Развитие предметных действий
Предметная деятельность — это действия с предметами согласно их назначению. Благодаря взрослому ребенок усваивает постоянное назначение предметов, которое не меняется в зависимости от ситуации. Это не означает, что ребенок будет использовать предметы только по назначению, но важно, что он это осознает.
Связь действия с предметом проходит три фазы развития: выполнение любых знакомых действий с предметом; употребление предмета только по прямому назначению; свободное использование предмета, но на другом уровне.
Предметная деятельность развивается постепенно — во-первых, с возрастом ребенка; это зависит от умственного и физического развития малыша. Во-вторых, на развитие предметной деятельности влияют так называемые социальные факторы, то есть условия жизни и воспитания ребенка.
Предметная деятельность является ведущей для развития ребенка раннего возраста. Ее развитие определяет и развитие всех сторон психики и деятельности ребенка.
Трудности и возможности в развитии предметных действий в раннем возрасте27
• Волевой регуляции своего поведения у малышей еще нет: они не могут сознательно подчиниться требованиям взрослых и способны выполнить и освоить только то, что привлекло их внимание. Следовательно, нужно делать так, чтобы
_______________________________
27 Смирнова Е. О., Авдеева Н. Н., Галигузова Л. Н., Дробинская А. О., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. Рекомендации по обучению детей предметным действиям .
нужное и полезное для ребенка действие стало интересным и привлекательным для него, чтобы он сам захотел его освоить.
• Скорость научения предметному действию и способы его освоения у всех детей различны. Поэтому в раннем детстве крайне непродуктивными являются любые групповые формы обучения предметным действиям. В период между первым и вторым годами жизни дети осваивают образцы предметного действия только в индивидуальном, лично им адресованном и к их нуждам приспособленном общении со взрослым.
• Без смысловых ориентиров (для чего это нужно) или нечетко заданных связей предметного действия с реальными потребностями ребенка развитие предметных действий легко сводится к совершенствованию моторного навыка, не приводящего к формированию собственно предметного действия в его психологическом смысле.
• Может случиться так, что в ходе подражания ребенок усвоит действие либо неправильно, либо частично. Например, известны случаи, когда, не успев еще толком понять смысл действия, малыш вырывает предмет из рук старших и начинает активно действовать с ним сначала подобно тому, как это делал взрослый, а потом все более нетипичным для данного предмета образом. Это связано с тем, что многие действия требуют не просто подобия тому, как это делает взрослый, а точности совершения действий, особого порядка их исполнения, учета последовательности операций и т. д. По простому подражанию усвоить такие действия сложно, необходимы иные способы научения. Подражание не позволяет усвоить смысл действия, оно лишь задает внешнюю схему действия и в этом смысле является достаточно ограниченным по возможностям обучения. Чтобы подражание от чисто внешнего перешло к более или менее осмысленному, его необходимо сочетать с пояснениями, тогда ребенок будет совершать действия не приблизительно, а точно так, как ему показывают, строго определенным образом, с учетом цели, ради которой совершается действие.
• В поведении детей до полутора лет существует одна специфическая черта — игнорирование образца взрослого. Взрослый может счесть образец непосильным, неинтересным и перестать представлять его ребенку, а малыш неожиданно воспроизведет этот образец много дней спустя в совершенно иной ситуации, безо всякой стимуляции со стороны взрослого. Следует помнить о таком феномене, как отсроченная имитация, и, даже если малыш не «берет» образец действия сразу, не отказывайтесь от последующих попыток ввести это действие, если вы уверены, что нет активного противодействия вашему показу.
• Тесно сотрудничая в предметной сфере с ребенком раннего возраста, не забывайте оставлять ему небольшое жизненное пространство, где он мог бы сам поэкспериментировать с предметами, подумать, вообразить что-то свое и осуществить свой план. Это очень важно для малыша. Нельзя заполнять собой все его жизненное пространство, нужно дать ему время и место для собственных проб и ошибок.
ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С КУКЛОЙ28
Эти игры способствуют формированию практических умений и навыков, прививают положительное отношение к умыванию, физкультуре, побуждают принимать посильное участие в труде.
СТРОИМ КУКЛЕ КОМНАТУ
Цель:вызвать у ребенка желание заботиться о кукле, выучить названия предметов мебели, расширить представления, связанные с устройством комнаты для куклы.
Форма проведения: индивидуальная.
Материал:кукла, мебель (стол, стулья, кровать), чайная посуда.
Ход игры:На столе перед ребенком стоит мебель для куклы Кати: два стула, стол, шкаф для белья, кровать, диван, кресло. Взрослый называет предметы мебели, а ребенок повторяет.
«Наша Катя, — рассказывает взрослый, — купила новую мебель. Она покажет нам свои покупки, а мы посоветуем ей, где что расставить в комнате». Взрослый предлагает ребенку рассмотреть мебель, затем расставляет ее.
«Посмотреть» на Катину мебель приходит собачка. Ребенок рассказывает ей, какую мебель купила кукла. Взрослый побуждает ребенка использовать в речи слово «мебель».
Собачка пытается «запомнить» названия предметов мебели, но «путает» стул с креслом, диван с кроватью. Взрослый предлагает поиграть в игру «Чего не стало?», чтобы помочь собачке «запомнить» новые слова.
Ребенок закрывает глаза, а взрослый прячет какой-либо предмет мебели. Ребенок угадывает, какого предмета мебели не стало.
Игра повторяется 3-4 раза.