯ: «Посмотри на этот ряд кружков. Кружки в нем стоят по порядку, друг за другом. Сейчас ты закроешь глаза, а я выну из ряда один кружок (после этого взрослый сдвигает элементы ряда). Потом ты откроешь глаза, найдешь место кружка и поставишь его снова в ряд».
Предлагается 5 проб, кружки из ряда берутся в следующем порядке: с 1, 7, 4, 2, 6 позиции.
ОБРАБОТКА (ведется по каждой пробе):
2 балла - кружок поставлен на свое место путем зрительного соотнесения элементов ряда,
1 балл - кружок поставлен на свое место путем примеривания, прикладывания к элементам ряда (неполное зрительное соотнесение),
0 баллов - кружок поставлен не на свое место.
Максимальное количество баллов - 10 баллов.
4. «РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ»(11)
ЦЕЛЬ: выявление степени овладения зрительным синтезом - объединение элементов в целостный образ.
МАТЕРИАЛЫ: 5 картинок, разрезанные на две, три, четыре, пять и шесть частей (соответственно - яблоко, елочка, бабочка, собака, мишка).
ИНСТРУКЦИЯ: части картинки раскладывают перед ребенком так, чтобы ему можно было не просто их сдвинуть вместе, а придать им нужное пространственное положение. Психолог спрашивает: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?» Ребенок должен назвать, что изображено на разрезной картинке. Если ребенок не называет, что получится в результате сложения частей, взрослый предлагает: «Сложи части и посмотри, что нарисовано на картинке». Картинки предъявляются по очереди от двухсоставных к шестисоставным. Собранная картинка убирается, предъявляется следующая. Допустимы 1-2 практические пробы при сборе шестисоставной картинки.
ОБРАБОТКА:
2 балла - картинка предварительно названа ребенком, затем собрана;
1 балл - картинка собрана ребенком без ее называния; картинку предварительно назвал, но не собрал;
0 баллов - ребенок не собрал картинку.
Максимальное количество баллов - 10.
ВНИМАНИЕ
1. «НАЙДИ И ВЫЧЕРКНИ – 3»(10, модификация)
ЦЕЛЬ: определение объема и концентрации внимания.
МАТЕРИАЛЫ: таблица с нарисованными фигурками (120 фигурок).
ИНСТРУКЦИЯ: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Ты будешь просматривать по порядку, одну фигурку за другой, один ряд за другим. Будешь искать и зачеркивать елочки и грибочки (показать ребенку как нужно перечеркивать на примере образца в верхней части бланка).
У меня в руках лист бумаги. Он тоже участвует в нашей игре. Когда ты будешь выполнять задание, я приложу его и буду постепенно опускать вниз. Ты найдешь и зачеркнешь фигурки в 1 ряду, и я опущу листок ниже, сделаешь задание во втором ряду - я опущу его еще ниже».
Помощь: для того, чтобы исключить хаотичное перескакивание с одного ряда на другой, психолог сужает поле зрения ребенка, подкладывая лист бумаги под первый ряд. Внимательно следя за действиями обследуемого, нужно передвинуть этот лист под второй ряд чуть раньше, чем будет до конца просмотрен первый и т.д.
В этой методике ребенок работает 2 минуты, в течение которых через каждые 30 секунд (всего 4 раза) психолог отмечает в протоколе количество просмотренных ребенком знаков.
ОБРАБОТКА: определяется количество предметов на рисунке, просмотренных за 2 минуты, а также за каждые 30 секунд. В протоколе в две графы записываются следующие цифры: количество просмотренных ребенком знаков каждые 30" (например, 2-5-6-4) - в одну графу, число просмотренных ребенком знаков за 2 минуты и количество ошибок (неверно зачеркнутые или пропущенные знаки) - в другую (например 20/1). По всем временным показателям, полученным в процессе выполнения задания, строится график, на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. В графике по оси абсцисс откладывают временные интервалы, по оси ординат количество просмотренных ребенком знаков в каждом временном интервале.
Максимальное количество баллов - 120.
ПАМЯТЬ
1. «10 СЛОВ»(11)
(Кратковременная слуховая память)
ЦЕЛЬ: изучение объема слуховой памяти, элементов ее произвольности.
МАТЕРИАЛЫ: таблица с набором десяти односложных слов для фиксации процесса запоминания. У экспериментатора должны быть минимум два набора слов, которые он предъявляет детям попеременно, т.к. последние могут поделиться своим опытом с другим ребенком.
ИНСТРУКЦИЯ: задание дается в несколько этапов.
1. «Сейчас я хочу проверить, как ты умеешь запоминать слова. Я буду говорить тебе слова, а ты слушай внимательно и постарайся их запомнить. Когда я закончу, ты повторишь столько слов, сколько запомнишь в любом порядке».
2. «Сейчас я снова прочту те же слова, и ты опять должен повторить их: и те, которые ты называл, и те, которые еще запомнишь».
3. «Слушай еще раз».
4. «Слушай еще раз».
5. «Сейчас я прочитаю слова в последний раз, а ты постараешься повторить побольше». В промежутках между предъявлениями, кроме инструкции, не следует ничего говорить и стараться не давать такой возможности ребенку. Однако в тех случаях, когда ребенок воспроизводит слова очень медленно и неуверенно, можно немного стимулировать его словами: «Еще! Постарайся вспомнить еще!» При отсроченном воспроизведении (в конце исследования) в тех случаях, когда ребенок не может вспомнить ни одного слова, возможно напомнить ему первое слово из предъявленного набора.
ОБРАБОТКА: при произнесении ребенком слова в соответствующей клеточке ставится единица. Подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов в каждом повторе. По протоколу составляется "кривая запоминания". По вертикали - число воспроизведенных слов, по горизонтали - номера предъявлений слов. В норме кривая запоминания идет вверх. При астении кривая сначала резко идет вверх, а затем, поскольку после каждой пробы воспроизводится все меньше и
меньше слов - кривая падает вниз. При неустойчивости внимания и его колебаниях кривая имеет зигзагообразный характер. В среднем эксперимент должен занимать 5-7 минут.
Максимальное количество баллов в каждом предъявлении - 10.
2. «ЗАПОМНИ КАРТИНКИ»(14, модификация)
(Кратковременная зрительная память)
ЦЕЛЬ: определение уровня развития образной памяти.
МАТЕРИАЛ: карта размером 16*12 см., расчерченная на 12 квадратов. В каждом квадрате - картинка (рыба, яблоко, книга, птица, дерево, кружка, карандаш, самолет, листик, телефон, кошка, роза).
Задание дается 5 раз. При каждом предъявлении карточку показывают 12 секунд.
ИНСТРУКЦИЯ: предварительно показать карту и спросить «Тебе все картинки понятны?»
1. «Я покажу тебе картинки на листе, ты посмотри на них внимательно и постарайся запомнить их. Когда я уберу лист, ты назовешь мне те картинки, которые запомнил».
2. «Сейчас я еще раз покажу тебе картинки, и ты опять назовешь их: и те, которые уже называл, и те, которые еще запомнишь».
3. «Смотри еще раз».
4. «Смотри еще раз».
5. «Сейчас я показываю тебе картинки в последний раз, а ты постарайся запомнить побольше».
ОБРАБОТКА: в протоколе отмечаются слова, названные ребенком. За каждое воспроизведенное слово - 1 балл.
Максимальное количество баллов - 12 баллов.
МЫШЛЕНИЕ
1. «НЕДОСТАЮЩИЕ ДЕТАЛИ»(17)
ЦЕЛЬ: исследование уровня развития образного мышления.
МАТЕРИАЛ: рисунки разных предметов, в которых отсутствуют какие-то части - достаточно важные и хорошо видные. При проведении данного теста ребенку последовательно предъявляются 10 картинок: расческа без зубчиков, кошка без усов, собака без уха, стол без ноги, лицо без губ, рука без ногтя, рыба без плавника, дверь без петли, петух без шпоры, пиджак без петель.
ИНСТРУКЦИЯ: «я тебе покажу картинки, которые нарисовал незадачливый художник: на каждой картинке он забыл что-нибудь нарисовать. Помоги мне найти, что же забыл художник нарисовать на картинке». Если ребенок говорит, что на картинке все есть, то психолог повторяет, что на каждой картинке чего-то не хватает.
ОБРАБОТКА: 1 балл за каждый правильный ответ.
Максимальное количество баллов - 10.
2. «КЛАССИФИКАЦИЯ – 3»(11, модификация)
ЦЕЛЬ: определение степени развития элементов анализа и обобщения.
МАТЕРИАЛ: изготавливаются из цветной бумаги четыре корзинки, в которые раскладываются следующие предметные картинки: цветы, птицы, машины, фрукты (всего 20 картинок по 5 картинок в каждой корзинке). Затем, перед началом работы, из каждой корзинки вынимаются по одной картинке и откладываются в сторону.
ИНСТРУКЦИЯ: перед ребенком выкладываются все корзинки: «Посмотри, в этих корзинках лежат разные картинки. В каждой корзинке свои». Затем вынимаются по очереди из каждой корзинки карточки и выкладываются в ряд перед ребенком. Взрослый достает отложенные картинки и говорит: «Пока я несла к тебе корзинки, из них выпали картинки и перепутались. Помоги мне разложить их по корзинкам так, чтобы картинки подходили друг другу». Ребенку показываются картинки по одной и каждый раз уточняется, в какую корзинку он положит этот предмет. При этом взрослый спрашивает ребенка, что за предметы лежат в этой корзинке.
Помощь: возможна помощь взрослого при выполнении первого задания, в этом случае балл не засчитывается.
Если ребенок оставляет одну карточку от какой-либо группы и не знает куда ее положить, то постарайтесь, чтобы задание ребенок доделал и положил карточку в одну из корзинок.
ОБРАБОТКА: Оценка ведется по каждой вложенной картинке.
3 балла - ребенок положил картинку в нужную корзину и назвал группу предметов;
2 балла - ребенок положил картинку правильно, но не назвал предметы или назвал неправильно; правильно сказал, а положил неправильно;
1 балл - ребенок сказал и положил картинку неправильно;
0 баллов - не выполнил задание.
Максимальное количество баллов - 12.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА
ЛЕСЕНКА»
(в источнике 2 - По Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн, модификация)
ЦЕЛЬ: исследование самооценки ребенка.
МАТЕРИАЛ: рисунок лестницы (5 вариантов, окрашенных в разные цвета), состоящей из 10 ступенек. Рядом с лесенкой нужно расположить вырезанную из бумаги фигурку мальчика или девочки (в зависимости от пола ребенка). Каждая лесенка отражает полярные качества, расположенные на концах лесенки: «хороший - плохой», «добрый - злой» (нравственные качества), «красивый - некрасивый» (внешность), «умный -глупый» (интеллект), «много умеет - ничего не умеет» (успешность в деятельности).
ИНСТРУКЦИЯ: ребенку по очереди предъявляются лесенки с разными качествами. Например, при показе первой лесенки психолог говорит: «Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (девочка). На ступеньку выше (показывает) ставят хороших детей, чем выше - тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке - самые хорошие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь?» Важно проследить, чтобы ребенок правильно понял ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить задание. Затем ребенку задается второй вопрос: «А воспитательница тебя на какую ступеньку поставила бы?»
Эти два вопроса задаются на каждой лесенке. Оцениваемые качества по лесенкам таковы:
1-ая лесенка: «очень хороший - очень плохой»;
2-ая лесенка: «очень добрый - очень злой»;
3-я лесенка: «очень красивый - очень некрасивый»;
4-ая лесенка: «очень умный - очень глупый»;
5-ая лесенка: «все умеет - ничего не умеет».
ОБРАБОТКА: ступеньки лесенки нумеруются от 1 до 10 (снизу-вверх). В протоколе записываются 2 ряда из пяти цифр (от 1 до 10) - номера выбранных ребенком ступенек.
Максимальный балл на каждой лесенке по каждому вопросу - 10.