Психологическая диагностика организации
Организационное развитие часто определяют как процесс изменения структуры организации и, следовательно, в процессе диагностики должны изучаться ее элементы. Адекватными средствами для этого представляются социально-психологические концепции, понятия и методы. Одной из наиболее продуктивных концепций для организации деятельности психолога-оргконсультанта является модель деятельности социально-психологической службы в производственных организациях, предложенная Г.М. Андреевой, Л.Я. Гозманом и Л.А. Дергачевой (1987).
Согласно этой модели, психологическое обеспечение организационного развития направлено на решение двух основных задач — психологического описания состояния объекта и воздействия на него с целью изменения и оптимизации. Каждая из указанных задач решается при помощи различных методов. При решении задачи описания применяются психодиагностические и другие методы получения социально-психологической информации о различных рабочих группах или отдельных работниках. Задача воздействия решается посредством разработки и реализации рекомендаций или применения социальных технологий преобразования состояния того или иного социального объекта. Системный подход требует ориентации деятельности психологов на разные организационные уровни: отдельной личности; первичного коллектива, т.е. группы; межгруппового взаимодействия; всей организации в целом. Выделение данных уровней обусловлено тем, что они, с одной стороны, отражают типичную реальную структуру деловой организации, а с другой — являются достаточно традиционными объектами психологических исследований (группа и личность), что позволяет использовать на практике социально-психологические закономерности, полученные в фундаментальных исследованиях.
Итак, в качестве основного психологического метода работы консультанта при решении задачи описания можно рассматривать "психодиагностику" в широком смысле этого слова. Психодиагностика организации — это определение психологических проблем, существующих в консультируемой организации, и выявление их причин. Она является весьма важной частью (но только частью!) организационной диагностики.
Специалисты утверждают, что "организационная диагностика является формой социальной технологии производства проблемной информации" [3, с. 176]. Это означает, что в отличие от традиционного научного исследования в ней присутствует конструктивное начало, т.е. помимо выявления, оценки, классификации и группировки проблем, одновременно определяются и основные направления развития организации. Диагностический подход ориентирован не на поиск универсальных закономерностей и типизацию проблем организаций, а на выявление специфических проблем конкретной организации, а также особенностей их проявления в условиях этой организации. Кроме того, практическая диагностика предполагает наличие у консультанта полезных навыков и интуиции, богатого профессионального и житейского опыта. "Эффективное диагностирование проблемы — это в большинстве случаев частично интуитивный, а не чисто логический процесс" [4, т. 2, с. 308].
Однако, несмотря на различия, научные исследования и организационное консультирование тесно связаны между собой и имеют много общего. Эти положения полностью применимы и к психологической диагностике организационных проблем. При применении психодиагностических процедур необходимо учитывать реальные (и перспективные) возможности организации по коррекции тех или иных процессов и явлений, по преобразованию своей оргструктуры и производственной среды. Выбор же конкретных психодиагностических процедур (методик) обусловлен характером тех проблем и задач, анализ и решение которых обеспечивается психодиагностикой, и определяется тем организационным уровнем, на котором в настоящий момент решается та или иная задача. Естественно, что в условиях организационного консультирования наибольшим спросом пользуются более простые, компактные, апробированные методики, соответствующие всем строгим научным требованиям (в первую очередь к их надежности и валидности).
Однако на практике эти нормативы соблюдаются редко, так как жизненные ситуации непредсказуемы, нередко они требуют новых решений и перестройки по ходу исследования. Это положение усугубляется относительно слабой разработанностью диагностических методов, применяемых в области организационной психологии (например, в сфере промышленного производства или государственного управления). Часто надежные методы отсутствуют вообще. Кроме того, исследовательские стандарты деятельности психолога не учитывают сложности организационной среды. Тем не менее нарушения нормативных предписаний (стандартов) к применению диагностических методик должны быть оправданными и разумными. Все это
предъявляет повышенные требования к профессионализму, квалификации и научной этике психолога-консультанта.