Определение переменных

По сути любое серьезно психодиагностическое исследование предполагает определение переменных, поэтому необходимо выбрать оптимальный набор регистрируемых пере­менных, продумать меры, которые помогут уменьшить влияние неконтро­лируемых переменных.

Начать можно с составления перечня переменных, которые вас интере­суют, которые важны для вас. Затем проанализировать этот перечень и вы­делить в нем зависимые и независимые переменные, контролируемые и не­контролируемые, которые вы сможете измерить, обнаружить и не сможете. В ряде случаев могут оказаться полезными или незаменимыми математи­ческие методы планирования эксперимента. В других - они не смогут вам помочь в решении основных вопросов.

Психические явления, хотя непос­редственно и не наблюдаемы, также имеют признакии поддаются объек­тивным и (или) субъективным оценкам. Чтобы зафиксировать проявления признака, исследо­ватель использует те или иные показателивыраженности признака. Пока­затель - то, почему можно судить о развитии и ходе чего-нибудь. В каче­стве синонима термина «показатель» нередко используют заимствованный из технических наук термин «параметр»,параметр - величина, характери­зующая какое-либо свойство системы, устройства.

К числу основных понятий планирования эксперимента и обработки данных относится также понятие «переменная».В математике под пере­менной называют величину, которая может по условиям задачи принимать разные значения. В общем случае переменная - это то, что изменяется, то, что подвержено увеличению и (или) уменьшению с течением времени.

Независимая переменная- любая переменная, значения которой в прин­ципе не зависят от изменений значений других переменных. Зависимая переменная- любая переменная, значения которой в прин­ципе являются результатом изменений в значениях одной или более незави­симых переменных. В математике это понятие зависимости хорошо пред­ставлено выражением типа у =f(x), где значения у зависят от значений х.

Полномочная (проксимальная) переменная -это переменная, ис­пользуемая в качестве косвенного измерения другой переменной, когда вто­рую переменную трудно измерить или непосредственно наблюдать.

Промежуточная переменная- внутренняя переменная, которая не оце­нивается непосредственно, но свойства которой могут быть выведены и про­интерпретированы на основании систематических изменений независимой переменной и наблюдения сопутствующих изменений в зависимой пе­ременной.

Процедура обследования должна как можно точнее соответствовать той, которая описана в руководстве используемой вами методики. Обычная по­следовательность проведения обследования примерно такова.

1) Объяснить, зачем нужен тест (вопросник, набор задач и т. п.), избегая нежелательной коррекции мотивов; сообщить, какие результаты ожидаются.

2) Гарантировать сохранение тайны отдельных ответов и результатов в целом.

3) Медленно, громко, четко прочесть инструкцию или воспроизвести по памяти (если не запланировано инструктировать письменно).

4) Привести примеры, дать возможность выполнить пробные задания при интеллектуальных тестах. Проверить, правильно ли понята инструкция.

5) Ознакомить с регламентом времени. Сообщить о правилах исправле­ния ошибок, о запретах в общении, поведении на время обследования. Опи­сать, в какой форме должно быть закончено обследование.

6) Попросить написать в листе для ответов перечисленные сведения о социально-демографических данных.

7) Ответить на вопросы. Стараться отвечать лаконично - пространные ответы хуже запоминаются.

8) При выполнении заданий с фиксируемым временем дать команду за­писать время начала выполнения заданий и начать решение.

9) По ходу обследования следить за соблюдением правил записей и за­претов в общении. Проводящему обследование следует избегать перемещать­ся внутри помещения без необходимости - многих это может отвлекать или раздражать. Надо следить за тем, чтобы незаполненное работой время об­следуемых было минимальным во избежание лишних разговоров, обмена мнениями, сравнения ответов и т. п.

10) По окончании обследования немедленно собрать тестовые матери­алы и листы для ответов. Если обследование проводится более чем с не­сколькими людьми, то это можно осуществить следующим образом:

а) попросить всех оставаться на своих местах;

б) попросить передать в начало или конец колонки (ряда) тестовые ма­териалы в следующем порядке: листы для ответов, тестовые брошюры и стимульный материал, черновики;

в) проверить количество собранных материалов.

Если обследование осуществляется без заранее ограниченного време­ни и допускается уход испытуемых сразу после выполнения всего тестово­го набора, то необходимо предупредить, что это можно сделать, лишь после проверки диагностом возвращенных материалов.

Вопрос 4

Фактуальное описание результатов тестирования,

возможности использования компьютера,

математико-статистической обработки.

Необходимо уже на начальном этапе анализа (описания данных) принять решение - какие виды обработки полученных данных вы будете использовать.

Сравнение часто проводят следующими способами.

1) Берут для сопоставления две или более возрастные группы, соци­альные групп и т. п. Две сравниваемые группы могут быть рассмотрены как полярные, если вы выделите их в вашей выборке по некоторому при­знаку, взятому в качестве основания для деления таким образом, что выра­женность этого признака будет разнонаправленной у сравниваемых групп. Например, люди с более высокой и более низкой тревожностью, интравертные и экстравертные.

2) Для деления могут быть использованы существующие нормы, уста­новленные по более широкой выборке. Но чаще полярные группы выделяют относительно средней величины данного признака у своей выборки. Обычно более определенные выводы получаются, когда всю группу (выборку) делят не на две части, а на три - выделяют подгруппу со средней выраженностью качества (по которому делят группу на подгруппы). Понятно, что при этом многие различия между полярными (крайними) группами становятся более яркими. Двум полярным группам уделяют основное внимание.

3) Исходя из гипотетических предположений или опираясь на имею­щиеся данные, берут одну часть выборки в качестве экспериментальной группы (например, группу лиц с высоким уровнем самореализации или групп лиц, обладающих выраженными экстрасенсорными способностями), а другую - в качестве контрольной. Эк­спериментальная и контрольная группа должны быть уравнены по всем зна­чимым параметрам (по возрасту, уровню образования, уровню здоровья, социальной принадлежности или другим) параметрам, могущим оказать влияние на изучаемое явление.

ТЕМА 11.

ФОРМИРОВАНИЕ БЛОКОВ ТЕСТОВЫХ МЕТОДИК В ЗАВИСИМОСТИ

ОТ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧИ И ПОДГОТОВКА

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Краткое содержание лекции: подбор тестовых методик в зависимости от стоящей перед исследователем задачи. Основополагающий принцип формирования блоков тестовых методик: сочетание самоотчетов (чаще – вербальных методик), проективных техник, экспертных методов. Их взаимное дополнение и проверка информации.

Разведение понятий «блок тестов» - «батарея тестовых методик», их несинонимичность.

Первичная обработка эмпирических данных, составление сводных таблиц. Компьютерное обеспечение обработки данных. Преобразование формы информации. Проверка данных.

Фактуальное описание результатов исследования. Возможности использования компьютера.

Математическо-статистическая обработка. Анализ первичных статистик: среднестатистическая, среднеквадратическое отклонение, коэффициент вариации. Оценка достоверности отличий. Нормирование данных. Корреляционный и факторный анализ.

Копьютеризированная диагностическая программа «Психодиагностический практикум» - как кафедральная разработка примерного блока психодиагностических тестов для составления психологического портрета испытуемого.

ПЛАН ЛЕКЦИИ

Вопрос 1. Подбор тестовых методик в зависимости

от стоящей перед исследователем задачи.

Вопрос 2. Требования, предъявляемые к выборке в эмпирическом

исследовании, ее критерии.

Вопрос 3. Диаграмма «Теории ведущих тенденций» как частный случай блока

тестовых методик. Возможности сопоставления тестов между собой.

Вопрос 4.Первичная обработка эмпирических данных,

составление сводных таблиц.

РЕКРМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Забродин Ю.М., Бороздина Л.В., Мусина И.А. К методике оценки уровня тревожности по характеристикам временной перцепции // Психол. журн. 1989. № 5.

2. Забродин Ю.М., Похилько В.И., Шмелев А.Г. Статистические и семантические проблемы конструирования и адаптации многофакторных личностных опросников // Психол. журн., 1987.

3. Ильин Е.П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния // Теория функциональных систем в физиологии и психологии. М., 1978.

4. Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984.

5. Голубева Э.А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям // Психол. журн. 1989. № 4.

6. Талызина Н.Ф., Карпов Ю.В. Педагогическая психология: Психодиагностика интеллекта. М., 1987.

Вопрос 1

Наши рекомендации