Развертывание темперамента в детском возрасте

Процесс развертывания темперамента осуществляется постепенно. Так как тип темперамента обусловлен общим типом высшей нервной деятельности и понимается как генотип, то, по мнению В. С. Мерлина, он проявляется не с момента рождения, а лишь тогда, когда созреют основ­ные свойства нервной системы. Лишь очень немногие свойства проявляются с первых дней жизни. Первые при­знаки темперамента у нормального здорового ребенка проявляются в том, сколько и как он кричит в течение суток, насколько интенсивны и быстры сосательные дви­жения, какова степень координированности первых спон­танных движений.

Постепенное развертывание темперамента заключает­ся в том, что различные свойства его возникают и про­являются в различном возрасте. Так, например, тревож­ность в виде повышенной возбудимости и интенсивности реакции страха проявляется уже в первые месяцы жизни, импульсивность как индивидуальная особенность — в на­чале второго года жизни, агрессивность — в два с полови­ной года. Следует также отметить, что далеко не все психические свойства определенного типа темперамента и обусловленные им индивидуальные психологические осо­бенности, присущие взрослому человеку, наблюдаются в детском возрасте. Тип темперамента, или симптомокомплекс свойств темперамента, возникает не весь сразу, а развивается в определенной последовательности. Эта последовательность обусловлена как общими закономер­ностями созревания высшей нервной деятельности и пси­хики ребенка в целом, так и специфическими законо­мерностями созревания каждого типа нервной системы. К специфическим возрастным особенностям нервной си­стемы на протяжении преддошкольного и дошкольного возраста относятся: слабость как возбудительного, так и тормозного процессов, их неуравновешенность, а также очень высокая чувствительность. Поэтому индивидуальные особенности темперамента, зависящие от слабости и не­уравновешенности нервных процессов, не выделяются из общего возрастного фона и вообще редко проявляются в этом возрасте. Сходство нервной системы ребенка со слабым типом является возрастной особенностью и ярче выражено у младших дошкольников, чем у стар­ших.

К возрастным особенностям относится и более быстрое по сравнению со взрослыми восстановление сил. Наблюде­ния за возрастными особенностями поведения показывают, что у дошкольников (особенно у младших) слабо выражено и такое свойство нервных процессов, как инертность. Его поведение ситуативно, он плохо переносит всякие стеснения, ограничения во времени, чрезвычайно быстро забывает обиды, огорчения, обещания; его привычки очень нестойки и быстро разрушаются. Многие исследователи указывают на то, что с возрастом изменяется характер подвижности нервных процессов. Подвижность основных нервных процессов у ребенка зависит от возрастной сла­бости и неуравновешенности возбуждения и торможения, а также от своеобразного соотношения сильной и быстрой иррадиации с очень слабой и медленной концентрацией этих процессов.

В. Э. Чудновский подчеркивает, что на протяжении дошкольного детства изменяется баланс, соотношение основных нервных процессов, а вместе с ним меняется и соотношение возрастных и типологических особенностей ребенка. Поскольку в старшем дошкольном возрасте про­исходит усиление уравновешенности, то старший дошколь­ник с уравновешенным типом нервной системы более уравновешен, чем младший, также отличающийся типо­логической уравновешенностью. Следует обратить внима­ние на то, что И. П. Павлов в классификации типов высшей нервной деятельности различал уравновешенные и не­уравновешенные подтипы в сильном типе нервной системы. А для ребенка характерно сочетание неуравновешенности со слабостью обоих нервных процессов. Этот типологи­ческий вариант в традиционной классификации не рас­сматривается.

Таким образом, выделенные возрастные закономерно­сти созревания свойств общего типа, который в дошколь­ном возрасте характеризуется относительной слабостью, недостаточной инертностью и неуравновешенностью про­цессов возбуждения и торможения, дают основания считать, что существует специфический возрастной тип нервной системы у детей.

Весьма важным является вопрос о соотношении на­следственного и приобретенного в происхождении темпе­рамента. В ряде исследований, направленных на изучение роли наследственности в формировании высшей нервной деятельности животных, получены многочисленные факты, прямо или косвенно указывающие на участие наследствен­ного фактора в происхождении Силы и инертности нервных процессов, а также их подвижности.

Для изучения роли наследственности в происхождении темперамента обычно используют близнецовый метод. Данные, полученные при сопоставлении различных свойств темперамента у однояйцевых и разнояйцевых бли­знецов, воспитывающихся в различных и одинаковых условиях, подтверждают участие наследственности в про­исхождении некоторых свойств темперамента (интроверсии — экстраверсии, нейротизма, эффективности). Имеются также факты, показывающие своеобразие ге­нетического механизма свойств темперамента. Установле­но, что основу наследственности темперамента составляет полигенный механизм. Носителем наследственности, ком­плекса свойств темперамента является сцепление взаимо­действующих генов. Наследственный фактор существует, таким образом, не для каждого отдельного свойства, а для комплекса свойств.

Между тем ученые не отрицают факта изменчивости свойств типа нервной системы. Школа И. П. Павлова всегда уделяла внимание роли различных внешних усло­вий в формировании и изменении свойств нервной системы. И. П. Павлов подчеркивал, что поведение человека обус­ловливается «не только прирожденными свойствами нерв­ной системы, но и теми влияниями, которые падали и по­стоянно падают на организм во время его индивидуального существования, т. е. зависят от постоянного воспитания и обучения в самом широком смысле этих слов. И это потому, что рядом с названными выше свойствами ( силой, уравновешенностью, подвижностью) нервной системы вы­ступает и важнейшее ее свойство — высочайшая пластич­ность»[171]. Известно также, что большое значение в плане изменения природных свойств нервной системы И. П. Пав­лов придавал целенаправленной систематической трени­ровке нервных процессов. Учитывая это, воспитатель может направлять деятельность детей, способствовать тренировке у каждого ребенка тех свойств нервной систе­мы, которые в этой тренировке особенно нуждаются. Так, даже возбудимый тип, отличающийся сильными возбуди­тельными процессами, при тренировке может развить способность к сильному торможению. В- некоторых ис­следованиях обнаружены факты изменения свойств темпе­рамента при резком ухудшении бытовых и материальных условий, после перенесенных тяжелых заболеваний, под влиянием трагических событий в семье, а также в резуль­тате воспитательной работы. Однако прижизненные изме­нения под влиянием внешних условий касаются лишь отдельных свойств, а не самого типа в целом.

Изменчивость темперамента в дошкольном возрасте разнообразна по своим формам и имеет специфические для данного возраста черты. В процессе изучения детей дошкольного возраста замечены следующие изменения темперамента: а) изменение отдельных свойств темпера­мента; б) усложнение структуры темперамента; в) измене­ние типа темперамента в целом (у детей раннего возраста).

Физиологической предпосылкой изменчивости темпера­мента у дошкольников является высокая пластичность нервной системы детей. Тип высшей нервной деятельности в этом возрасте продолжает формироваться, нервные про­цессы еще не укрепились, недостаточно выражена сила нервных процессов и, в особенности, активное корковое торможение. Это и определяет податливость типа нервной системы различным влияниям.

Психологической предпосылкой изменчивости темпе­рамента можно считать повышенную впечатлительность детей, их склонность к подражанию, слабую опосредованность темперамента сложившимися чертами личности, находящимися у детей дошкольного возраста в процессе становления.

Наши рекомендации