Тема 4. Основные требования, предъявляемые к методическим средствам

Задание: выберите правильные ответы к указанным вопросам.

Вопросы Ответы
4.1. Валидность.  
4.2. Критерии валидизации.  
4.3 Надежность.  
4.4. Стандартизация.  
4.5. Адаптация теста.  
1. Комплексная характеристика методики, включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним (понятия, указывающие, что тест изучает и насколько хорошо он это делает). 2. Непосредственная и независимая от валидизируемого теста мера психического свойства, на исследование которого направлена психодиагностическая методика. 3. Характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов. 4. Унификация, регламентация, привязка к единым нормативам, процедуры и оценок теста. Благодаря ей достигается сопоставимость полученных результатов у разных испытуемых. 5. Комплекс мероприятий, обеспечивающих адекватность теста в новых условиях его применения.

Литература

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – С.7-8, 18-19, 21-23, 82-83, 133-134.

Оценивание ответа

Оценка Баллы
Отлично 5 и более
Хорошо
Удовлетворительно
Неудовлетворительно 2 и менее

Тема 5. Классификация тестов, опросников, проективных методик

Задание: выберите правильные ответы к указанным вопросам.

Вопросы Ответы
5.1. Тесты.  
5.2. Опросники.  
5.3 Проективные методики.  
1. Аппаратурные 2. Биографические 3. Достижений 4. Конститутивные (Роршаха) 5. Бланковые 6. Анкеты 7. Интеллекта 8. Конструктивные (Мира-тест) 9. Вербальные 10. Интересов 11. Личностные 12. Интерпретативные (ТАТ) 13. Групповые 14. Личностные 15. Батарея 16. Катартические (Психодрама) 17. Мотивов 18. Критериально-ориентированные 19. Экпрессивные («Дом - Дерево – Человек») 20. Типологические 21. Креативные 22. Импрессивные (тест Люшера) 23. Юмора 24. Установок 25. Аддитивные (завершение предложений) 26. Ценностей 27. Индивидуальные

Литература

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989. - С.7-8, 18-19, 21-23, 82-83, 133-134.

Оценивание ответа

Оценка Баллы
Отлично 23 и более
Хорошо 18-22
Удовлетворительно 13-17
Неудовлетворительно 12 и менее

Тема 6. Тесты интеллекта: тест Векслера, школьный тест умственного развития (ШТУР).

Задание: выберите правильные ответы к указанным вопросам.

6.1. Общее понятие

Вопросы Ответы
6.1.1. Тест Векслера (детский вариант).  
6.1.2. ШТУР.  
1. Критериально-ориентированный тест (КОРТ). 2. Классический тест. 3. Разработан отечественными психологами К.М. Гуревичем, С.М. Борисовой и др. 4. Относится к числу наиболее популярных тестов в мире. 5. Групповой тест. 6. Индивидуальный тест. 7. Для обследования учащихся 7-9 классов. 8. Предназначен для обследования детей от 5 до 15 лет 11 месяцев.

6.2. Идеология

Вопросы Ответы
6.2.1. Тест Векслера (детский вариант).  
6.2.2. ШТУР.  
9. Позволяет выявить степень соответствия учащихся требованиям по овладению отдельными логическими операциями и некоторым кругом понятий. 10. Предполагает сравнение уровня интеллекта ребенка со статистической нормой. 11. Измеряется интеллект в соответствии с социально-психологическим нормативом. 12. Измеряет вербальный, невербальный и общий интеллект.

6.3.Структура

Вопросы Ответы
6.3.1.1 Тест Векслера (детский вариант). Вербальные Тесты.  
6.3.1.2 Тест Векслера (детский вариант). Невербальные Тесты.  
6.3.2. ШТУР.  
13. Лабиринты 14. Числовые ряды 15. Воспроизведение цифровых рядов 16. Кодирование 17. Обобщение 18. Словарь 19. Составление фигур из разрозненных деталей 20. Классификации 21. Аналогии 22. Составление орнаментов из кубиков (Кубики Косса) 23. Осведомленность 2 24. Арифметический 25. Установление последовательности картинок 26. Осведомленность 1 27. Общая понятливость 28. Завершение картинок 29. Общая осведомленность 30. Нахождение сходства

6.4. Обработка результатов

Вопросы Ответы
6.4.1. Тест Векслера (детский вариант).  
6.4.2. ШТУР.  
31. Определяются сырые баллы. 32. Дается количественная и качественная оценка. 33. Испытуемый относится к одной из 5 групп лиц, качественно различных по интеллекту: n умственно одаренные; n повышенные умственные способности; n умственная норма; n пониженные умственные способности; n разные степени умственной дефективности. 34. Сырые баллы переводятся в нормированные. 35. Возможен групповой и индивидуальный анализ 36. Определяется: n IQ - вербальное; n IQ - невербальное; n IQ - общее. 37. Индивидуальным показателем выполнения теста в целом является сумма баллов по всем субтестам. 38. Максимальная сумма баллов (138) принимается за социально-психологический норматив. 39. Общие баллы для: семиклассника - 30 восьмиклассника - 40 девятиклассника - 45 оцениваются как очень низкие. Общие баллы (соответственно): семиклассника - 75 восьмиклассника - 90 девятиклассника - 100 говорят об относительно высоком умственном развитии.

Литература

1. Измерение интеллекта детей / Под ред. Ю.З. Гильбуха. –Киев, 1992. – С. 14-15; 28-80.

2. Психологическая коррекция умственного развития учащихся. Пособие для школьных психологов / Под ред. К.М. Гуревича, И.В. Дубровиной. – М., 1990, – С. 39-40.

Оценивание ответа

Наши рекомендации