Примерный перечень вопросов к экзамену. по курсу «Клиническая психология детей и подростков»
по курсу «Клиническая психология детей и подростков»
- Предмет, задачи клинической психологии детей и подростков, ее место в ряду смежных дисциплин (психология нормального детства, дефектология, детская психиатрия, генетика, биохимия, эмбриология, нейрофизиология и др.).
- Соотношение социального и биологического в возникновении психических заболеваний в детском возрасте.
- Специфика патопсихологических проявлений в детском возрасте. Влияние возрастного фактора на происхождение и структуру психических нарушений детей.
- Закономерности нормального и аномального развития. Первичные и вторичные психические нарушения (по Л.С. Выготскому)
- Механизмы формирования вторичных нарушений (на примере олигофрении, психопатии, раннего детского аутизма).
- Понятие «преморбидной почвы» (по Г.Е. Сухаревой).
- Стадии психического развития ребенка. Понятие сензитивного, критического периодов в детском развитии.
- Нарушение основных видов деятельности в детском возрасте (общения, игры, учения).
- Роль гетерохронии и асинхронии в нормальном и патологическом системогенезе.
- Патопсихологические механизмы асинхронии развития (явления изоляции, ретардации, акселерации, инволюции, патологической фиксации и др.)
- Центральные возрастные новообразования детского возраста: их развитие, варианты динамики в норме и патологии.
- Уровни нервно-психического реагирования в детском возрасте (по В.В. Ковалеву).
- Характеристика основных стратегий и методов психологического исследования аномального ребенка.
- Метод наблюдения как способ диагностики развития детей с аномальным развитием. Карты наблюдения за ребенком.
- Особенности использования метода опроса при обследовании детей с аномальным развитием. Сочетание опросов с наблюдением.
- Роль возрастного фактора в выборе методов психологического исследования.
- Нейропсихологические методы исследования.
- Патопсихологические методы исследования, их виды, принципы построения и реализации в работе с детьми с аномальным развитием.
- Метод игровой терапии: история возникновения, специфика использования в работе с детьми с аномальным развитием
- Проективные методы: теория и практика применения к исследованию ребенка с аномальным развитием.
- Особенности установления контакта с ребенком с аномальным развитием.
- Классификации аномалий психического развития (медицинские и психологические).
- Клиническая характеристика олигофрении. Систематика олигофрении. Степени умственной отсталости. Неосложненные, осложненные и атипичные формы олигофрении.
- Психологическая характеристика познавательной и эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития.
- Психологические критерии разграничения задержанного психического развития и олигофрении.
- Соотношение первичных и вторичных дефектов у детей с дефицитарным типом развития (при нарушении зрения и слуха).
- Типы аномального развития двигательной сферы у детей.
- Клинико-психологическая характеристика развития детей с детским церебральным параличом.
- Клинико-психологическая структура дефекта при раннем детском аутизме.
- Варианты нарушений развития детей с расстройствами аутистического типа.
- Нарушения познавательных процессов и психической деятельности у детей с ранней детской шизофренией.
- Принципы коррекции при синдроме раннего детского аутизма.
- Поврежденное психическое развитие: клинико-психологическая структура дефекта.
- Варианты дисгармонического развития. Характеристика дисгармонического инфантилизма, конституциональных («истинных») и «органических» психопатий.
- Роль возраста и неблагоприятных условий воспитания в невротическом развитии ребенка.
- Клинико-психологическая характеристика психогенных реактивных состояний (неврастении, невроза, страха, истерии).
- Патохарактерологическое развитие личности (невроз навязчивых состояний, астеническое, ипохондрическое, истерическое и др.) как затяжная форма реактивных состояний.
- Специфика обследования детей с использованием проективных методов (на примере детского апперцептивного теста САТ).
- Характеристика игры и рисования как психодиагностических методов.
- Диагностика родительского компонента в системе детско-родительских отношений.
- Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития. Функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга.
- Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития. Функциональная несформированность левой височной области.
- Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития. Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела).
- Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития. Функциональная несформированность правого полушария мозга.
- Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития. Функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга.
- Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития. Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга. Дисгенетический синдром.