Что такое экономическая психология 4 страница

Системы психологического образования в европейских странах имеют сходство и отличия. Психологи изучают опыт профессиональной подготовки в других странах и пытают­ся выработать общие подходы в этом вопросе. В результате такой работы Европейской федерацией Ассоциаций про­фессиональных психологов в 1990 году были одобрены "Оптимальные стандарты" для профессиональной подго­товки в психологии. Они касаются некоторых общих прин­ципов и подходов, но не конкретизируют детально содержание и структуру обучения.

В настоящее время выделяется три основных типа про­фессионального психологического образования в Европе:

- непрерывное пятилетнее специализированное;

- непрерывное пятилетнее общее;

- прерывающееся специализированное образование

"три+три" (Newstead, Makinen, 1997). При непрерывном пятилетнем специализированном образовании студенты с самого начала специализируются в одной сфере психологии, например, клинической, пе­дагогической или психологии развития. Такая система пси­хологического образования существует в Финляндии, Швеции, Бельгии.

При непрерывном пятилетнем общем образовании сту­денты начинают с общего психологического образования и специализируются только на последних курсах или, в некоторых случаях, даже после окончания университета. Такая система существует в Португалии, Финляндии, Норвегии, Нидерландах, Австрии, Испании, Венгрии, Италии, Германии, Швейцарии, России и Дании.

При прерывающемся специализированном образовании типа "три+три" студенты в течение трех лет получают об­щее психологическое образование. Завершив его, они мо­гут продолжить психологическое образование в течение последующих трех лет уже на второй ступени или закон­чить на этом изучение психологии и продолжить свое об­разование на второй ступени по другой специальности, может быть уже в другом университете. Такая система су­ществует в Великобритании, Греции, Ирландии, Фран­ции, Португалии, на Мальте {Newstead, Makinen, 1997).

Содержание образования профессиональных психоло­гов во многих европейских странах достаточно сходно. С. Ньюстед выделил 10 предметных областей психологии, в рамках которых могут рассматриваться психологические дисциплины. Психономика (которая включает восприятие и познание), биологическая психология, социальная психология, психология развития, индивидуальные раз­личия, теория, методология изучаются в большинстве стран как важнейшие области психологии и составляют основу психологического образования. В то же время значи­тельное место занимает изучение прикладных отраслей психологии: клинической, организационной, педагогичес­кой. Помимо этого существует большое количество курсов по выбору студента. Они расширяют и углубляют профессиональную подготовку психолога. Профессиональ­ная практика под руководством опытных психологов и ис­следовательский проект, защищаемый на заключительной стадии обучения, входят в состав обязательных компонен­тов обучения психологов во всех странах Европы. Для того чтобы сделать психологическое образование сопоставимым и взаимно признаваемым в разных странах Европейского Сообщества, психологи этих стран стремятся к изучению опыта друг друга и вырабатывают общие подходы к про­фессиональной подготовке.

В последипломном образовании психологов во многих европейских странах можно выделить два основных направ­ления: исследовательское и практическое профессио­нальное. В первом случае — это программы обучения, направленные на получение степени доктора философии (PhD), которые включают изучение ряда дисциплин, свя­занных с научной работой, а также подготовку диссерта­ции. Во втором случае — это программы, направленные на обучение конкретным профессиональным знаниям и уме­ниям в какой-либо сфере практической психологической работы, которые психолог осваивает в течение несколь­ких лет в свободное от основной профессиональной рабо­ты время. Такой дополнительной подготовки требует, например, работа в сфере клинической психологии. По завершении этих курсов психолог получает соответствую­щий сертификат, дающий ему право на работу в качестве клинического психолога.

Рассмотрим далее высшее психологическое образова­ние США. Оно включает три основных ступени обучения, дающие определенные права для продолжения обучения и при устройстве на работу.

Первую ступень высшей школы составляет обучение в двухгодичных колледжах. Студенты имеют право на выбор дисциплин и своего учебного плана в соответствии с бу­дущей специализацией. Однако действует система "пред­варительных условий", которая вносит определенный порядок в учебную программу студента. Условий может быть довольно много. Одно из них — заранее регламентирован­ная последовательность предлагаемых и выбираемых кур­сов. Поскольку предлагаемые курсы в разных колледжах могут сильно различаться, трудно представить типичный набор предметов. И.А. Володарская и Н.М. Лизунова при­водят следующий перечень дисциплин в одном из коллед­жей в штате Небраска: "Общая биология", "Английский язык: сочинение", "Введение в психологию", "Общая зоо­логия", "Рост и развитие ребенка", "Принципы социоло­гии", "Иностранный язык" или дисциплины по выбору, гуманитарные дисциплины из области музыки, театра, искусства, литературы, "Социальная психология", "Па­топсихология", "Алгебра и тригонометрия", "Устное общение", "Основы статистики", "Культурная антрополо­гия", "Физическое воспитание". Студент может также сам по своей инициативе выбрать определенные курсы из ог­ромного числа указанных в каталоге колледжа, например, "Психология учения", "Введение в консультационные умения: теория и методы", "Мировая цивилизация", "Об­щая экономика", "История штата Небраска", "Челове­ческие отношения", "Американское правительство и политика", "Межнациональные отношения", "Компью­терная грамотность", "Критическое мышление", "Оказа­ние первой помощи" и другие. Предполагается, что успешное завершение такой учебной программы даст воз­можность будущему специалисту эффективно общаться, понимать и оценивать основные области человеческого знания, своих коллег и окружающую обстановку, а также сосредоточиться на главной теме изучения для подготов­ки к работе или продолжению учебы в четырехгодичном колледже (Володарская, Лизунова, 1990, с.57—58). Как ви­дим, учебные заведения первой ступени обеспечивают общеобразовательную и некоторую профессиональную подготовку специалистов, что дает им возможность вести практическую работу в учреждениях или клиниках в каче­стве вспомогательного или технического персонала, при­нимающего участие в психологическом обслуживании под наблюдением квалифицированного специалиста. Выпуск­ник получает степень младшего специалиста.

Вторую ступень психологического образования составляет обучение в четырехгодичных колледжах. Обычно это колледжи поведенческих и социальных наук, школы со­циальных и поведенческих наук, колледжи гуманитарных и естественных наук. Эти учебные заведения могут быть самостоятельными или включены в состав университетов. Чаще всего они осуществляют обучение на базе общего образования, полученного студентами на первой ступени. Требования и правила каждого высшего учебного заведе­ния США строго индивидуальны. Тем не менее существу­ют значительные черты сходства. В учебные программы входят три группы дисциплин: общеобразовательные, курсы спе­циализации (основной — major и второстепенный — minor), дисциплины по выбору студента (electives).

Общеобразовательная подготовка — существенная часть учебной программы психологов-бакалавров. Она различа­ется в разных колледжах и университетах и может включать, например, такие дисциплины как "Философия", "Этика", "Логика", "Литература", "Математика", физические и биологические науки, религиозные дисципли­ны, социальные дисциплины, "Научное исследование",I курсы по письменной речи, методы количественного анализа, иностранный язык, теория и история искусств, изучение современного мира и его прошлого. Следует иметь в виду, что это только предметные области, из числа кото­рых студент выбирает курсы для изучения (Володарская, Лизунова, 1990, с.60—61).

Специальное обучение в высших учебных заведениях США исходит, прежде всего, из профессиональной ориентации будущих специалистов, направленной либо на подготовку к аспирантуре, либо к профессиональной дея­тельности. В связи с этим студентам предлагаются различ­ные наборы учебных курсов, соответствующие общему (General Track) или профессиональному (Career Track) направлениям подготовки. По психологии студентам пред­лагается три типа курсов: обязательные, специальные курсы по интересам, и продвинутые интегративные курсы. К обя­зательным учебным курсам относятся: "Вводный курс психологии", "Статистика", "Методология научных исследований", "Экспериментальная психология". Далее идут обязательные элективы. В Американском университете в Йашингтоне, например, в качестве обязательных электи bob предлагаются курсы "Принципы поведения", "Пер­цепция и суждение", "Биологические основы поведения", "Процессы изменения поведения", "Учение и мотивация",I "Физиологическая психология", "Ощущение и восприятие", "Учение человека: вербальное поведение", "Обус­ловливание и учение", "Основы экспериментального исследования", "Само-управление", "Психология ребен­ка", "Кризисное вмешательство", "Теория личности", "Социальная психология", "Психопатология", "Сексуаль­ное поведение человека", "История и системы психоло­гии", "Групповой процесс", "Тесты и измерения", "Учение: принципы и их применение", "Психология смерти, самоубийства и угрожающего для жизни поведения". Кроме этого студенты должны пройти еще несколько до­полнительных курсов по своему выбору (Володарская, Ли-зунова, 1990, с.62).

Выпускникам таких четырехгодичных колледжей при­суждается степень бакалавра. Широкопрофильная подго­товка бакалавра-психолога считается в США вполне приемлемой для начала самостоятельной профессиональ­ной деятельности и достаточной для выполнения функ­ций помощника психолога. Для большинства студентов четырехгодичный колледж служит всего лишь подготов­кой к учебе в исследовательской или профессиональной школе. По программам на степень бакалавра осуществля­ется обучение специалистов в области психологии, кото­рые могут под руководством квалифицированного психолога заниматься тестированием, проводить работу непосредственно с клиентами и их семьями, помогать от­дельным людям или группам в решении стоящих леред ними проблем. Специалисты такого рода трудятся в цент­рах психического здоровья, в профессиональных реабили­тационных учреждениях или преподают психологию в средних школах.

Третью ступень высшего психологического образования составляет обучение в университетах для получения степе­ни магистра и доктора наук. В рамках одного университета, как правило, функционируют и исследовательские шко­лы, готовящие научных работников и осуществляющие фундаментальные исследования, и профессиональные школы, ведущие подготовку специалистов-практиков и занимающиеся прикладными исследованиями.

Степень магистра присуждается обычно специалисту со степенью бакалавра после одного - двух лет обучения в ис­следовательской или профессиональной школе. Предпо­лагается также практический опыт в прикладной области или написание диссертации на основе проведенного ис­следования. Специалист со степенью магистра может в ка­честве помощника психолога заниматься тестированием, исследовательской работой в лаборатории, консультиро­ванием пациентов, выполнять административную работу, преподавать в двухгодичном колледже или школе.

Высшую профессиональную квалификацию в психоло­гии имеют специалисты со степенью доктора философии (PhD). Подготовка доктора охватывает приблизительно 3-5 лет. Данная степень является исследовательской. Чтобы получить ее, необходимо провести большую научную ра­боту в области психологии и написать докторскую диссер­тацию. Подготовка психологов-исследователей, ведущая к получению степени доктора философии (PhD), обычно включает:

- обязательные учебные курсы ("Введение в планирование эксперимента", "Исследовательский проект в психологии", продвинутый курс по методам пла­нирования психологических экспериментов, семи­нары по биопсихологии, учению, когнитивным процессам, личности, развитию, социальной и орга­низационной психологии), изучаемые обычно в пер­вый год обучения;

- элективные учебные курсы вне области специализации (как правило, 4, из которых 2 курса разрешает­ся выбрать не на факультете психологии);

- исследовательскую деятельность и написание диссертации (Володарская, Лизунова, 1990, с.66).

Психологам с докторской степенью как специалистам высшей квалификации предоставляется большой выбор разнообразных видов деятельности: преподавание, консуль­тирование, проведение исследований, написание или ре­дактирование учебных пособий или научных трудов.

В профессиональных школах, дающих магистерскую или докторскую степень, обучение студентов в большей мере ориентировано на практику, направлено на освоение при­кладных профессиональных знаний и умений в конкрет­ной области профессиональной психологической работы. Профессиональные школы осуществляют подготовку док­торов психологии (PsyD). Степень доктора психологии при­суждается (в отличие от степени доктора философии) за весомый практический вклад в области психологии.

Степень доктора педагогических наук (EdD) — про­фессиональная, может быть присуждена психологу за раз­работку учебных программ и успешное их внедрение (Володарская, Лизунова, 1989, с.54).

Таким образом, подготовку профессиональных психо­логов в США можно называть многоступенчатой. Она зна­чительно различается в разных университетах и колледжах и дает возможности широкого выбора студентами учебных программ и индивидуализации обучения.

В заключение важно отметить, что интерес студентов к психологическим специальностям в течение многих лет очень высок и в США, и во многих странах Европы.

15.2. подготовка профессиональных психологов в России

Длительное время подготовка психологов в нашей стране осуществлялась на отделениях психологии в рамках фило­софских факультетов. Студентов, получавших профессио­нальное психологическое образование, было сравнительно немного. В 1966 году были открыты два первых факультета психологии: в Московском и Ленинградском государствен­ных университетах. Затем открылся факультет психологии в Ярославском университете. В 1987 году в России было 3 факультета и несколько отделений психологии; на 11 фа­культетах обучались студенты в республиках СССР.

Государственные органы и психологические органи­зации вырабатывают определенные требования к про­фессиональной подготовке и квалификации психологов. Подготовка психологов в России осуществляется в выс­ших учебных заведениях, имеющих лицензию на такую образовательную деятельность. Наибольший опыт имеется в старейших учебных заведениях страны — Московском, Санкт-Петербургском, Ярославском, Ростовском-на-Дону университетах. В то же время в последние годы факультеты психологии открыты во многих других высших учебных заведениях. Крупными психологическими центрами ста­новятся Казань, Самара, Уфа, Пермь, Курск, Новоси­бирск, Иркутск. Повышается уровень профессионального образования психологов. Полный курс высшего образова­ния по специальности "020400 — психология" наиболее желателен и дает достаточную квалификацию для того, чтобы начать психологическую деятельность. Однако в виде исключения допускается работа специалистов по отдельным направлениям психологии после краткосрочных кур­сов переподготовки.

С начала 1990-х годов в связи с резко возросшей по­требностью в психологах повсеместно стали открываться краткосрочные годичные курсы. На этих курсах осущест­вляется переподготовка специалистов, имеющих высшее образование, для работы в качестве психолога. Во мно­гих высших учебных заведениях были организованы но-1 вые психологические факультеты. Этот процесс особенно ускорился с 1993 года. В 1997 году в России было уже 90 факультетов.

Традиционно в российском образовании существовала пятилетняя модель подготовки специалиста, которая со­ответствует третьему уровню профессионального образо­вания. С 1990 года делались попытки ввести в российское психологическое образование степень бакалавра, которая присваивалась после четырехлетнего обучения. Степень бакалавра относится ко второму уровню высшего профессионального образования. Однако этот подход не получил достаточного признания и потому многие вузы вернулись к пятилетней программе. Очень небольшое количество ву­зов проводит подготовку магистров — профессионалов третьего уровня образования. Для получения данной сте­пени необходимо двухлетнее обучение после получения степени бакалавра.

В настоящее время в России существует два основных

1 направления подготовки профессиональных психологов: в

[ рамках системы классических университетов и в рамках

системы педагогического образования. В обоих случаях выпускники получают специальность "020400 — Психология".

Однако в первом случае им присваивается квалификация

"Психолог", во втором — "Педагог-психолог".

В первом случае после общего психологического обра­зования на младших курсах в дальнейшем студенты могут специализироваться в одной из следующих сфер психо­логии:

1) Общая психология.

2) Психология личности.

3) Социальная психология.

4) Политическая психология.

5) Психология менеджмента.

6) Организационная психология.

7) Юридическая психология.

8) Психология труда и организационная психология.

9) Клиническая психология (с 1998 года стала отдель­ной специальностью).

10) Психофизиология.

11) Специальная психология.

12) Психология развития и возрастная психология.

13) Педагогическая психология.

14) Психологическое консультирование.

15) Психология социальной работы.

16) Спортивная психология.

В рамках каждой из специализаций организуется пред­метная профессиональная подготовка. Однако в дипломе, который получает выпускник, полученная специализация обычно не указывается. В 1998 году в России было 109 уни­верситетов и других высших учебных заведений такого типа, имеющих государственную аккредитацию.

Государственная аккредитация означает право высше­го учебного заведения выдавать диплом государственного образца. Она не равнозначна лицензии. Лицензия дает толь­ко право вести образовательную деятельность и выдавать определенный сертификат или диплом. О том, какой дип­лом получит выпускник после окончания высшего учеб­ного заведения, он должен поинтересоваться, еще будучи абитуриентом. Важно иметь в виду, что только высшее пси­хологическое образование дает полное право на профес­сиональную психологическую работу.

Для поступления в высшие учебные заведения по спе­циальности "психология" абитуриенты чаще всего сдают следующие экзамены:

• русский язык и литература (сочинение) — во всех

учебных заведениях; щ математика (письменно) — в большинстве учебных

заведений;

В биология (устно или письменно) или история (уст­но или письменно) — часто встречается или один или другой экзамен.

Однако выбор этих или других вступительных экзаме­нов или тестов остается правом учебного заведения.

При выборе высшего учебного заведения полезно вы­яснить, какую специализацию предлагает данный универ­ситет или институт.

В 1998 году клиническая психология стала отдельной специальностью (а не специализацией, как раньше). Вы­пускники отныне будут получать диплом, дающий особые права для работы в сфере медицинской психологии.

В системе высших педагогических учебных заведений существуют также множество дополнительных психологи­ческих специальностей:

1. Дошкольная педагогика и психология.

2. Педагогика и психология.

3. Специальная психология (психология отклонений и

задержек развития).

4. Коррекционная педагогика и специальная психоло­гия (дошкольная).

5. История и психология.

6. Иностранные языки, педагогика и психология.

7. Биология, химия и психология.

8. Физическая культура и психология.

Поскольку во всех этих случаях психология оказывает­ся дополнительной специальностью, то и перечень изуча­емых дисциплин существенно сокращается. Таким образом, выпускники оказываются более подготовленными к рабо­те по основной, чем по дополнительной специальности.

При поступлении на данные специальности вузы могут предлагать другие вступительные экзамены, нежели для аби­туриентов, поступающих на специальность "психология".

Существуют также формы заочного и вечернего психо­логического образования. Однако высших учебных заведе­ний, осуществляющих такую подготовку, в России немного.

15.3. содержание профессионального психологического образования

Для того чтобы стать специалистами студенты учатся 5 лет (в отличие от четырехлетнего обучения для получения степени бакалавра и шестилетнего обучения для по- | лучения степени магистра). Каждый учебный год они за­нимаются в течение двух семестров (при традиционной системе организации учебного процесса). В конце каждого семестра во время экзаменационной сессии студенты сда­ют зачеты и экзамены по дисциплинам, изучавшимся в течение семестра. В ряде случаев организуется триместро­вая система организации учебного процесса, при которой студенты учатся в течение трех семестров ежегодно, сдают зачеты и экзамены в течение трех сессий. После сессии студенты имеют право на каникулы.

В процессе обучения в университете или институте бу­дущий специалист - психолог приобретает теоретические знания, практические умения и навыки, у него формиру­ется профессиональная направленность, представления о сфере применения профессии психолога. Помимо обуче­ния в период получения высшего образования продолжа­ется личностный рост студентов.

За время обучения студент изучает следующие общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины: философию, экономику, иностранный язык, культуроло­гию, историю, право, социологию, политологию, педа­гогику и физическую культуру.

Среди математических и общих естественнонаучных дисциплин изучаются: математика, информатика и вычис­лительная техника, концепции современного естество­знания.

Большое место занимают общепрофессиональные дис­циплины: введение в профессию, общая психология, пси­хологический практикум, история психологии, социальная психология, клиническая психология, психофизиология, педагогическая психология, возрастная психология, пси­хология труда и инженерная психология, основы психо­диагностики, зоопсихология и сравнительная психология, экспериментальная психология, анатомия центральной нервной системы, физиология центральной нервной сис­темы, физиология высшей нервной деятельности и сенсор­ных систем,, психогенетика, антропология, математические методы в психологии.

К группе специальных дисциплин, изучаемых в вузе, относятся: логика, этика, эстетика, основы религиоведе­ния, методологические проблемы психологии, методика ,- преподавания психологии.

Кроме того, наряду с обязательными дисциплинами I кафедры высшего учебного заведения предлагают студен­там курсы по выбору, а также дисциплины специализа­ции, которая установлена вузом.

В программу обучения входят дипломная и курсовые работы. При их выполнении студенты должны научиться проводить психологические исследования или выполнять практическую психологическую работу. Практическая под­готовка студентов включает и различные виды практики: учебную, производственную, педагогическую, преддип­ломную.

По окончании вуза студент должен сдать государственные экзамены и защитить дипломную работу.

В соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой, полученной в вузе, практическая и научно-ис­следовательская деятельность специалиста направлена на изучение и оптимизацию психологических факторов во всех видах деятельности и формах взаимодействия с людьми. Он может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

- научно-исследовательскую;

- учебно-воспитательную;

- экспертно-консультационную;

- социально-коррекционную;

- культурно-просветительскую.

В связи с расширением психологической службы в сис­теме образования во многих странах организуется специ­альная профессиональная подготовка школьных психологов. Как показывает опыт, для этого общей психологической подготовки порой оказывается недостаточно. Специалис­ты по клинической психологии, например, часто плохо понимают специфику школьных психологических проблем. В большинстве стран школьный психолог должен иметь университетское образование. Он должен пройти подго­товку по таким предметам, как медицина, психология развития, педагогическая психология, хорошо знать тео­рии личности, вопросы психодиагностики, психологичес­кого консультирования, психотерапии и т.д. Кроме основного теоретического образования, от будущего школь­ного психолога требуется стажировка в течение двух лет, в том числе практическая работа в психологической службе под руководством специалиста. Во многих странах школь­ный психолог должен иметь стаж работы в качестве учи­теля.

В нашей стране специальность "психология" с квали­фикацией "педагог-психолог" может быть получена в сис­теме государственных педагогических высших учебных заведений. Деятельность специалиста, получившего этот тип образования, направлена на психологическое обеспечение образовательного процесса, психологическую реабилита­цию детей и взрослых.

В процессе обучения в педагогическом высшем учеб­ном заведении специалист-психолог приобретает соответ­ствующие теоретические знания и практические умения, у него формируются навыки, а также профессиональная направленность.

За время обучения он изучает следующие дисциплины. В рамках общекультурной подготовки: историю мировых цивилизаций, философию, концепции современного ес­тествознания, логику, этику, эстетику, социологию, куль­турологию, этнологию, историю религии, мировую художественную культуру, экономику, политологию, пра­во, математику и информатику, культуру речи, иностран­ный язык, экологию, физическую культуру.

Изучаются студентами также дисциплины медико-био­логической подготовки: основы анатомии, физиологии и гигиены человека, анатомия и физиология высшей нервной деятельности, основы здорового образа жизни и профи­лактика болезней, безопасность и защита человека в чрез­вычайных ситуациях, первая медицинская помощь.

Основной блок дисциплин, изучаемых студентами, со­ставляют дисциплины предметной (психологической) подготовки: введение в специальность, общие основы пси­хологии, методология и методы психологического иссле­дования, математические основы психологии, история

психологии, возрастная психология, педагогическая психология, социальная психология, специальная психоло­гия и коррекционная педагогика, нарушения психического

развития в детском и подростковом возрасте, психология девиантного поведения, психодиагностика, психология труда, основы профориентации, психологическое консультирование, психотерапия, психокоррекция, психология семьи, методы активного социально-психологического

. обучения, психологическая служба, психология управле­ния, конфликтология, педагогические теории, системы, технологии, социальная педагогика, философия и исто­рия образования.

Кроме того, наряду с обязательными дисциплинами кафедры высшего педагогического учебного заведения предлагают студентам курсы по выбору, а также цикл дис­циплин специализации.

За время обучения студенты выполняют курсовые и дипломную работы, задача которых состоит в овладении умением проводить психологические исследования или выполнять практическую .психологическую работу. Прак­тическая подготовка студентов включает и различные виды

практики.

По окончании вуза студент должен сдать государствен­ные экзамены и защитить дипломную работу.

В результате специалист становится подготовленным для работы в образовательных учреждениях, а также в учреж­дениях социальной и психологической реабилитации. Сфе­рами его деятельности в соответствии с государственным стандартом являются:

- консультационная;

- диагностико-аналитическая;

- коррекционно-развивающая;

- организационно-методическая;

- социально-педагогическая;

- культурно-просветительская.

15.4.последипломное образование профессиональных психологов

Специалисты с высшим образованием могут продол­жить обучение в аспирантуре или сразу после окончания вуза, или после приобретения опыта работы по специаль­ности. Аспирантура по разным направлениям существует во многих университетах. Перечень специальностей в ас­пирантуре аналогичен перечню специализаций в уни­верситете: общая психология, психология личности, педагогическая психология и т.д. При поступлении в аспи­рантуру обычно сдаются вступительные экзамены по пси­хологии, философии и иностранному языку, а также готовится реферат по одной из психологических проблем. Время обучения в аспирантуре — 3 года (4 года при заоч­ной форме обучения). За это время аспиранты изучают философию, иностранный язык, педагогику и психоло­гию высшего образования, курсы психологии по специ­альности. Возможно изучение и некоторых других предметов, утвержденных в университете. За весь срок обу­чения аспиранты сдают кандидатские экзамены по фило­софии, иностранному языку, специальности. Одна из важнейших форм профессиональной подготовки в аспиран­туре — проведение под руководством научного руководи­теля психологического исследования, в котором соискатель ученой степени должен показать умение решать конкрет­ную научную проблему. Подготовленная на этой основе диссертация защищается в диссертационном совете. После успешной защиты аспиранту присваивается ученая степень кандидата психологических наук по соответствующей спе­циальности (общая психология, психология личности, педагогическая психология и т.д.). . Высшей профессиональной психологической квалифи­кацией в России является ученая степень доктора психо­логических наук. Специального обучения для этого не проводится. Соискатель должен подготовить и защитить диссертацию на соискание ученой степени доктора пси­хологических наук по соответствующей специальности (об­щая психология, психология личности, педагогическая психология и т.д.). В диссертации отражается широкий научно-исследовательский опыт по изучению какого-либо но­вого направления психологической науки, полученный соискателем лично (или в качестве лидера исследова­тельской группы). Присуждение ученой степени утвержда­ется Высшей аттестационной комиссией Российской Федерации.

Наши рекомендации