Глава IX Субъект преступления

Специальный субъект

Ловной ответственности. Уголовный закон иногда ограничивает крут лиц, которые могут нести уголовную ответственность путем указания на определенные, специфические черты субъекта.

Признаки специального субъекта по своему содержанию очень разнообразны. В УК 1996 г. содержится около 40 процентов соста­вов со специальным субъектом. Признаки специального субъекта могут относиться к различным характеристикам личности преступ­ника: к занимаемому положению по службе или работе, должности, профессии, к отрицательной характеристике, связанной с совер­шением преступления, к военной обязанности, семейному положе­нию и т.д. Например, субъектом преступления, предусмотренного ст. 264, может быть не любое физическое лицо, достигшее 16-летне­го возраста, а только обладающее определенными в законе особен­ностями — оно должно быть лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством. В данном случае особенности субъекта связаны с характером его деяния в сфере движения и эксплуатации транспортных средств (водитель, лицо, управляющее транспортным средством); субъек­том преступления, предусмотренного ст. 143 УК, — лицо, на кото­ром лежали обязанности по соблюдению правил охраны труда. Ста­тья 305 УК, устанавливающая ответственность за вынесение заве­домо неправосудного приговора, решения или иного судебного акта, называет в качестве специального субъекта судью (или судей). Общие признаки субъекта не указываются в диспозиции норм Особенной части УК, они вынесены законодателем в качестве общих принципиальных положений в Общую часть. Общая же часть не дает определения понятия специального субъекта. Призна­ки, характеризующие специальный субъект, указываются в диспо­зициях уголовно-правовых норм Особенной части УК. Иногда нормы со специальным субъектом выделяются в отдельные главы, создавая целые системы норм, где и определяются признаки специ­альных субъектов в норме Особенной части УК. В Особенной части УК содержатся две такие главы: гл. 30 — преступления против госу­дарственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления и гл. 33 — преступления против военной службы. В примечаниях к ст. 285 УК описываются призна­ки специального субъекта для должностных преступлений, особен­ность которых заключается в том, что они могут совершаться только с использованием обязанностей по службе и благодаря служебному положению лица, являющегося субъектом преступления. Лица, не занимающие определенного служебного положения, просто физи-

чески не смогли бы выполнить деяния, предусмотренные в гл. 30 УК. Субъектами воинских преступлений являются лица, на которых распространяется Положение о прохождении воинской службы: военнослужащие, проходящие военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, дру­гих войсках и воинских формированиях Российской Федерации, военнообязанные, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов, а также военные строители военно-стро­ительных отрядов или частей (ст. 331 УК). Только эти лица могут отвечать за преступления против установленного порядка несения воинской службы по нормам гл. 33 УК.

Иногда признаки специального субъекта не указываются в кон­кретной норме Особенной части УК, но их можно уяснить путем систематического, логического и грамматического толкования нормы. Например, ст. 124 устанавливает ответственность за не­оказание помощи больному. Закон не называет прямо субъекта преступления, но указывает на его существенный признак: обя­занность этого лица оказывать помощь больному по закону или по специальному правилу. В соответствии со специальными пра­вилами, установленными компетентными органами здравоохра­нения РФ, все медицинские и фармацевтические работники (врачи, акушеры, фельдшеры, медицинские сестры, провизоры и другие работники) обязаны оказывать первую неотложную по­мощь гражданам в дороге, на улице, в иных общественных местах и на дому.

В некоторых нормах при определении субъекта законодатель употребляет характеристики, свойственные только работникам оп­ределенных государственных систем. Глава 31 Особенной части УК содержит ряд норм, в которых определяется ответственность за преступления против правосудия, совершаемые должностными ли­цами органов правосудия: дознавателем, следователем, прокуро­ром, судьей, работником милиции (ст. 299—305).

По общему правилу субъектами преступлений по уголовному праву РФ могут быть как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства (ст. 11 и 12 УК). Однако в Особенной части УК содержатся две нормы, в которых установлена ответственность лиц, характеризующихся признака-] ми специального субъекта, исходя из государственно-правовог положения. Статья 275 УК — государственная измена — называет в качестве субъекта преступления только гражданина Российской-Федерации; ст. 276 УК — шпионаж — указывает, что шпионаж в пользу иностранного государства, иностранной разведки, ино-

Наши рекомендации