Глава 1 человек и время

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИА. К. Болотова

ПСИХОЛОГИЯ

ОРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕНИ

Рекомендовано Советом по психологии УМО

по классическому университетскому образованию

в качестве учебного пособия для студентов

высших учебных заведений, обучающихся по направлению

и специальности «Психология»

|

^_

АСПЕНТ ПРЕСС

Москва 2006

УДК 159.937.53(075.8) ББК 88.3я73-1 Б 79

Рекомендовано Редакционно-издательским советом факультета психологии ГУ-ВШЭ

Болотова, Алла Константиновна''

Б 79Психология организации времени : Учебное пособие для студентов

вузов / А. К. Болотова. — М.: Аспект Пресс, 2006.— 254 с. ISBN 5-7567-0420-5

Учебное пособие посвящено относительно новой области прикладной =22™ - психологии познания и организации времени. В пособии раскрывается ценностное значение времени как важнейшего экономического ресурса оптимизации деятельности человека, его энергопотенциала. Подробно представлены рекомендации по резервированию временных ресурсов, развитию временной компетентности стратегиям тайм-менеджмента в бизнес-организациях.

Для студентов, аспирантов, преподавателей гуманитарных факультетов вузов а также специалистов в области психологии, экономики, менеджмента и социологии!

УДК 159.937.53(075.8) ББК 88.3я73-1

ISBN 5-75674)420-5© ЗАО Издательство «Аспект Пресс», 2006

Все учебники издательства «Аспект Пресс» на сайте www.aspectpress.ru

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор Ю. К. Стрелков;

доктор психологических наук, профессор Л. Ф. Обухова '

ВВЕДЕНИЕ

Развитие у человека социально и личностно необходимой способности к рациональной организации деятельности во времени невозможно без знания психологических особенностей времени, специфики осозна-вания и переживания времени, его роли в организации жизнедеятельности, человеческого бытия в целом.

Повышение эффективности всякой деятельности, как обобщенно профессиональной, так и коммуникативной, связано, в частности, с оптимальной организацией ее во времени.-

Профессиональная компетентность руководителя оценивается не только по его профессиональной, социальной и методической подготовленности, но и по умению рационально планировать и использовать временные ресурсы рабочего дня, недели и т.д. Временная компетентность человека предполагает наличие некоторой совокупности знаний и умений, связанных с ощущением временного пространства и временных лимитов общения, «чувства времени». Относительно коммуникативной деятельности имеются в виду такие ее временные характеристики, как длительность, последовательность и ритмичность действий, длительность пауз в общении или временная структура невербальных интеракций в межличностных контактах.

Проблема времени чрезвычайно важна и многоаспектна, поскольку ни одна сфера жизни и деятельности человека не существует вне временного фактора, вне распределения во времени, планирования и структурирования жизненных целей и планов, мотивов и действий, задач и операций, и т.д.

Проблема времени — одна из древнейших и сложных в истории развития научного знания. Долгие столетия представляемая в чисто философской интерпретации, она получила определенное осмысление в трудах Плутарха, Сократа, Гераклита, Платона, Аристотеля, Августина Блаженного и др. В философии Нового времени одним из ярчайших представителей научного знания, в том числе и о времени, выступает Декарт. Понятие времени и пространства, по Лейбницу, — это идеальное определение реальных отношений между вещами, задающих порядок и последовательность их изменений. Собственно научный подход к исследованию времени был сформулирован немецким философом И. Кантом и французским философом А. Бергсоном. Важнейшей категорией выступает время в философии С. Кьеркегора и Э. Гуссерля, в «философии жизни» Ницше и Дильтея.

Проблемы жизни и времени разрабатывались в работах М. Хайдег-гера. В этом историческом наследии многое представляет особый интерес и для современной науки.

В отечественной философской мысли проблемы времени нашли отражение в работах П. А. Флоренского, А. Ф. Лосева, В. И. Вернадского, М. К. Мамардашвили, М. М. Бахтина и других мыслителей, внесших свой вклад в понимание одного из основополагающих философских и че-ловековедческих вопросов.

По выражению М. Г. Ярошевского, «на решение психологических проблем времени в XIX в. претендовали исключительно философы». В XX в. проблема времени постепенно вышла за рамки философских поисков, что можно считать одним из знаменательных событий нашего столетия.

Проблема времени становится специфической в XX в., и действительность приобретает новую временную представленность. Отношение к времени, его изучению и овладению им становится актуальным не только в философии, но и в естественных науках. К изучению времени наряду с психологами, философами и социологами обращаются также физики, биологи, математики. Время теперь не только объект теоретических изысканий, но и средоточие бытия человека, проявляется острая зависимость от него, понимание его причастности к человеческой жизни.

В новом отношении ко времени, в обострении человеческого время-ощущения и самоопределения собственного бытия во времени заключается специфика изучения времени сегодня. В нынешнюю эпоху с резкими изменениями социальных событий, отмеченную высокими скоростями и чрезвычайно расширенными во времени и пространстве коммуникациями, мировоззренческая задача овладения временем переходит в ранг прикладных и актуальных. Требуется новый подход к его изучению и к систематическим исследованиям места времени в структуре человеческой деятельности и бытия в целом.

Что касается проблем временной организации деятельности личности в сфере межличностных взаимодействий, влияния временных факторов на продолжительность и прочность социальных контактов, процессов их становления и развития во времени, то эти вопросы остаются вне внимания исследователей как в отечественной психологии, так и за рубежом.

Отсюда изучение проблемы временной организации деятельности человека теоретически и практически актуально. Это обусловлено также отсутствием в современной психологии целенаправленных системных исследований особенностей развития временных восприятий в онтогенезе, регуляции временных отношений в социальных контактах,

специфики развития временных ориентации и транспектив на разных этапах становления и развития личности, временной организации ее профессиональной деятельности.

Все эти вопросы составляют новую область психологического изучения деятельности, сознания, личности в целом, их становления и развития в пространстве-времени бытия и всевозрастающих социальных коммуникаций.

Пространственно-временные отношения и феномены, влияющие на психические свойства и особенности субъекта, отличаются, конечно, от физических, химических, биологических и социальных факторов своей специфической природой и иным качественным содержанием.

Психологический смысл понятий пространства и времени неоднозначен и только начинает осваиваться и изучаться в отечественной психологической науке.

Осознание времени своего существования, как считает Г. М. Андреева, важное дополнение к осознанию собственной идентичности. Проблема организации, экономии и оптимального использования времени становится ключевой для прогресса человечества на рубеже XX-XXI вв., поскольку, как отмечает К. А. Абульханова, она обеспечивает наиболее оптимальное согласование сверхскоростных современных технических систем с временными возможностями человека, предупреждает их рассогласование. Время человека — системообразующий фактор связи и способов организации различных времен жизнедеятельности человека, его прошлого, настоящего и будущего, его экзистенциального бытия как личности.

Интерес представляет изучение временных характеристик и особенностей коммуникативной деятельности личности, которая всегда ограничена пространственно-временными пределами. Актуально в этом отношении изучение временной организации целостной структуры невербального взаимодействия, выявление пространственно-временных параметров как всего общения в целом, так и его отдельных невербальных компонентов, например, одновременного или последовательного влияния позы, мимических реакций и жестов на установление контакта и взаимопонимания партнеров или их разрушительного воздействия на процесс общения. Это может быть связано с построением некой модели возможного продуктивного межличностного взаимодействия во временной его упорядоченности.

В учебном пособии нашли отражение оригинальные экспериментальные исследования переживания человеком времени в кризисных ситуациях (2.4), временных этапов профессиональной адаптации (2.1), временной структуры невербальных взаимодействий (3.3), временных

влияний на процессы самораскрытия в общении (3.4), фактора времени и своевременности возникновения эмпатического понимания партнера в контексте диалога-общения (3.2).

Поскольку содержание и формы жизнедеятельности человека опосредованы пространственно-временным континуумом «образа мира», следует предположить, что и познание личности, которое связано с самопознанием и развитием самосознания, и все виды ее деятельности, равно как и общение, формируются, развиваются и совершенствуются во времени, имеют скрытую или явную временную структуру, временные параметры становления, упорядоченности и регуляции по всей системе взаимодействующих компонентов.

Отсюда изучение временной организации профессиональной и коммуникативной деятельности человека, его взаимоотношений с окружающей жизненной средой может быть опосредовано, как мы полагаем, тремя сферами влияния времени:

во-первых, в развитии и становлении личности: проявление временного фактора в психологической структуре личности как субъекта познания и самопознания, ее развития и самоосуществления во времени;

во-вторых, в деятельности личности: исследование гетерохроннос-ти освоения деятельности и формирования профессиональных навыков, временных особенностей процесса профессиональной адаптации к новым требованиям работы в изменяющихся условиях, включая ситуацию нестабильности;

в-третьих, коммуникативной деятельности личности: временной структуры невербального взаимодействия, временных границ и особенностей самораскрытия личности в общении, особенностей организации общения и построения социальных контактов с учетом пространственно-временной характеристики межличностных отношений.

В русле этих проблем решаются задачи развития временной компетентности специалиста, обучения коммуникативным умениям и навыкам, так называемой компетентности во времени, составляющего элемента, по нашему мнению, коммуникативной компетентности (Л. А. Петровская), рациональному использованию временных ресурсов, учету и минимизации временных потерь в деятельности личности, в организации и налаживании социальных контактов с другими людьми.

Таким образом, время в психологии рассматривается как важнейший компонент ориентирования человека в мире, что позволяет комплексно изучать все многообразие взаимоотношений человека и времени, временную организацию его общения и деятельности. Исследования направлены также на выявление динамики становления и психического развития личности в онтогенезе на всем протяжении жизненного пути

человека. Это позволит увидеть временную развертку процессов формирования структурных компонентов самосознания личности, особенности и временные параметры развития межличностных отношений, а также временные аспекты освоения деятельности и этапы профессиональной адаптации личности.

Временной характер природы человеческого бытия, организации самого человека, его взаимодействия с реальным миром довольно четко, с достаточной долей философских обобщений были раскрыты в работах академика П. К. Анохина. Он заметил, что «человек отразил временные параметры мира в своей организации и в своей деятельности с исключительной точностью. Анализ роли временных параметров мира в развитии жизни на земле показывает, что зарождение жизни и ее прогресс находились в прямой зависимости от приспособления к этим параметрам».

Мы исходили из того, что «восприятие и понимание времени является всеобщим человеческим опытом» (П. Штомпка), а его освоение связано с адекватным отражением времени человеком и потенциальными возможностями развития адекватных временных восприятий и представлений.

Чрезвычайно важная составляющая психического здоровья человека — способность самостоятельно определять цели жизни, проецировать и прогнозировать ее во временных масштабах; а также наличие в образе мира протяженной и содержательно насыщенной временной перспективы будущего (Л. Божович, Ш. Бюллер, В. Франкл).

Время — один из важных, но крайне мало используемых резервов психической организации личности, ее самореализации в социуме.

В сложных социальных коллизиях переходного периода проблема «человек и время» актуализируется. Освоение времени означает и адекватное использование социальных ролей, востребованных временем, т.е. способствует тому, чтобы лучше вписаться во время своей эпохи. Это означает, что каждой нормально функционирующей личности важно не остаться «за бортом времени», не стать социальным ретардантом, отстающим от своего времени субъектом. Различия в чувстве времени, в ощущении времени жизни есть та сфера, в которой сопрягаются социология и психология времени (Г. М. Андреева).

Жизненные кризисы, резкие перемены жизненного пути в ситуациях неопределенности и социальной нестабильности изменяют не только привычную социальную среду человека, снижают его личностный потенциал, но и нарушают пространственно-временные параметры жизнедеятельности, ведут к искажению жизненной среды, сужению временных перспектив, а следовательно, затрудняют самореализацию личности в целом.

Таким образом, временной фактор — неотъемлемый элемент целостного психического облика личности, оказывающий существенное влияние на ее развитие и становление в онтогенезе, на развитие и регуляцию самосознания. Поскольку человек осваивает временные отношения в основном в практической деятельности, то время выступает системообразующим фактором профессиональной деятельности человека, регулятором эффективного функционирования личности в жизненном пространстве-времени.

Время сегодня — один из важнейших ресурсов человека, и потому значимым профессиональным качеством руководителя наряду с профессиональной компетентностью можно назвать компетентность во времени, или временную компетентность, под которой понимается способность адекватно оценивать временные ресурсы, умение расширять или сужать временные рамки межличностных взаимодействий, своевременно делегировать полномочия в целях экономичного и рационального использования времени. Поэтому поиск рациональных путей и способов развития временной компетентности специалиста — залог успешного руководства и управления персоналом.

В учебном пособии разработан концептуально новый временной подход к пониманию и анализу психологической структуры личности, условий организации ее деятельности и общения.

Уточнено и дополнено содержание понятия «компетентность в общении» (Л. А. Петровская) введением нового понятия «временная компетентность» как одного из компонентов коммуникативной компетентности и профессиональной компетентности, в частности.

Понятия и представления о временном характере коммуникативной деятельности личности — оригинальный вклад автора в трактовку социально-психологической компетентности личности в общении, доказательство возможности временной регуляции межличностных отношений. Предложенный в учебном пособии подход к разработке и систематизации психологической сущности времени обозначил создание нового концептуального и методического аппарата, позволяющего раскрыть психологическое содержание времени и его влияние на познание, деятельность и общение личности.

В пособии дается развернутое представление об универсальности временного подхода к анализу психологической структуры деятельности, исследованию закономерностей развития личности в онтогенезе и регуляции межличностных отношений разного уровня. В концептуальном плане такой подход дополняет и расширяет классические идеи отечественной психологии о комплексном системном изучении человека как особого продукта исторического, культурного, духовного развития, как субъекта познания, труда, общения, жизнедеятельности в целом.

Структура учебного пособия, логика построения частей, глав и разделов, описание и интерпретация экспериментальных материалов соответствуют объективной междисциплинарности проблемы времени, которая находит свое решение на стыке ряда гуманитарных и естественно-научных дисциплин. Феномен времени универсален в биологии и физике, космонавтике и медицине, философии и психологии.

Проблемы психологии времени многоаспектны и сложны, но исследовать и понимать природу времени весьма важно, поскольку от умения приспосабливаться к времени нередко зависят работоспособность и даже здоровье человека. Примером тому может стать десинхроз — различия в адаптации человека к перемещениям в часовых поясах, вследствие чего происходит рассогласование в процессах перестройки внутренних, биологических часов и нарушение работоспособности. Изучение природы времени, специфики его познания и освоения человеком связано с постановкой сложной экспериментальной работы в естественных или лабораторных условиях, поэтому многие главы в пособии содержат описание и интерпретацию экспериментальных данных, полученных автором и ее учениками.

На основании анализа большого экспериментального материала в учебном пособии описана структура коммуникативных умений, расширено представление о возможностях развития продуктивных временных восприятий и представлений, экспериментально выверены и практически апробированы рациональные условия их развития на основе индивидуально-ориентированных и пролонгированных во времени социально-психологических тренингов.

Набор комплексных методик изучения временных представлений и восприятий составляет основу прикладной части учебного пособия. В практике профессионального самосовершенствования, управления и эффективного руководства, отбора и расстановки кадров выбор и грамотное применение диагностических средств в полном соответствии с профессионально-этическими стандартами может быть полезным в решении широкого круга практических проблем. Они связаны с прогнозом развития личностных свойств, определением динамики потребност-но-мотивационной сферы, скорости и эффективности формирования профессиональных навыков.

Особый интерес представляют собранные автором и ее учениками материалы, описывающие рациональные приемы управления временем, техники анализа временных приоритетов, потерь времени и «временных ловушек». Это собственно организационные принципы рационального использования времени для деловых людей, так называемый временной менеджмент.

Основное содержание временного менеджмента составляют прикладные аспекты психологии организации деятельности и общения во времени, представленные в заключительных главах учебного пособия. Среди этих материалов практическую направленность имеют следующие:

♦ технологии психологического воздействия с целью развития продуктивных приемов общения, ориентированные на пролонгированный социально-психологический тренинг, с учетом личностных временных ресурсов человека как условия создания индивидуально-ориентированных программ развития коммуникативных умений;

♦ пути и способы развития временной компетентности, которая предполагает наличие некоторой совокупности знаний и умений, обеспечивающих продуктивное протекание коммуникативного процесса: умения слушать, быть эмпатичным в общении, открытым в проявлении своих чувств, доверительным, а также особого, ценностного отношения ко времени, адекватного «чувства времени», своего и партнера. Тренинги развития временных отношений формируют ощущение временного пространства и самодостаточности во временных лимитах общения, умения чувствовать временное «пресыщение» в общении, не пренебрегать временем собеседника;

♦ способы организации временной структуры невербальных реакций, сопровождающих или предваряющих общение, могут оказывать позитивное или деструктивное влияние на коммуникативный процесс в целом, выступая индикатором его продуктивности.

Технологии и способы развития временных представлений и временной компетентности в общении имеют важное значение в подготовке специалистов разного профиля, руководителей всех уровней, работников социальной сферы и государственных служащих, а также являются необходимым компонентом менеджмента и высшего образования в целом.

Глава 1 ЧЕЛОВЕК И ВРЕМЯ

Наши рекомендации