Тема. Стрессы. Стрессоустойчивость
Содержание занятия:
1. Понятие и природа стрессов.
2. Причины и источники стресса.
3. Профилактика стрессов в производственных ситуациях.
4. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения.
Цель занятия:познание теоретических основ природы стрессы
Практические навыки:приобретение базовых навыков в профилактики стрессов
Продолжительность занятия:2 час.
Вопросы для обсуждения
1. Дайте определение понятию «стресс».
2. Какова физиологическая и биохимическая природа стрессов?
3. Покажите отличие стресса от дистресса.
4. Надо ли убегать от стрессов?
5. Каковы основные причины профессиональных стрессов?
6. Всегда ли вредны отрицательные эмоции?
7. Что такое «поисковая активность», и какова ее роль в динамике стрессов?
8. Каким образом самооценка личности влияет на ее стрессоустойчивость?
Практическое занятие 12.
Вид практического занятия:устный опрос по пройденному на лекциях материалу, а также по материалу, изученному студентами самостоятельно, решение тестовых вопросов, доклады, рефераты и презентации работ.
Тема. Предупреждение конфликтов персонала.
Содержание занятия:
1. Трудности профилактики конфликтов и способы их предупреждения.
2. Нормы деловой этики и юмор как средство предупреждения конфликтов.
Цель занятия:познание методтк разрешения конфликтов
Практические навыки:приобретение базовых навыков в пердупреждении конфликтов
Продолжительность занятия:2 час.
Вопросы для обсуждения
1. Каковы предпосылки успешной профилактики конфликта?
2. Охарактеризуйте основные трудности предупреждения конфликта и условия вмешательства в его развития.
3. Охарактеризуйте нормы деловой этики и их значение для предупреждения конфликтов.
4. Какова роль юмора в профилактике и разрешении конфликтов.
5. Дайте характеристику основных типов конфликтных личностей.
Практическое занятие 13.
Вид практического занятия:устный опрос по пройденному на лекциях материалу, а также по материалу, изученному студентами самостоятельно, решение тестовых вопросов, доклады, рефераты и презентации работ.
Тема. Переговоры как способ разрешения конфликтов.
Содержание занятия:
1. Общая характеристика переговоров.
2. Стратегии ведения переговоров.
3. Динамика переговоров.
4. Тактические приемы.
5. Посредничество в переговорном процессе.
Цель занятия:познание теоретических основ ведения переговоров
Практические навыки:приобретение базовых навыков в введении переговоров
Продолжительность занятия:3 час.
Вопросы для обсуждения
1.Что такое переговоры и в чем состоят преимущества этого способа разрешения конфликтов в сравнении с другими?
2.Дайте характеристику функций переговоров. Какая из них является главной и почему?
3.Проанализируйте соотношение стратегий ведения переговоров с ориентацией участников на различные модели завершения конфликта и соответствующие стили поведения.
4.В чем состоит сущность позиционного торга и переговоров на основе интересов, и каковы их отличительные особенности? Каковы недостатки и преимущества этих двух стратегий ведения переговоров?
5.В чем заключается подготовка конфликтующих сторон к переговорам?
6.Какие этапы можно выделить в процессе ведения переговоров?
7.Какие функции переговоров реализуются на этапе уточнения интересов и позиций?
8.Рассмотрите основные действия оппонентов, способствующие разработке возможно большего числа вариантов решения проблемы.
9.Каково влияние различных типов решений на дальнейшие взаимоотношения участников переговоров?
10.Что является показателем успешности переговоров?
11.К каким позитивным результатам, кроме достижения соглашения, могут привести переговоры?
12.В чем состоит основное отличие тактических приемов, используемых при позиционном торге, от приемов, ориентированных на партнерский подход?
13.Дайте характеристику основных аспектов влияния посредника на переговорный процесс.
Ролевые игры
Умение слушать
Цели и возможности применения. Упражнение помогает увидеть, умеют ли участники слушать друг друга, понять, что помогает, а что мешает этому процессу.
Время. 15 минут.
Размер группы. 6-20 человек.
Процедура
• Участники делятся на пары.
• В каждой паре участники должны за 5 минут рассказать другому о себе на заданную тренером тему (откуда родом, про свою семью, о своем хобби, о последнем просмотренном фильме, о последней прочитанной книге и т. д.).
• (Об этом задании не говорится заранее.) Преподаватель объединяет пары в четверки и просит каждого участника рассказать о том, что он узнал о партнере, другой паре. При этом партнер молчит и никак не исправляет того, что о нем говорят.
• Проводится обсуждение: всё ли рассказали или были потери информации?
Варианты. Можно представить группе техники активного слушания и обратить их внимание на то, как улучшается процесс слушания, если использовать эти техники.
Игра - Расскажите историю
Цели и возможности применения. Упражнение показывает, насколько участники способны эффективно передавать друг другу инициативу, что важно в тренинге эффективных коммуникаций или командообразования.
Время. 10-15 минут.
Размер группы. 6-20 человек.
Процедура
Преподаватель или группа пишут на доске:
1. Название любого предмета, который можно увидеть в ресторане.
2.Название любого предмета, который можно подарить на день рождения маме.
3.Любой вид спорта.
4.Любую еду.
5.Имя любой знаменитости.
6.Любое преступление.
7.Любую профессию.
Преподаватель объясняет, что сейчас группе нужно будет придумать историю. При этом первый участник должен будет начать со слов «Однажды я обнаружил совершенно необычную вещь...» Следующий в группе продолжает историю. Каждый должен говорить по одному предложению и включать в рассказ действующих лиц и предметы, написанные на доске.
Вывод. Для эффективного общения в группе необходимо уметь передавать инициативу и давать каждому высказаться. После этого упражнения можно обсудить, насколько эффективно происходит передача инициативы в данной команде.
Игра - Такси
Цели и возможности применения. Упражнение тренирует коммуникативные навыки, умение убеждать, а также может использоваться для того, чтобы встряхнуть пассивную или уставшую группу.
Время. 10 минут.
Размер группы. 6-20 человек.
Процедура
Участники разбиваются на пары и получают следующую инструкцию: «Вы выходите поздно вечером из кинотеатра и вам абсолютно необходимо как можно быстрее уехать. Вы видите, как в нескольких метрах от вас останавливается такси и водитель приоткрывает дверцу, чтобы пригласить пассажира. Вы подходите к такси одновременно с другим человеком (это ваш партнер по игре). Ему тоже срочно нужно ехать, но в другую сторону. Вам нужно решить, кто из вас поедет на этом такси. У вас есть 5 минут, чтобы убедить партнера, что вам такси нужнее».
Вопросы для обсуждения
1.Кто победил в вашей паре?
2.Как победителю удалось убедить партнера, что такси нужнее именно ему?
3.Можно ли обобщить этот опыт? Какие методы убеждения были использованы?
Игра - Знаменитости
Цели и возможности применения. Упражнение тренирует коммуникативные навыки, умение задавать вопросы, невербальную коммуникацию, умение разрешать проблемы.
Время. 5-10 минут.
Размер группы. Любой.
Процедура
Участники распределяются по парам. Каждому на спину прикрепляется листок бумаги с именем знаменитости (певца, политика и т. д.) После этого группа получает следующую инструкцию: «У вас на спине прикреплен листок бумаги с именем знаменитости. Вам нужно, не снимая и не читая, что у вас там написано, угадать, о ком идет речь. Вы не можете сами посмотреть написанное имя, но это может сделать ваш партнер. Ваша задача — узнать у него это имя, задавая ему вопросы, на которые можно ответить "да" или "нет", например "Это женщина?", "Это политик?" и т. д. Нельзя задавать никаких других вопросов, кроме вопросов, на которые можно ответить "да" и "нет"».
Обсуждение. Не требуется.
Варианты
1.В тренинге невербальной коммуникации или артистизма можно попросить группу угадывать без слов, партнер может только показывать жестами что-то, что связано с угадываемой фигурой.
2.В начале тренинга на этапе знакомства можно поставить условие — участники могут задать одному партнеру не больше трех вопросов (в этом случае группа не разбивается на пары). Дальше они должны найти следующего партнера. Те, кто уже угадал «свое имя», помогают остальным.
3.Вместо знаменитостей можно использовать типажи, связанные с темой тренинга. Например, командные роли или «агрессивный продавец», «нерешительный клиент» и т. д.
Игра - Выйди из скорлупы
Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам потренироваться в навыках убеждения. Также упражнение помогает «встряхнуть» участников, создает в группе позитивную и веселую атмосферу.
Время. 5-10 минут.
Размер группы. 10-20 человек.
Процедура
1. На полу мелом либо бумажной клейкой лентой очерчивается круг диаметром около 1 м. Преподаватель просит одного добровольца встать в этот круг.
2. После этого дается задание группе: нужно убедить водящего выйти из круга. Нельзя использовать физическую силу для того, чтобы, к примеру, вытолкнуть его из круга, можно что-то предлагать взамен, торговаться, объяснять, почему он должен выйти, давать обещания и т. д.
3. После того как водящий вышел из круга, проводится разбор техник и приемов влияния, которые были использованы.
Варианты. Можно снять упражнение на видеокамеру, после чего просмотреть отснятый материал с обсуждением того, как группа убеждала стоящего в кругу выйти из него, какие приемы убеждения были использованы.
Игра - Передать одним словом
Цели и возможности применения. Упражнение помогает подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации. Оно особенно полезно в тренинге телефонного общения, также может применяться в любых коммуникативных тренингах.
Необходимые материалы. Карточки размером с визитную карточку с напечатанными на них названиями эмоций.
Размер группы. 5-20 человек.
Время. 5-10 минут.
Процедура
a) Преподаватель раздает группе карточки, на которых написаны названия эмоций, и просит не показывать их другим участникам.
b) Далее преподаватель просит произнести «Ага», «Алло» или «Здравствуйте!» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке участника.
c) Вся группа отгадывает, какую эмоцию пытался изобразить участник.
Вопросы для обсуждения
c) Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?
c) В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении ваш собеседник?
c) Было ли так, что, позвонив в организацию, вы по интонации первых слов понимали, что вам здесь не рады?
c) Насколько безупречно ваше собственное телефонное общение?
Вариант. Можно предложить рассказать короткий стишок типа «уронили мишку на пол».