Социальная психология личности

ПСИХОЛОГИЯ

РАЗДЕЛ II. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(ЛЕКЦИИ)

Новосибирск 2015

ТЕМА: Предмет социальной психологии. Социализация личности.

Социальная психология возникла на стыке двух наук – психологии и социологии. Она изучает закономерности поведения и деятельности других людей, обусловленные включением их в социальные группы, а так же психологические характеристики этих групп.

Человек – социальное существо, его жизнь и развитие невозможно без общения и взаимодействия с людьми.

Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу, выявляет, как социальные факторы влияют на поведение людей, изучает те изменения, которые происходят с психикой человека под влиянием общения с другими людьми и те общности, внутри которых осуществляется это прямое и косвенное общение: группы, коллективы, а так же психологическую совместимость, взаимоотношения людей в коллективах, положение личности в них и другие вопросы и проблемы.

Первые попытки создания самостоятельных социально-психологических концепций относятся ко второй половине 19 века. Социальная психология на Западе имеет весьма солидную историю («психология народа», «психология масс», теория «инстинктов социального поведения»).

Началом существования социальной психологии как дисциплины считается 1908 год (работы английского психолога У.Макдугалла и американского социолога Э.Росса, в названиях которых появился термин «социальная психология»).

После первой мировой войны в США и других странах разрабатывались комплексы социально-психологических проблем в производстве, армии и т.д., а также методологических принципов построения соц. психологии как науки.

В истории отечественной социальной психологии можно выделить два этапа: 20-е годы и конец 50-х – начало 60-х годов ХХ века.

В отечественной социальной психологии рассмотрение всех этих проблем осуществляется на основе принципа деятельности, что означает исследование социально-психологических явлений в реальных социальных группах, объединённых совместной деятельностью. Социальная психология, построенная на таких методических принципах, в состоянии выполнить свою основную практическую задачу – способствовать оптимизации управления социальными процессами. Большое значение приобретает создание психологической службы, которая могла бы обеспечить решение прикладных проблем социальной психологии в экономике, системе воспитания, в сфере массовой информации, в спорте, в сфере быта и семьи.

Основные категории социальной психологии:

· личность;

· коллектив;

· малая группа;

· общение;

· межличностные отношения.

Предметом исследования в социальной психологии являются различного рода контакты между людьми, которые могут быть как непосредственными («лицом к лицу»), так и опосредствованными, например, путем использования средств массовой коммуникации: радио, телевидение, кино, интернет.

Такими различными путями осуществляется влияние на людей не только со стороны тех или иных лиц, но и отдельных социальных групп и общества в целом

Иногда контакты случайны и сравнительно непродолжительны, в других случаях, напротив, носят систематический и продолжительный характер, в частности на работе и в семье.

Объектом социальной психологии выступают как небольшие по численности группы, так и крупные общности людей: нации, классы, партии, профессиональные союзы, крупные предприятия. Они могут различаться по степени организованности (огромная толпа на площади, собравшаяся на празднике или воинское подразделение). Контакты возникают не только между отдельными людьми, но и между малыми и большими группами, между личностью и группой. Они могут варьироваться от сотрудничества до острой конфронтации.

Рассматривая структуру социальной психологии как науки, можно выделить следующие разделы:

1. Социальная психология личности и социализация охватывает проблемы, обусловленные общественной природой человека: вопросы социализации личности, мотивацию поведения, влияние социальных норм.

2. Социальная психология групп изучает групповые явления и процессы, структуру и динамику больших групп, различные стадии их жизнедеятельности, а так же межгрупповые отношения.

3. Социальная психология общения и межличностного взаимодействия рассматривает различные виды и средства массовой коммуникации между людьми, их механизмы, типы взаимодействия людей – от кооперации до конфликта.

Социальная психология личности.

Проблемы социализации личности.

Развитие личности – процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации.

Процесс формирования личности – социализация – заключается в усвоении и активном воспроизведении социального опыта, а также принятых в обществе норм и ценностей

Термин «социализация», не смотря на его широкую распространённость, не имеет однозначного толкования среди различных представителей науки. Понятие социализация было введено в социальную психологию в 40-50-е годы в работах Бандуры, Дж. Кольмана и др.

Социализация личности представляет процесс формирования личности в определённых социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальных опыт в собственные ценностные ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те норма и шаблоны, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Правила поведения, приличия, нормы морали не одинаковы в разных обществах, и соответственно поведение людей, воспитанных под влиянием различных обществ, будет различаться.

Социализация осуществляется в общении и деятельности.

Она может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, так и в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности. Воспитание является ведущим и определяющим начало социализации. Начинается социализация личности в семье и продолжается в школе, в ВУЗе, на производстве. Социализация личности – процесс, в ходе которого человек с определёнными биологическими задатками и психологическими предрасположениями приобретает качество, опыт, необходимые для жизнедеятельности в обществе.

Социализация заключается в усвоении и активном воспроизведении социального опыта. Воспитание – одна из форм этого процесса, а именно управляемая и целенаправленная социализация. К специальным институтам, одной из важнейших функций которых является социализация личности, относятся школа, профессиональные учебные заведения, молодежные организации, семья.

Процесс социализации не завершается с достижением взрослого возраста, он непрерывно идет на протяжении всей жизни человека.

Социализация может носить как регулируемый, целенаправленный характер, так и стихийный.

Основным фактором социального формирования личности является направленность – система доминирующих социально обусловленных отношений индивида к действительности, которая характкризуется интересами, идеалами, мировоззрением, убеждениями (А.Н. Леонтьев).

Формы направленности:

· влечение – наименее дифференцированное смутное стремление без четкого осознания цели;

· желание – более высокая форма направленности, характеризующаяся наличием цели;

· интерес – стремление выделять и познавать специфические предметы и явления.

Приоритетные интересы определяют мировоззрение – систему взглядов человека на мир, общество, самого себя. Это важнейшее качество, обусловленное направленностью личности и в свою очередь само определяющее ее направленность. Мировоззрение влияет на выбор мотивов и развитие интересов. Не является врожденным, а формируется в процессе жизнедеятельности. Это более высокая степень направленности.

Кроме того, к формам направленности относятся:

· совесть – нравственная самооценка человеком своих поступков;

· чувство стыда, переживаемое как моральная неудовлетворенность своими поступками.

Направленность взаимосвязана с другими личностными структурами; её влияние распространяется на индивидуальные психические свойства и биологические системы организма.

Направленность человека имеет многоуровневую структуру, в основе которой лежат потребности – внутренние состояния в форме нужды, являющиеся источниками активности.

(уровни потребностей по А. Маслоу):

1. Физиологические потребности.

2. Потребность в безопасности (в обеспеченности, стабильности, порядке, защищенности).

3. Потребность в любви и принадлежности (в чувстве общности, принадлежности к определенной группе, в дружбе).

4. Потребность в самоуважении (а также в уважении и признании другими людьми).

5. Потребности в самоактуализации (в развитии и реализации собственных возможностей, способностей, потенциала, личностного совершенствования).

Мотивация – внутреннее побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением актуальной потребности (осознаваемые и неосознаваемые; мотивация на успех и мотивация на неудачу).

Мотивация на успех – это позитивная мотивация, направленная на достижение конструктивного, положительного результата. Мотивированные на успех люди активны, инициативны, ищут различные способы преодоления препятствий, отличаются настойсивостью в достижении цели.

Мотивация на неудачу – негативная мотивация, связанная с потребностью избежать неудачи, порицания, наказания, срыва. В основе лежат негативные ожидания. Люди, мотивированные на неудачу, ищут поводы для отказа от ответственных заданий, выбирают заниженные цели.

В процессе социализации личности особая роль принадлежит языку. Это объясняется тем, что в нем в концентрированной форме содержится социальный опыт предшествующих поколений, наций, народов, народностей. Физические признаки (цвет кожи, волос, глаз, форма черепа, черты лица, рост и т.д.) биологически обусловлены и в процессе социализации личности почти не изменяются. Уже в детские годы активно включаются в процесс социализации личности факторы национальной культуры, носителями которой являются окружающие ребёнка люди.

В ходе воспитания в системе образования (школа, ВУЗ) формируются черты, свойства, привычки, отвечающие нормам и требованиям действующей в рамках данной культуры, системы ценностей и традиций.

Этапы социализации.

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода), ребёнок усваивает социальный опыт, адаптируется.

2. Стадия индивидуализации – промежуточная социализация (подростковый возраст) ещё не устойчиво самоопределение, выделение себя, критическое отношение к обществу, нормам поведения.

Юношеский возраст (от18 до 23-25 лет) – устойчиво-концептуальная социализация, вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (желание найти своё место в обществе), проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. В противном случае возможно:

· сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий с людьми и в обществе;

· изменение себя, стремление стать «как все» (конформизм).

4. Трудовая стадия (весь период зрелости человека) усвоение и воспроизведение социального опыта.

5. После трудовая стадия (пожилой возраст) процесс передачи опыта молодому поколению.

Выделение стадий имеет большое значение. Для становления личности важно, через какие соц. группы она входит в социальную среду как с точки зрения содержания их деятельности, так и с точки зрения уровня их развития.

Наши рекомендации