Тема 12. Этика социально ориентированного бизнеса. Экономические последствия неэтичного поведения в бизнесе. Личностные характеристики преуспевающего человека и их формирование
1. При характеристике общения выделяются:
а). Содержание;
б). Барьеры;
в). Средства;
г). Функции;
д). Формы;
е). Половые различия.
2. По содержанию общение может быть:
а). Материальное;
б). Когнитивное;
в). Деятельное;
г). Кондиционное;
д). Мотивационное;
е). Манипуляционное.
3. По содержанию общение может быть:
Общение | Характеристики |
1. Материальное | 1. Обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей личности |
2. Когнитивное | 2. Обмен знаниями |
3. Деятельное | 3. Обмен действиями, операциями, умениями, навыками. |
4. Кондиционное | 4. Обмен психическими и физиологическими состояниями |
5. Обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями | |
6. Обмен претензиями и упреками |
4. По содержанию общение может быть:
Общение | Характеристики |
1. Мотивационное | 1. Обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями |
2. Когнитивное | 2. Обмен знаниями |
3. Деятельное | 3. Обмен действиями, операциями, умениями, навыками. |
4. Кондиционное | 4. Обмен психическими и физиологическими состояниями |
5. Обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей личности | |
6. Обмен любезностями и благодарностями |
Характеристики подвидов общения: (на соответствие)
Общение | Характеристики |
1. Деловое | 1.Служит средством удовлетворения специфической потребности - потребности в общении |
2. Личностное | 2.Сосредоточено вокруг психологических проблем внутреннего характера |
3. Служит средством повышения качества профессиональной деятельности | |
4.Например, поиск смысла жизни, разрешение внутреннего конфликта | |
5.Содержанием является то, чем заняты люди | |
6.Общение, не являющееся самоцелью, преследующее иную цель, кроме получения удовлетворения от самого процесса общения |
Характеристики подвидов общения: (на соответствие)
Общение | Характеристики |
1. Деловое | 1.Служит средством удовлетворения специфической потребности - потребности в общении |
2. Инструментальное | 2.Сосредоточено вокруг психологических проблем внутреннего характера |
3. Служит средством повышения качества профессиональной деятельности | |
4.Общение, не являющееся самоцелью | |
5.Содержанием является то, чем заняты люди | |
6.Общение, преследующее иную цель, кроме получения удовлетворения от самого процесса общения |
7. Формы общения:
а). Прямое;
б). Косвенное;
в). Непосредственное;
г). Опосредованное;
д). Негативное;
е). Эффективное.
8. Основные элементы коммуникации:
а). Отправитель\кодировщик;
б). Сообщение;
в). Канал;
г). Получатель\кодировщик;
д). Восприятие;
е). Агрессор - жертва
Коммуникационные барьеры и их характеристики
Коммуникационные барьеры | Их характеристики |
1.Технические | 1. Возникают при отсутствии или неисправности технических средств связи хотя бы у одного из партнеров. |
2. Организационные | 2.Могут быть связаны с удалением участников общения друг от друга, авторитарным стилем управления и отсутствием информированности сотрудников, заведомым искажением фактов. |
3.Смысловые | 3. Связаны с проблемами понимания значения и смысла информации. |
4.Личностно-психологические | 4.Определяются проблемами психологического климата, системы ценностей, негативными установками друг против друга и предубеждениями. |
5.Возникают между людьми разных социальных положений и культур | |
6.Возникают между людьми разных социальных положений и культур |
На соответствие
Коммуникационные барьеры | Их характеристики |
1.Социокультурные | 1.Возникают между людьми разных социальных положений и культур |
2.Профессиональные | 2. Выражаются в том, что в каждой профессии есть свои области знаний и свой лексикон. |
3.Личностно-психологические | 3.Определяются проблемами психологического климата, системы ценностей, негативными установками друг против друга и предубеждениями. |
4.Смысловые | 4. Связаны с проблемами понимания значения и смысла информации. |
5. Возникают при отсутствии или неисправности технических средств связи хотя бы у одного из партнеров. | |
6.Могут быть связаны с удалением участников общения друг от друга, авторитарным стилем управления и отсутствием информированности сотрудников, заведомым искажением фактов. |
11. Виды коммуникационных барьеров:
а). Мировоззренческие;
б). Организационные;
в). Смысловые;
г). Личностно-психологические;
д). Профессиональные;
е). Априорные.
12. Коммуникационные ситуации, в рамках которых допускается использование иностранных слов:
а). Если в родном языке нет слова, которое точно передавало бы смысл того, что Вы хотите сказать;
б). Если речь идет о специальном техническом термине;
в). Если Вы уверены, что собеседник знает значение этого слова;
г). Если Вы употребляете его, чтобы показать свой уровень образования.
13.Коммуникационные ситуации, в рамках которых не допускается использование иностранных слов:
а). Если Вы не совсем уверены в значении слова;
б). Если Вы точно не знаете, как правильно произносится это слово;
в). Если Вы имеете основания предполагать, что собеседник не знает значения слова;
г). Если в родном языке есть не менее точное слово, выражающее смысл того, что Вы хотите сказать;
д). Если речь идет о специальном техническом термине.
14. При персональной бизнес-коммуникации:
а). Отправитель наблюдает реакции получателя непосредственно;
б). Реакции выражаются невербальными средствами (контакт глаз, выражение лица);
в). Реакции выражаются вербальными средствами;
г). Возможно использование шуток, образных сравнений;
д). Возможно несоблюдение этикетных норм.
15. При бизнес-коммуникации:
а). Отправитель наблюдает реакции получателя непосредственно;
б). Отправитель наблюдает реакции получателя опосредованно;
в). Отправитель может наблюдать реакции получателя как опосредованно, так и непосредственно;
г). Получаемая информация может носить качественный характер (цифры по объемам продаж).
д). Возможно несоблюдение этикетных норм.
16. Типы делового взаимодействия:
а). Кооперация; б). Промышленный шпионаж;
в). Активное взаимодействие; г). Активное воздействие.
17. Типы делового взаимодействия:
а). Конкуренция;
б). Промышленный шпионаж;
в). Активное взаимодействие;
г). Активное воздействие.
18. Основные элементы коммуникации:
а). Отправитель\кодировщик; б). Сообщение;
в). Агрессор – жертва; г). Аудитория.
19. Основные элементы коммуникации:
а). Канал; б). Получатель\кодировщик;
в). Восприятие; е). Агрессор – жертва.
20. Технические коммуникационные барьеры :
а). Возникают при отсутствии или неисправности технических средств связи хотя бы у одного из партнеров.
б). Могут быть связаны с удалением участников общения друг от друга, авторитарным стилем управления и отсутствием информированности сотрудников, заведомым искажением фактов.
в). Связаны с проблемами понимания значения и смысла информации.
г). Определяются проблемами психологического климата, системы ценностей, негативными установками друг против друга и предубеждениями.
21. Организационные коммуникационные барьеры :
а).Возникают при отсутствии или неисправности технических средств связи хотя бы у одного из партнеров.
б). Могут быть связаны с удалением участников общения друг от друга, авторитарным стилем управления и отсутствием информированности сотрудников, заведомым искажением фактов.
в). Связаны с проблемами понимания значения и смысла информации.
г). Определяются проблемами психологического климата, системы ценностей, негативными установками друг против друга и предубеждениями.
22. Смысловые коммуникационные барьеры :
а). Возникают при отсутствии или неисправности технических средств связи хотя бы у одного из партнеров.
б). Могут быть связаны с удалением участников общения друг от друга, авторитарным стилем управления и отсутствием информированности сотрудников, заведомым искажением фактов.
в). Связаны с проблемами понимания значения и смысла информации.
г). Определяются проблемами психологического климата, системы ценностей, негативными установками друг против друга и предубеждениями.
23. Личностно-психологические коммуникационные барьеры:
а). Возникают при отсутствии или неисправности технических средств связи хотя бы у одного из партнеров.
б). Могут быть связаны с удалением участников общения друг от друга, авторитарным стилем управления и отсутствием информированности сотрудников, заведомым искажением фактов.
в). Связаны с проблемами понимания значения и смысла информации.
г). Определяются проблемами психологического климата, системы ценностей, негативными установками друг против друга и предубеждениями.
24. Социокультурные коммуникационные барьеры :
а). Возникают между людьми разных социальных положений и культур
б). Могут быть связаны с удалением участников общения друг от друга, авторитарным стилем управления и отсутствием информированности сотрудников, заведомым искажением фактов.
в). Связаны с проблемами понимания значения и смысла информации.
г). Определяются проблемами психологического климата, системы ценностей, негативными установками друг против друга и предубеждениями.
25. Профессиональные коммуникационные барьеры :
а). Возникают между людьми разных социальных положений и культур
б). Могут быть связаны с удалением участников общения друг от друга, авторитарным стилем управления и отсутствием информированности сотрудников, заведомым искажением фактов.
в). Связаны с проблемами понимания значения и смысла информации.
г). Выражаются в том, что в каждой профессии есть свои области знаний и свой лексикон.
Тематика рефератов и докладов по дисциплине
Тематика рефератов
1. Современные научные концепции общения.
2. Общее понятие о деловом общении. Предмет и задачи курса.
3.Этические нормы общения (партнерские отношения, воздействие и взаимодействие, регламентированность, соблюдение принципов эффективного слушания, виды и условия эффективного слушания).
4.Этикет руководителя. Этика взаимоотношений в официальной обстановке.
5.Особенности делового человека и бизнесмена.
6. Основные подходы к теории и практике коммуникации; содержание понятий «вербальная» и «невербальная коммуникации». Основы коммуникативного процесса в деловом сообществе.
7. Учет вербальных и невербальных особенностей делового общения (их специфика и компоненты). Их соотношение с этикетными нормами.
8. Структура публичной речи.
9. Особенности вербальной коммуникации: основы устного общения. Культура деловой речи. Виды речи. Стратегии ведения речи. Использование законов риторики в деловом общении. Особенности убеждающей речи: содержание, риторические приемы.
10. Логическая и психологическая аргументация в деловом общении.
11. Особенности речевого делового этикета. Социально-этические нормы речевого этикета и их значение. Использование этикетных норм (их типы).
12. Психологические аспекты речевого делового общения.
13. Функции норм профессиональной речи: оценочная и экспрессивная.
14. Использование эвфемизмов и дисфемизмов в деловой речи; их функции.
15. Использование риторических стратегий в деловом общении.
16. Имиджевая функция речевого этикета.
17. Фольклорные правила речевого этикета. Принципы делового воздействия.
18. Психологические особенности делового общения. Основные психологические правила эффективного общения.
19. Классические правила ведения диалога: правила, требования, содержание.
20. Особенности невербальной коммуникации: специфика невербальной стороны делового общения. Позы, мимика, жесты делового человека.
21. Формирование имиджа и стиля делового человека.
22. Требования к внешнему виду делового мужчины и деловой женщины. Значение аксессуаров в деловом костюме. Атрибуты делового общения.
23. Внешний вид офиса; характеристики создания и поддержания имиджа фирмы.
24. Соответствие имиджа фирмы и корпоративной философии.
25. Специфика формирования корпоративной культуры; ее значение для эффективной работы организации.