Вопрос 7. Определение понятия наука. Роль науки в современном мире. Сциентизм и антисциентизм
Вопрос 1. Определение методологии науки. Соотношение понятий «методология» и «метод».
Корнилов Методологические основы психологии, стр. 11
Вопрос 2. Предмет и назначение методологии науки.
Объектом исследования какой-либо науки выступает определенный фрагмент реальности, на который направлены исследовательские действия данной науки.
Предметом исследования является какая-либо часть (сторона, проявление) объекта. Предмет указывает на аспект изучения данного объекта (взгляд на него с определенной точки зрения), определяет специфику науки.
В психологии в самом общем плане объектом исследования выступают носители психики: человек и животные. Понятно, что человек является главным объектом психологической науки, на что иногда указывается в обобщающих теоретических трудах [100, с. 78]. Но в силу того, что любой человек входит в состав различных групп людей (от семьи и дружеского коллектива до человеческого общества в целом), то в качестве объекта изучения выступают также и различные социальные образования (группы, коллективы, общество). Поскольку изучить психику человека во всей ее полноте невозможно вне ее эволюции, то объектом исследования являются также животные, и соответственно, их психика входит составной частью в предмет психологии. Тогда уточненное определение будет выглядеть следующим образом. Объектами исследования психологии являются человек, различные социальные группы людей, животные и их сообщества.
Предметом психологии выступает психика в целом или ее отдельные стороны и проявления любого объекта психологического изучения, то есть психика человека (в индивидуальном и общественном отношениях) и животных. По форме это могут быть психические процессы, состояния, свойства, конструкты [106] как по отдельности, так и в различных совокупностях, дающих основание рассматривать человека на разных уровнях его психической организации. Это уровни, или, как еще говорят, ипостаси индивида, субъекта, личности, индивидуальности, а в некоторых вариантах даже универсума. Тогда каждая из этих ипостасей человека становится, в свою очередь, предметом конкретного психологического исследования. Таким образом, любая психическая реальность, свойственная данному объекту, может стать предметом исследования психологии.
Назначение методологии науки - Корнилов Методологические основы психологии, стр. 11.
Вопрос 3. Уровни методологического анализа.
Корнилов Методологические основы психологии, стр. 19.
Вопрос 4. Функции методологии.
Корнилов Методологические основы психологии, стр. 22.
Вопрос 5. История становления методологической науки.
Вопрос 6. Значение методологических знаний для профессиональной деятельности специалиста.
Вопрос 7. Определение понятия наука. Роль науки в современном мире. Сциентизм и антисциентизм.
Наука – это система постоянно развивающихся знаний о природе, обществе и мышлении.
Наука – результат специфической деятельности людей по производству знаний, то есть результат научного творчества
Наука – система сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективно истинных знаний и систематизации доступной человеку и обществу информации.
В целом наука – сложное общественное явление, имеющее многообразные связи с миром. Ее можно раскрыть с 4 основных сторон:
- Теоретическая сторона – система объективного знания о существенных связях действительности.
- Со стороны общественного разделения труда как вид общественной деятельности.
- С точки зрения институциальной, как определенной организации. Лаборатории, институты. Для развития науки нужна ее организация.
- Со стороны практической роли, общественной функции.
Все 4 стороны тесно взаимосвязаны.
Наука – это динамичная система объективно истинных знаний о существенных связях действительности, получаемых и развиваемых в результате общественной деятельности и превращаемой в результате их применения в непосредственную практическую службу
Культ науки в наше время привел к попыткам провозглашения ее как высшей ценности развития человеческой цивилизации.
Сциентизм (от лат. scientia -- «знание», «наука»), представив науку культурно-мировоззренческим образцом, в глазах своих сторонников предстал как идеология «чистой, ценностно-нейтральной большой науки». Он предписывал ориентироваться на методы естественных и технических наук, а критерии научности распространять на все виды человеческого освоения мира, на все типы знания и человеческое общение в том числе.
Одновременно со сциентизмом возникла его антитеза -- антисциентизм, провозглашавшая прямо противоположные установки. Он весьма пессимистически относился к возможностям науки и исходил из негативных последствий НТР, требовал ограничения экспансии науки и возврата к традиционным ценностям и способам деятельности.
Сциентизм и антисциентизм представляют собой две остро конфликтующие ориентации в современном мире. К сторонникам сциентизма относятся все те, кто приветствует достижения НТР, модернизацию быта и досуга, кто верит в безграничные возможности науки и, в частности, в то, что ей по силам решить все острые проблемы человеческого существования. Наука оказывается высшей ценностью, и сциентисты с воодушевлением и оптимизмом приветствуют все новые и новые свидетельства технического подъема.
Антисциентисты видят сугубо отрицательные последствия научно-технической революции, их пессимистические настроения усиливаются по мере краха всех возлагаемых на науку надежд в решении экономических и социально-политических проблем.
Сциентизм и антисциентизм возникли практически одновременно и провозглашают диаметрально противоположные установки.