Понятие о способностях и их природе

В Конституции СССР в статье 14 говорится о том, что в на­шей стране, осуществлен принцип социализма: «От каждого по способностям, каждому — по труду», а в статье 20 провозгла­шается цель социалистического государства: «расширение реаль­ных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований». «Коммунизм — это строй, где расцветают и полностью раскрываются способности и талан­ты...»,—говорится в Программе Коммунистической партии Со­ветского Союза, доставившей задачу всестороннего и гармони­ческого развития личности советского человека, для которого труд по способностям станет жизненной потребностью 1.

Поэтому всестороннее развитие способностей детей — одна из важных целей обучения и воспитания в советской школе.

Понятие о способностях. Что дает основание говорить о нали­чии у человека способностей к какой-то деятельности? Основанием служат два показателя: быстрота овладения деятельностью и качество достижений. Человека считают способным, если он, во-первых, быстро и успешно овладевает какой-либо деятель­ностью, легко в сравнении с другими людьми приобретает соот­ветствующие умения и навыки и, во-вторых, добивается дости­жений, значительно превосходящих средний уровень.

От чего это зависит? Почему при всех прочих равных усло­виях одни люди быстрее и легче овладевают какой-нибудь деятель­ностью и добиваются в ней больших успехов, чем другие? Дело в том, что каждая деятельность (педагогическая, музыкальная, конструктивная, математическая, литературная и т. д.) предъяв­ляет человеку определенные требования к его психическим про­цессам, работе анализаторов, скорости реакций, к свойствам личности. Одни люди могут обладать соответствующими качест­вами, у других они могут быть слабо развиты. Если люди обла­дают такими индивидуально-психологическими особенностями, которые в наибольшей степени отвечают требованиям соответст­вующей деятельности, то это и значит, что они способны к этой деятельности.

Способности — это индивидуально-психологические особен­ности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения.

Обратим внимание на важнейшие стороны этого определения. Во-первых, способности—это индивидуальные особенности, т. е. то, что отличает одного человека от другого. Во-вторых, это не просто особенности, а психологические особенности. Поэтому длинные, гибкие пальцы (особенности пианиста) или высокий рост (особенности баскетболиста) не являются способностями, хотя и помогают добиться успеха в соответствующей деятельно­сти. И наконец, способности — это не всякие индивидуально-психологические особенности, а лишь те, которые соответствуют требованиям определенной деятельности.

К способностям относятся, например, музыкальный слух и чувство ритма, необходимые для успешных занятий музыкой; конструктивное воображение, необходимое для выполнения дея­тельности конструктора, инженера; быстрота двигательных реакций, необходимая при занятиях некоторыми видами спорта; тонкость цветоразличения для художника-живописца.

Наряду с индивидуальными особенностями психических про­цессов (ощущений и восприятия, памяти, мышления, воображе­ния) способностями являются и более сложные индивидуально-психологические особенности. Они формируются на базе тех или иных особенностей личности, включают эмоционально-волевые моменты, элементы отношения к деятельности и некоторые особенности психических процессов, но не сводятся к каким-либо частным психическим проявлениям (таковы, например, педаго­гический такт, математическая направленность ума или эстети­ческая позиция в области литературного творчества).

Любая деятельность требует от человека не одной способ­ности, а ряда взаимосвязанных способностей. Например, литера­турные способности включают в себя, помимо уже упомянутой эстетической позиции, впечатлительность, наблюдательность, образную память, творческое воображение, способность к точному и выразительному языку.

Недостаток, слабое развитие какой-либо одной частной спо­собности могут быть компенсированы (возмещены) за счет уси­ленного развития других. Это свойство компенсации способностей дает довольно широкие возможности для овладения различными видами деятельности, выбора профессии. Отсутствие отдельной частной способности можно компенсировать также упорным тру­дом, настойчивостью, напряжением сил.

Способности и деятельность. Способности формируются, а сле­довательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя су­дить о наличии или отсутствии у него способностей. Нельзя го­ворить о способностях к музыке, если ребенок еще не занимался хотя бы элементарными формами музыкальной деятельности, если его еще не обучали музыке. Только в процессе этого обуче­ния (причем правильного обучения) выяснится, каковы его спо­собности, быстро и легко или медленно и с трудом будут форми­роваться у него чувство ритма, музыкальная память.

Человек не рождается способным к той или иной деятельно­сти, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение его жизни, под влиянием обучения и воспитания. Иными словами, способности — прижизненное, а не врожденное образо­вание.

В деятельности, направленной на удовлетворение потребнос­тей, исторически создавались и развивались способности людей. В ходе исторического развития человеческого общества возника­ли новые потребности, люди создавали новые области деятель­ности, тем самым стимулируя развитие новых способностей. Например, в наше время возникла потребность в освоении косми­ческого пространства, возник совершенно новый вид деятельности человека — деятельность космонавта. Создалась потребность в формировании специальных способностей к космическим полетам, и такие способности развиваются у кандидатов в космонавты.

Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способнос­тей со знаниями, умениями, навыками. С одной стороны, способ­ности зависят от знаний, умений, навыков — в процессе приобретения знаний, умений и навыков развиваются способности. С дру­гой стороны, знания, умения и навыки зависят от способностей — процесс приобретения знаний, умений и навыков зависит наряду с другими условиями (например, качество обучения) и от индиви­дуальных психологических особенностей учащегося. Способности позволяют быстрее, легче, прочнее и глубже овладеть соответст­вующими знаниями, умениями и навыками. Например, в процессе приобретения математических знаний, умений и навыков раз­виваются такие способности, как математическая память, способ­ность к геометрическим пространственным представлениям, спо­собность к логическому мышлению и т. д. С другой стороны, при наличии хорошей математической памяти, способностей к логическому мышлению овладение знаниями, умениями и навы­ками в области математики происходит легче, быстрее и успеш­нее.

Но отождествление способностей и знаний, умений, навыков было бы грубой ошибкой. Недостаточное знание или неумение нельзя принимать за отсутствие способностей. Серьезную ошибку допустит тот учитель, который поспешно и поверхностно сделает вывод об отсутствии способностей у ученика на основании того, что ребенок мало знает, имеет пробелы в знаниях, не обладает необходимыми знаниями и умениями.

Подобную ошибку совершили преподаватели Академии худо­жеств, оценив работы юного В. И. Сурикова, будущего великого русского художника, пытавшегося поступить в Академию, таким образом: «За такие рисунки вам даже мимо Академии надо запретить ходить!» А ведь В. И. Суриков и в то время имел выдающиеся способности, хотя умения и навыки в области ри­сования у него еще не вполне сложились. Суриков в течение трех месяцев овладел техникой рисования и все-таки поступил в Академию. И это не единичный случай в истории науки иискусства. Н. В. Гоголя преподаватели начальной школы считали неспособным к изучению русского языка. Неспособным считался в школе великий ученый-физик И. Ньютон, причем как раз к физике и математике.

Принимать во внимание способности ученика, его возмож­ности при оценке знаний, умений и навыков вполне допустимо. Одинаковые результаты учебной деятельности могут вызвать неудовлетворение опытного учителя в одном случае («Ты зани­маешься недостаточно, от тебя можно ожидать большего») и похвалу в другом случае («Результаты твои значительно лучше, чем раньше. Известных достижений ты уже добился»).

Природные предпосылки развития способностей.Играют ли какую-нибудь роль в развитии способностей природные, врож­денные факторы?

Большинство буржуазных ученых стоят на позиции призна­ния врожденного, наследственного происхождения способностей человека. Они считают, что и вид способностей, и их уровень предопределены от рождения, что способности заранее запрограм­мированы в генах, что это своеобразный дар природы.

Подлинно научная психология категорически отвергает эту неправильную точку зрения. Обучение и воспитание, условия жизни и деятельности человека активно формируют его способ­ности. Но означает ли это, что природные, биологические факторы не играют вообще никакой роли в процессе формирования способ­ностей? Нет, не значит. Психологи-материалисты признают известную роль природных, биологических факторов как природ­ных предпосылок развития способностей. Такие природные пред­посылки развития способностей называют задатками.

Задатки — некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обу­словливают природные индивидуальные различия между людьми.

Задатки влияют на процесс формирования и развития спо­собностей. При всех прочих равных условиях наличие благопри­ятных для данной деятельности задатков способствует успешному формированию способностей, облегчает их развитие. Разумеется, только наличием особо благоприятных задатков и особо благо­приятных условий жизни и деятельности объясняются чрезвы­чайно высокие уровни достижений, например лингвистический талант датского ученого XIX в. Раска, который, как сообщалось в печати, говорил на 230 языках! То же самое можно сказать и о математическом таланте молодого Э. Галуа, который в 19 лет сделал поистине гениальные математические открытия.

К задаткам относятся некоторые врожденные особенности зри­тельного и слухового анализаторов. В качестве задатков высту­пают также типологические свойства нервной системы, от кото­рых зависит быстрота образования временных нервных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, выносливость нервной системы, умственная работоспособность. В настоящее время установлено, что наряду с тем, что типологические свой­ства (сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов) характеризуют нервную систему в целом, они могут совершенно по-другому характеризовать работу отдельных областей коры (зрительной, слуховой, двигательной ит. д.). В этом случае типологические свойства являются парциальными («парциаль­ный» в переводе с латинского означает «частичный», «отдельный»), так как характеризуют работу лишь отдельных участков коры мозга. Парциальные свойства уже более определенно можно считать задатками способностей, связанных с работой зритель­ного или слухового анализатора, с быстротой и точностью дви­жений.

В качестве задатков следует рассматривать также уровень развития и соотношение первой и второй сигнальных систем. В зависимости от особенностей соотношения между сигнальными системами И. П. Павлов различал три специально человеческих типа высшей нервной деятельности: художественный тип с отно­сительным преобладанием первой сигнальной системы; мысли­тельный тип с относительным преобладанием второй сигнальной системы; средний тип с относительной уравновешенностью сиг­нальных систем. Для людей художественного типа характерна яркость непосредственных впечатлений, образность восприятия и памяти, богатство и живость воображения, эмоциональность. Люди мыслительного типа склонны к анализу и систематизации, к обобщенному, абстрактному мышлению.

Задатками могут являться и индивидуальные особенности строения отдельных участков коры головного мозга.

Следует помнить, что задатки не заключают в себе способнос­тей и не гарантируют их развития. Задатки — это только одна из условий формирования способностей. Ни один человек, какими бы благоприятными задатками он ни обладал, не может стать выдающимся музыкантом, художником, математиком, поэтом, не занимаясь много и настойчиво соответствующей деятельностью. В жизни много примеров, когда люди с весьма благоприятными задатками так и не смогли реализовать в жизни своих возмож­ностей и оставались заурядными исполнителями как раз в той деятельности, в которой они могли бы добиться больших успехов, если бы по-иному сложилась их жизнь. И наоборот, даже при отсутствии хороших задатков трудолюбивый и настойчивый чело­век с сильными и устойчивыми интересами и склонностями к какой-либо деятельности может добиться в ней известных успе­хов.

Нельзя считать, что каждой способности соответствует свой определенный задаток. Задатки многозначны. Это значит, что на основе одного и того же задатка могут выработаться разные спо­собности. Например, на основе такого задатка, как быстрота, точность, тонкость и ловкость движений, могут в зависимости от условий жизни и деятельности выработаться и способность к плавным и координированным движениям тела гимнаста, и спо­собность к тонким и точным движениям руки хирурга, и способ­ность к быстрым и пластичным движениям пальцев скрипача. На основе художественного типа могут сложиться способности и актера, и писателя, и художника, и музыканта; на основе мысли­тельного типа — способности и математика, и лингвиста, и фи­лософа.

При наличии благоприятных задатков и при оптимальных условиях жизни и деятельности способности у ребенка, например музыкальные, литературные, художественно-изобразительные, математические, могут формироваться очень рано и развиваться весьма быстро (что и создает иногда иллюзию врожденности способностей). В. А. Моцарт стал сочинять первые музыкаль­ные пьесы в 3—4 года. Знаменитый художник К. П. Брюллов в 9 лет поступил в Академию художеств. А. С. Пушкин стал сочинять стихотворения с 8, И. А. Некрасов — с 9 лет. Наша печать сообщала о необычном концерте, который состоялся в Ереване в 1978 г, и был целиком посвящен творчеству 12-летнего композитора Арменуи Карапетян, которая свою первую фортепьянную пьесу сочинила в 5 лет. В 1975 г. сообщалось о пяти­летнем музыканте Алеше Панове, который с удивительным мастерством исполняет на память произведения Бетховена, Мо­царта, Чайковского. Научился играть он раньше, чем научился ходить. В 1969 г. безвременно скончалась 17-летняя Надя Руше­на, которую специалисты считали и считают гением в изобра­зительном искусстве. Ее талант начал проявляться с 8 лет, и за короткую жизнь она создала около 10 000 совершенно оригинальных рисунков.

Однако следует предупредить, что отсутствие ранних дости­жений не свидетельствует об отсутствии способностей. Например, такие крупнейшие таланты, как знаменитый математик Н. Н. Лу­зин, биологи Л. Пастер и К. Линней, писатели В. Скотт, С. Т. Аксаков, И. А. Гончаров, В. Я. Шишков, проявили себя в относительно позднем возрасте.

Виды способностей

Отдельные способности человека еще не гарантируют успеш­ного выполнения им сложной деятельности. Развитое у человека тонкое восприятие формы и цвета еще не делает его художником. Отличный музыкальный слух сам по себе еще не создает музы­канта. Для успешного овладения любой деятельностью необходи­мо определенное сочетание отдельных, частных способностей, образующих единство, качественно своеобразное целое, синтез, или, как говорят, ансамбль, способностей. В этом синтезе отдельные способности (компоненты) обычно объединяются вокруг определенного, стержневого личностного образования, своего рода центральной способности. Указанный синтез не является постоянным и неизменным, это развивающееся и изменяющееся под влиянием деятельности единство.

Различают способности разного уровня — учебные и творчес­кие. Учебные способности связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности, приобретением знаний, уме­ний и навыков. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с нахождением новых способов выполнения деятельности. С этой точки зрения различают, напри­мер, способности к усвоению, изучению математики и творческие математические способности. Разумеется, резко обособлять учеб­ные и творческие способности нет оснований: учебная деятель­ность обычно включает в себя и элементы субъективного твор­чества.

Различают также общие умственные способности и специаль­ные способности. Общие умственные способности — это способ­ности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности; эти способности отвечают требова­ниям, которые предъявляют не одна, а целый ряд, широкий круг относительно родственных деятельностей. К общим умственным способностям относят, например, такие качества ума, как умст­венная активность, критичность, систематичность, быстрота умст­венной ориентировки, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, сосредоточенное внимание. Специальные способнос­ти — это способности, которые необходимы для успешного выполнения какой-нибудь одной определенной деятельности — музы­кальной, художественно-изобразительной, математической, лите­ратурной, конструктивно-технической и т. д. Эти способности также представляют собой единство отдельных частных способ­ностей.

Например, в составе математических способностей большую роль играет математическая память (не память на числа, а память на общие схемы рассуждений и доказательств, на методы решения типовых задач, на общие правила); способность к логи­ческому мышлению в области количественных и пространствен­ных отношений; быстрое и широкое обобщение математического материала (способность увидеть общее в, казалось бы, различ­ных математических выражениях и действиях); легкое и сво­бодное переключение от одной умственной операции к другой стремление к ясности, простоте, экономности и рациональности рассуждений и решений и т. д. Все частные способности объе­диняются стержневой способностью — математической направлен­ностью ума (под которой понимают тенденцию вычленять при восприятии пространственные и количественные отношения, функциональные зависимости), связанной с потребностью в ма­тематической деятельности.

Конструктивно-технические способности включают такие компоненты, как наблюдательность в области технических приспо­соблений, позволяющую видеть их достоинства и несовершенства; точность и живость пространственных представлений; комбина­торную способность (способность составлять из данных узлов, деталей новые комбинации, сопоставлять свойства различных материалов); техническое мышление {способность понимать логику технических устройств).

Музыкальные способности составляют единство таких способ­ностей, как ладовое чувство, проявляющееся в эмоциональном восприятии и легком узнавании мелодий, способность к слухо­вому представлению, проявляющуюся в точном воспроизведении мелодии по слуху (иначе говоря, музыкальная память), музы­кально-ритмическое чувство — способность чувствовать ритм и воспроизводить его. Важное значение имеет и абсолютный слух — способность точно определять высоту звука без сравнения его с эталоном (хотя, по мнению некоторых исследователей, это свой­ство не обязательное). Все эти частные способности группи­руются вокруг стержневой способности — музыкальности, под которой понимают способность воспринимать музыку как выра­жение некоторого содержания (а не просто гармоническое со­четание звуков).

В основе литературных способностей лежат такие стержневые образования, как творческая активность и эстетическая позиция, объединяющие частные способности — наблюдательность, впе­чатлительность (эмоциональное переживание воспринятого), на­личие ярких, наглядных образов памяти, творческое воображе­ние, а также эмоциональность и выразительность языка.

К художественно-изобразительным способностям относится способность правильной оценки пропорций и светлотных отно­шений, способность чувствовать выразительную функцию цвета, творческое воображение и др.

Учителю, вдумчиво изучающему учеников, для правильной организации учебно-воспитательного процесса и индивидуального подхода в обучении и воспитании важно знать, и к чему обна­руживает способности его ученик, и в какой мере выражены эти способности — насколько быстро, легко и прочно овладевает ученик знаниями, умениями и навыками в соответствующей деятельности. О способностях ученика можно судить, наблюдая его проявления в соответствующей деятельности. Практически судить о способностях можно по совокупности следующих пока­зателей: 1) по быстрому продвижению (темпу продвижения) ученика в овладении соответствующей деятельностью; 2) по качественному уровню его достижений; 3) по сильной, дейст­венной и устойчивой склонности человека к занятиям этой дея­тельностью.

Например, по данным некоторых исследований оказалось, что в подавляющем большинстве случаев имелась прямая связь между интересами и склонностями к определенным учебным предметам и способностями к овладению ими.

Наши рекомендации