Фрустрационная aгрессия
В противоположность чисто теоретическому рассмотрению теорий влечения фрустрационная теория, представленная Доллардом и его соавторами в монографии [65], положила начало интенсивным экспериментальным исследованиям агрессии. Согласно этой теории, агрессия – это не автоматически возникающее в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т.е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же ненаступления целевого состояния, к которому он стремился. Фрустрационная теория утверждает, что, с одной стороны, агрессия всегда есть следствие фрустрации, а с другой – фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Не всякая агрессия возникает вследствие фрустрации (в частности, фрустрацией не связана ни одна из форм инструментальной агрессии). И не всякая фрустрация повышает уровень стремления к агрессии (этого не происходит, если, например, подвергшийся фрустрации человек воспринимает ее как непреднамеренную или как вполне оправданную). Гипотеза катарсиса, согласно которой агрессивное поведение снижает уровень побуждения к агрессии, также не при всех обстоятельствах соответствует действительности.
в отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора:
1. степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;
2. сила препятствия на пути достижения цели;
3. количество последовательных фрустраций.
То есть, чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем большее количество ответных реакций блокируется, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению. В дальнейшем Доллард и соавторы предположили, что влияние следующих одна за другой фрустраций может быть совокупным и это вызовет агрессивные реакции большей силы, чем каждая из них в отдельности. Из сказанного следует, что влияние фрустрирующих событий сохраняется в течение определенного времени, — это предположение является важным для некоторых аспектов теории
Смещённая агрессия
индивидуумы не всегда реагируют агрессией на фрустрацию, Доллард и соавторы обратились к факторам, замедляющим открытую демонстрацию агрессивного поведения. Они пришли к выводу, что подобное поведение не проявляется в тот же момент времени, прежде всего из-за угрозы наказания. Фрустрированный индивидуум, которого страх наказания удерживает от нападения на другое лицо, помешавшее ему достичь намеченной цели, может переадресовать свои атаки другим объектам. Хотя наиболее подходящим или желательным объектом для разрядки агрессии у фрустрированного индивидуума будет именно тот человек, который блокировал его целенаправленное поведение, объектами агрессии могут также служить и другие люди.
Миллер объяснил подобное появлением смещенной агрессии — то есть тех случаев, когда индивидуумы проявляют агрессию не по отношению к своим фрустраторам, а по отношению к совершенно другим людям. Автор предположил, что в подобных случаях выбор агрессором жертвы в значительной степени обусловлен тремя факторами:
1. силой побуждения к агрессии,
2. силой факторов, тормозящих данное поведение и
3. стимульным сходством каждой потенциальной жертвы с фрустрировавшим фактором. Многие авторы рассматривают агрессию как реакцию враждебности на созданную другим фрустрацию, независимо от того, насколько эта фрустрация имеет враждебные намерения.
Тема 4. Мышление, сознание и интеллект животных
Доказательства наличия интеллекта у животных
Еще очень чье-то интересное наблюдение было записано английским ученым Д.Роменс ом– современник Ч.Дарвина - что крысы якобы додумались совершенно особым способом воровать яйца. По его словам, одна крыса обнимает яйцо лапами и переворачивается на спину, а вторая тащит ее за хвост.
Наконец, самая уникальная черта, например, шимпвнзе – способность выражать свои мысли с помощью символов – слов.
Итак, зачатки разума у животных присутствуют, если оно:
– успешно разрешает новые для него, неожиданно возникающие задачи, решению которых оно не могло научиться заранее;
– действует не наугад, не методом проб и ошибок, а по заранее составленному плану, пусть самому примитивному;
– способно к обобщению получаемой им информации, а также к использованию символов.
Три критерия интеллектуального поведения животного:
1. Когда движения органов сменяются движениями орудий и становятся опосредованными.
2. Употребление орудий, предполагающее понимание объективных свойств вещей.
3. Структурный(целостный, оформленный характер всей операции. Операция шимпанзе не возникает из отдельных элементов, как при дрессировке крыс;интеллектуальная операция возникает сразу как целое, которое определяет свойства и функциональные значения своих составных частей.
Мышление у животных
Особый интерес к проблемам мышления животных наблюдался на заре становления сравнительной психологии. Основная литература по этой теме принадлежит классикам, наиболее известным из которых является Вольфганг Кёлер. В то время эксперименты проводились преимущественно на приматах. Кёлер, например, использовал шимпанзе. Сейчас уже достоверно установлено, что мышление свойственно не только приматам. В последнее время были получены данные о способности новокаледонских ворон к установлению причинно-следственных связей.[27] Самка африканского серого попугая показала способность к выводу путём исключения