Графические способности

114. «Рисующие пальчики». Ребенку предлагаются чистые листы
бумаги разной формы и размера, гуашевые краски и полная свобода
творчества. Такое произвольное рисование и свободное манипулиро­
вание каждым пальцем обеих рук дают ценную информацию о лате­
ральных и цветовых предпочтениях ребенка. Для правшей характерно
начинать работу с правой руки, при этом отдается предпочтение ост­
роугольным формам (квадраты, ромбы, треугольники и т.п.). Когда
же они рисуют левой рукой, то выбирают круги и овалы, а также не­
правильные округлые формы с волнистыми краями. Правша запол­
няет лист слева — направо и сверху — вниз. Левши отличаются боль­
шой вариативностью этих показателей; достоверно частым для них
является заполнение листа справа — налево.

Выполнение упражнений в предлагаемой ниже последовательно­сти поможет наиболее мягко, в игровой, занимательной форме под­готовить ребенка к освоению пространства листа и навыка письма.

115.Сначала ребенок выбирает любой палец и любой цвет (на
одном листе бумаги ребенок рисует только одним пальцем, исполь­
зуя один цвет) и заполняет предложенный формат прямыми верти-

180 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

кальными, горизонтальными и наклонными линиями (сначала одной рукой, потом — другой). Затем он рисует незамкнутые волнистые ли­нии, а после этого — прямые и волнистые «дорожки» из точек.

Далее ребенку предлагается для каждого пальца выбрать свой цвет, а также размер и форму листа бумаги. Рисовать надо по очереди каждым пальцем сначала одной рукой (ребенок рисует разными паль­цами одной руки на отдельных листах), затем другой. Возможны ва­рианты рисования одновременно или по очереди обеими руками на одном листе.

116. «Путь муравьишки». При выполнении этого и последующих
упражнений хорошо использовать не только гуашь, но и акварель,
цветные карандаши, фломастеры, пастель, мелки и др.

Ребенок рисует «путь муравьишки» сначала одной (любой) ру­кой, а затем — другой. При этом линия-путь должна иметь как можно больше разнообразных изгибов без создания замкнутых контуров и петель. «Путь муравьишки» начинается от муравейника и там же за­канчивается, таким образом создается замкнутая линия.

117. «Загадочный контур». Психолог рисует на доске или листе
бумаги волнистую замкнутую линию и предлагает детям, подключив
воображение, рассказать, на кого (на какое животное, птицу, фанта­
стическое существо и т.д.) она похожа. Таким образом развивается
образное воображение и стимулируется способность каждого ребенка
увидеть что-то свое в данном контуре, без навязывания ему собствен­
ных стереотипов восприятия.

Затем, подражая психологу или вместе с ним, ребенок постепен­но учится самостоятельно и свободно проводить волнистые замкнутые линии. После чего ему предлагается, глядя на свои рисунки, предста­вить, на что похож нарисованный контур. Фантазируя, ребенок может дополнить контур необходимыми деталями (например, ушками, гла­зами, крыльями, элементами одежды, предметами и др.).

Заполнение внутреннего пространства контура возможно не только путем простого раскрашивания, но и посредством необыч­ного заполнения, например, незамкнутыми и замкнутыми линия­ми, точками, кляксами, сочетаниями геометрических фигур, орна­ментов и т.д.

118. «Необычные животные». Придумывание и рисование «не­
обычных животных» не только активно вовлекает ребенка в графи­
ческую деятельность, но и развивает его творческие способности.

Ребенку предлагается нарисовать замкнутой линией изображение какого-либо животного, например, «фантастической лисы», «крыла­того зайца», добавляя при этом нетипичные для него части тела, до-

Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 181

рисовывая одежду, а также какие-либо предметы и т.д. Особое вни­мание необходимо уделить заполнению внутреннего пространства контура.

119. «Каляки-маляки». Сначала психолог заполняет весь лист не­
прерывной линией со множеством изгибов и петель. Затем ребенку
предлагается увидеть в этом рисунке какое-либо животное, запутав­
шееся в нитках. Его надо найти и спасти. Когда ребенок увидит это
животное, он должен обвести только те линии в «каляках-маляках»,
которые составляют контур и детали увиденной им фигуры.

После этого ему предлагается самостоятельно нарисовать «каля-ки-маляки» и найти в них спрятавшееся животное. Более сложной за­дачей является поиск ребенком в своей «каляке-маляке» заданного образа, например «котенка, играющего с клубком ниток».

120.«Коврики». Перед ребенком кладутся лист бумаги и набор
цветных карандашей. Дается инструкция: «Представь, что лист — это
коврик. Тебе нужно его разрисовать». После выполнения задания пра­
вой рукой ребенку предлагается новый лист и дается то же задание
для левой руки. Затем ребенок начинает рисовать одной рукой, а до­
рисовывает — другой; далее — обеими руками вместе. Понятно, что в
следующий раз это может быть «скатерть», «платок», «лето» и т.д.

121.Дается образец (последовательность элементов), который ре­
бенок должен воспроизвести и раскрасить. Это несложный орнамент
из одного, двух и более повторяющихся элементов, например, из
круга, треугольника, квадрата; более сложный вариант — желтый
круг, синий треугольник и зеленый квадрат. Затем ребенок сам при­
думывает последовательность фигур и воспроизводит ее.

122.На рисунках 18—20 представлены образцы, которые должен
продолжить ребенок. Обязательным является выполнение каждого из
них сначала правой, потом левой рукой, а затем двумя руками одно­
временно в одном и противоположных направлениях.

Усложнение задания заключается не только в нарастании степе­ни сложности программы, но и в постепенном переходе от механи­ческого воспроизведения заданного образца к его самостоятельному анализу с выделением элементов (подпрограмм), а в дальнейшем — к созданию и «разворачиванию» собственных серийных программ.

123. «Свободные рисунки двумя руками одновременно». На первом
этапе предложите ребенку порисовать сначала одной, затем другой
рукой, а потом — двумя руками одновременно. Вначале он рисует то,
что хочет. Затем предложите ему нарисовать прямые линии — верти­
кальные, горизонтальные, наклонные, а затем разнообразные полу-

182 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

овалы, круги, овалы, восьмерки и орнаменты в разных положениях; одно симметричное изображение, одинаковые и разные фигурки на левой и правой половинах листа (вначале — ближе к центру, затем — к краям листа); законченный сюжетный рисунок.

Графические способности - student2.ru

Puc. 18

124. «Раскрути спираль, закрути спираль». Ребенку предлагается «раскрутить» предложенные вами рисунки лево- и правосторонней спирали, а затем — «закрутить» их, обязательно отмечая направление движения стрелкой. Задания выполняются сначала каждой рукой от­дельно, а потом двумя руками одновременно в одном и противопо-

Раздел 2. Формирование операционального обеспечения



Графические способности - student2.ru

Графические способности - student2.ru

Рис. 19


Графические способности - student2.ru

184 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

Графические способности - student2.ru

Рис. 20



Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 185



Графические способности - student2.ru


Рис. 21

Рис. 21

ложных направлениях. Необходимо выполнять его, начиная из центра спирали, а затем — от внешней точки.

125.«Соедини полуовалы». Сначала ребенок обводит по контуру,
а потом продолжает рисовать полуовалы так, как изображено на ри­
сунке 21. Затем, не отрывая руки, он соединяет их, образуя «волну» и
овалы.

126.«Дорисуй...» Надо закончить рисунок, на котором «художник
не успел дорисовать и раскрасить, например, ромашки».

127.«Продолжи орнамент». Каждое задание выполняется сначала
одной, потом другой рукой. Ребенку предлагается продолжить рисо­
вание последовательности сначала простых фигур: прямых вертикаль­
ных, горизонтальных, наклонных палочек; затем кругов, квадратов,
овалов; наконец — орнаменты, которые ему предложат.

128.«Рисунки двумя руками по заданному образцу». Ребенку пред­
лагается двумя руками одновременно сначала обвести контур фигур,
изображенных с правой и левой стороны листа (рис. 22 а, б, в, г), а
затем закрасить эти фигуры.

Ребенок рисует каждой рукой и обеими руками (в одну и разные стороны) разнообразные узоры в направлении от центра к краям ли­ста, от краев к центру листа, попеременно — от центра к краям лис­та, от краев к центру и т.д. Затем ему надо скопировать одно изобра­жение двумя руками одновременно и раскрасить образец и свои ри­сунки.

129. «Разноцветные бусы». Надо раскрасить бусы определенным,
заданным образом, например: две бусины красные, одна желтая,
одна зеленая, снова две красные и т.д.

186 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация


Графические способности - student2.ru


Графические способности - student2.ru

Рис.22

Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 187

Варианты раскрашивания бус могут быть любые (начиная с двух элементов и заканчивая сложными комбинациями), важным являет­ся строгое соблюдение ребенком заданной последовательности.

Более сложный вариант — штриховка бусинок (вертикальными, горизонтальными, наклонными прямыми и волнистыми линиями; в клеточку и т.п.). Сначала можно заштриховать бусинки одним цветом, а потом — цветными карандашами. Например, одна бусинка в «крас­ную клеточку», вторая — в «синюю полосочку» и т.д.

130.«Сотри букву». Попросите ребенка мелом написать на доске
букву (это касается в первую очередь наиболее трудно усваиваемых
букв) и тут же пальцем стереть по контуру несколько раз подряд.

131.«Письмо в воздухе». Прописывание ребенком в воздухе от­
дельных букв, цифр при их изучении, а также словарных слов или
элементов слияния букв при освоении слитного письма является не
только занимательным для детей, но и очень полезным занятием. Оно
осуществляется сначала последовательно каждой рукой, затем двумя
руками одновременно и снова каждой рукой. При этом глаза ребенка
неотрывно следят за траекторией движения ладони(-ей). Размер бук­
вы меняется от маленького (двигается только запястье) до среднего
(двигается вся рука) и большого (в движение вовлекается все тело) и
обратно: от большого до маленького.

Наши рекомендации