Развитие предметных действий

Предметная деятельность — это действия с пред­метами согласно их назначению. Благодаря взрос­лому ребенок усваивает постоянное назначение предметов, которое не меняется в зависимости от ситуации. Это не означает, что ребенок будет ис­пользовать предметы только по назначению, но важ­но, что он это осознает.

Связь действия с предметом проходит три фа­зы развития: выполнение любых знакомых дейс­твий с предметом; употребление предмета только по прямому назначению; свободное использование предмета, но на другом уровне.

Предметная деятельность развивается постепенно — во-первых, с возрастом ребенка; это зависит от умственного и физического развития малыша. Во-вторых, на развитие предметной деятельности влия­ют так называемые социальные факторы, то есть условия жизни и воспитания ребенка.

Предметная деятельность является ведущей для развития ребенка раннего возраста. Ее развитие определяет и развитие всех сторон психики и де­ятельности ребенка.

Трудности и возможности в развитии предмет­ных действий в раннем возрасте27

• Волевой регуляции своего поведения у малы­шей еще нет: они не могут сознательно подчинить­ся требованиям взрослых и способны выполнить и освоить только то, что привлекло их внимание. Следовательно, нужно делать так, чтобы

_______________________________

27 Смирнова Е. О., Авдеева Н. Н., Галигузова Л. Н., Дробинская А. О., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. Рекомендации по обучению детей предметным действиям .

нужное и полезное для ребенка действие стало интерес­ным и привлекательным для него, чтобы он сам захотел его освоить.

• Скорость научения предметному действию и способы его освоения у всех детей различны. По­этому в раннем детстве крайне непродуктивными являются любые групповые формы обучения пред­метным действиям. В период между первым и вто­рым годами жизни дети осваивают образцы пред­метного действия только в индивидуальном, лично им адресованном и к их нуждам приспособлен­ном общении со взрослым.

• Без смысловых ориентиров (для чего это нуж­но) или нечетко заданных связей предметного дей­ствия с реальными потребностями ребенка разви­тие предметных действий легко сводится к совер­шенствованию моторного навыка, не приводящего к формированию собственно предметного действия в его психологическом смысле.

• Может случиться так, что в ходе подража­ния ребенок усвоит действие либо неправильно, ли­бо частично. Например, известны случаи, когда, не успев еще толком понять смысл действия, малыш вырывает предмет из рук старших и начинает ак­тивно действовать с ним сначала подобно тому, как это делал взрослый, а потом все более нети­пичным для данного предмета образом. Это связа­но с тем, что многие действия требуют не просто подобия тому, как это делает взрослый, а точности совершения действий, особого порядка их испол­нения, учета последовательности операций и т. д. По простому подражанию усвоить такие действия сложно, необходимы иные способы научения. Под­ражание не позволяет усвоить смысл действия, оно лишь задает внешнюю схему действия и в этом смысле является достаточно ограниченным по воз­можностям обучения. Чтобы подражание от чисто внешнего перешло к более или менее осмыслен­ному, его необходимо сочетать с пояснениями, тог­да ребенок будет совершать действия не прибли­зительно, а точно так, как ему показывают, строго определенным образом, с учетом цели, ради кото­рой совершается действие.

• В поведении детей до полутора лет сущест­вует одна специфическая черта — игнорирование образца взрослого. Взрослый может счесть образец непосильным, неинтересным и перестать представ­лять его ребенку, а малыш неожиданно воспроизве­дет этот образец много дней спустя в совершенно иной ситуации, безо всякой стимуляции со сторо­ны взрослого. Следует помнить о таком феномене, как отсроченная имитация, и, даже если малыш не «берет» образец действия сразу, не отказывайтесь от последующих попыток ввести это действие, ес­ли вы уверены, что нет активного противодействия вашему показу.

• Тесно сотрудничая в предметной сфере с ре­бенком раннего возраста, не забывайте оставлять ему небольшое жизненное пространство, где он мог бы сам поэкспериментировать с предметами, поду­мать, вообразить что-то свое и осуществить свой план. Это очень важно для малыша. Нельзя запол­нять собой все его жизненное пространство, нуж­но дать ему время и место для собственных проб и ошибок.

ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С КУКЛОЙ28

Эти игры способствуют формированию практичес­ких умений и навыков, прививают положительное отношение к умыванию, физкультуре, побуждают принимать посильное участие в труде.

СТРОИМ КУКЛЕ КОМНАТУ

Цель:вызвать у ребенка желание заботиться о кукле, выучить названия предметов мебели, расши­рить представления, связанные с устройством ком­наты для куклы.

Форма проведения: индивидуальная.

Материал:кукла, мебель (стол, стулья, кровать), чайная посуда.

Ход игры:На столе перед ребенком стоит ме­бель для куклы Кати: два стула, стол, шкаф для белья, кровать, диван, кресло. Взрослый называет предметы мебели, а ребенок повторяет.

«Наша Катя, — рассказывает взрослый, — купи­ла новую мебель. Она покажет нам свои покупки, а мы посоветуем ей, где что расставить в комна­те». Взрослый предлагает ребенку рассмотреть ме­бель, затем расставляет ее.

«Посмотреть» на Катину мебель приходит собач­ка. Ребенок рассказывает ей, какую мебель купила кукла. Взрослый побуждает ребенка использовать в речи слово «мебель».

Собачка пытается «запомнить» названия пред­метов мебели, но «путает» стул с креслом, диван с кроватью. Взрослый предлагает поиграть в игру «Чего не стало?», чтобы помочь собачке «запом­нить» новые слова.

Ребенок закрывает глаза, а взрослый прячет ка­кой-либо предмет мебели. Ребенок угадывает, како­го предмета мебели не стало.

Игра повторяется 3-4 раза.

Наши рекомендации