Представить как допуск к экзамену)
Зав. кафедрой психологии
Кучерявенко В.И.
Протокол № 1 от 15 cентября 2015г.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
«Введение в психологию»
для студентов-бакалавров заочного отделения,
направление «Психолого-педагогическое образование»
профиль «Психология образования»
(2 курс, 3 семестр,з/о)
Тематика лекционных занятий
№ п/п | Темы лекций | Кол-во часов |
1. | Психология как наука и практика | |
2. | Методология и методы исследования психологии | |
3. | Возникновение и развитие психики в процессе биологической эволюции | |
4. | Общее понятие психических процессов | |
5. | Общее понятие личности в психологии | |
ИТОГО | 8 ч. |
Тематика практических (семинарских) занятий
№ п/п | Темы практических занятий | Кол-во часов |
1. | Предмет психологии, научная и житейская психология | |
2. | Возникновение и развитие сознания | |
3. | Психические процессы и состояния | |
4. | Психические свойства личности | |
ИТОГО | 8 ч. |
Задания для самостоятельной работы
(необходимо выполнить в письменном (напечатанном) виде
И в папке в виде файлов
представить как допуск к экзамену)
Раздел дисциплины | № п/п | Тема и вид СРС | Трудоемкость (в часах) |
Раздел 1 | Вид СРС 1. Конспектирование статей из первоисточников 1) Основные задачи и разделы психологии Источник: Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред.Б.А. Сосновского. — М.: Высшее образование, 2008. — 660 с. (с. 28-33) 2) Лурия А.Р. Некоторые общие вопросы психологии как науки Источник: Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ред-сост. Е.Е. Соколова. – М.: Российское психологическое общество, 1999. – 545с. (с. 23-35) | ||
Вид СРС 2. Работа с материалом из учебно-методического пособия Аннотирование книги В. Яровицкого «100 великих психологов» (Эл. ресурс http://fb2.booksgid.com/content/1C/v-yarovickiy-100-velikih-psihologov/1.html) Конспектирование Организация конкретного психологического исследования Источник: Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. — Москва: Издательский центр «Академия», 1996. - 496 с. (с.88-112). | |||
Вид СРС 3.Работа с психологическим словарем по темам « Основные направления в развитии психологии как науки», «Развитие психики в филогенезе» | |||
Вид СРС 4. Решение тестовых заданий (см. ниже) | |||
Раздел 2 | Вид СРС 1. Подготовка ответов на контрольные вопросы (см. ниже) | ||
Вид СРС 2. Составление плана и тезисов ответов по теме «Возникновение и развитие сознания» | |||
Вид СРС 3. Конспектирование текстов из первоисточников 1) Организация нервной системы Источник: Введение в психологию/ Рита Л. Аткинсон, Ричард С. Аткинсон, Эдвард Е. Смит, Дэрил Дж. Бем, Сьюзен Нолен-Хоэксема. Учебник для студентов университетов. - 2003. - 672 с ( с.55-72) 2) Сознание человека. Источник:Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.1. – М.: Владос, 1999 (с.132-144) 3) Леонтьев А.Н. Развитие психики в животном мире Источник: Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ред-сост. Е.Е. Соколова. – М.: Российское психологическое общество, 1999. – 545с. (с. 330-350) | |||
Вид СРС 4. Подготовка тематических карточек с контрольными вопросами для взаимопроверки на практическом занятии по теме «Мозг и психика» | |||
Раздел 3 | Вид СРС 1. Написание эссе по теме « Память и ее роль в жизни человека» | ||
Вид СРС 2. Работа со справочниками и словарями по темам раздела «Психические процессы и состояния». Составление глоссария. | |||
Вид СРС 3. Работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet 1) Конспектирование Эмоции. Источник: Введение в психологию/ Рита Л. Аткинсон, Ричард С. Аткинсон, Эдвард Е. Смит, Дэрил Дж. Бем, Сьюзен Нолен-Хоэксема. Учебник для студентов университетов. - 2003. - 672 с ( с. 392 -405) (ссылка в Интернете: http://www.alleng.ru/d/psy/psy009.htm) | |||
Вид СРС 4. Составление реферата (1 на выбор) – тематика – см. ниже | |||
Вид СРС 5. Просмотр и аннотация видеофильма по теме занятия «Психические состояния» (Неконтролируемый стресс) https://www.youtube.com/watch?v=dHKp6lJN9Xo | |||
Вид СРС 6. Составление кроссвордов для систематизации учебного материала по темам «Ощущения», «Восприятие» «Память», «Мышление», «Воображение», «Внимание», «Речь» | |||
Раздел 4. | Вид СРС 1.Конспектирование первоисточников Петухов В.В. Определение личности Леонтьев А.Н.Структура и развитие личности Источник: Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ред-сост. Е.Е. Соколова. – М.: Российское психологическое общество, 1999. – 545с. (с. 477-479) | ||
Вид СРС 2. Составление вопросов для взаимопроверки по темам «Направленность личности», «Темперамент и характер» | |||
Вид СРС 3. Подготовка глоссария по темам «Мотивация личности», «Способности», «Характер» | |||
Вид СРС 4. Подготовка тематических презентаций в программе Рowerpoint по выбранной теме практических занятий (2 на выбор из перечня вопросов к экзамену) |
Тематика рефератов
1. Предмет и объект психологии
2.Эволюция психики в процессе филогенеза
3.Отрасли психологии
4.Наука и другие способы познания (обыденное, художественное, религиозное и пр.)
5.Естественная и гуманитарная парадигмы в науке
6. Психология как наука о непосредственном опыте. Психология сознания (В.Вундт)
7. Психология как наука о поведении
8. Неосознаваемые процессы как предмет психологии. Психоанализ З.Фрейда
9. Гештальтпсихология как учение о целостности психических явлений
10. Гуманистическая психология как направление психологии
11. Культурно-историческая теория развития ВПФ
12.Психологическая теория деятельности
13. Физиологические основы психики человека
14.Психические свойства личности
Тестовые задания
Задание 1.Выберите наиболее полные и правильные суждения и прокомментируйте Ваш выбор:
- Психология – наука, изучающая основные закономерности поведения человека и животных, как отражающие объективную реальность;
- Психология – наука, занимающаяся изучением переживаний и психических состояний. которые устанавливаются посредством интроспекции;
- Психология - наука изучающая закономерности развития и функционирования психики, как определенной реальности;
- Психология – отрасль естественного знания, занимающаяся исследованием развития и функционирования нервной системы;
Задание 2.Дайте определение предмета научного исследования.Выберите наиболее полные и правильные суждения и прокомментируйте Ваш выбор:
- Предмет психологии – исследование закономерностей функционирования психики как определенной реальности;
- Предмет психологии – исследование поведения человека, реализующее и отражающее закономерности определенной реальности;
- Предмет психологии – изучение переживаний и психических состояний, которые устанавливаются посредством интроспекции;
- Предмет психологии – изучение и описание различных эмоциональных состояний человека, как отражающих закономерности объективной реальности;
Задание 3. .Дайте определение объекта научного исследования.Выберите правильное суждение и прокомментируйте Ваш выбор:
- Объект психологического исследования – человек;
- Объект психологического исследования – человек и животные;
- Объект психологического исследования – животные;
Задание 4.С точки зрения психологии человека от животного отличает наличие следующей особенности:
- Психики;
- Речи;
- Сознания;
- Индивидуальности;
Задание 5. Самое существенное свойство психики это:
- Эмоции;
- Индивидуальность;
- Отражение;
- Чувства;
Задание 6.Прокомментируйте следующие суждения:
- На данном этапе развития психология не является наукой, т.к. эта область знания сегодня мало формализована, не имеет фундаментальных законов и имеет очень условную прогностическую функцию;
- Психология должна заниматься тем, что можно реально наблюдать – т.е. поведением.
- При изучении психических явлений следует обращать внимание только на то, что самоанализу – т.е. только на осознаваемое;
- При изучении психических явлений всегда следует обращать внимание на материальные причины, их вызвавшие;
Задание 7.Выберите правильный вариант ответа:
- Бихевиоризм: а) опирался на схему «S-R»; б) превратил психологию в психологию без психики; в) ввел понятие научения; г) заложил идеи программированного обучения; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
- психоанализ: а) опирался на практику лечения неврозов; б) сделал предметом рассмотрения бессознательные явления; в) ввел в психологию метод свободных ассоциаций; г) утверждал, что психическая жизнь человека подчинена дихотомии принципов удовольствия и реальности; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
- Гештальтпсихология: а) сделала предметом психологии образы восприятия; б) определила гештальт как форму, структуру, целостную конфигурацию; в)ввела в психологию идею инсайта; г) определила гештальты как элементы сознания; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
- Гуманистическая психология: а) ориентирована на расцвет всех потенциальных возможностей человека; б) сделала целью воспитания личностный рост; в) отводит главную роль индивидуальному опыту; г) опирается на учение богословов; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
- Психология деятельности: а) сделала предметом исследования поведенческий акт; б) ввела понятие установки в) сделала предметом рассмотрения деятельность как вид появления психической активности; г) занимается проблемами адаптации и социализации; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
Задание 8.Заполните пропуски в утверждениях:
- Древних мыслителей, рассматривавших вопросы души, условно можно разделить на два направления: одухотворявших мироздание - …………… и оживлявших - ……………..
- Во времена античности предметом психологического рассмотрения считали ……….
- Сознание стало предметом психологического рассмотрения в эпоху ……….
- Сегодня наиболее крупные течения психологии рассматривают в качестве ее предмета психику и …………
- В 1879 г. в Лейпциге Вильгельм Вундт открыл первую психологическую лабораторию, которая занималась исследованием простейших структур осознаваемого внутреннего опыта, таким образом было основано направление психологии, получившее название ……….
- В 1881 г. Уильям Джеймс в США начал исследовать различные функциональные состояния психики, которые позволили бы выработать различные формы поведения. Так было основано направление психологии, получившее название ………..
- Джон Уотсон утверждал, что психология должна рассматривать те явления, которые доступны наблюдению, и предложил отказаться от психики в качестве предмета психологического исследования. Это направление получило название ………..
- Зигмунд Фрейд утверждал, что предметом психологического исследования должно стать выявление неосознаваемых мотивов поведения человека. Таким образом было создано направление, получившее название ……….
- Курт Левин настаивал на неделимости психических явлений, утверждая, что предметом психологического рассмотрения должна стать психическая жизнь человека в комплексе – это направление получило название………….
- Абрахам Маслоу утверждал, что задачей развития личности является реализация творческого потенциала, к которой стремится, по его мнению, каждый человек, но достигают этого состояния, названного им самоактуализацией немногие, так как для этого необходимы определенные условия, это направление психологии было названо …………
- Выготский утверждал, что предметом психологического рассмотрения должна стать деятельность, так как, по его мнению, психику можно наблюдать только в процессе деятельности, эти явления взаимозависимы и невозможны друг без друга. Он принадлежал к направлению психологии, названному ……………..
Задание 9.Выберите правильный вариант ответа:
- Недостатком метода интервьюирования является: а) структурированность; б) гало-эффект; в) неструктурированность; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
- К ситуативному тестированию относятся: а) анкетирование; б) опросники типа «карандаш-бумага»; проективные тесты; в) имитация реальных условий жизни; г) наблюдение; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
- Надежность личностных опросников это: а) близкие показатели для одного и того же человека; б) измерение тестом именно заявленного параметра; в) обоснование нужного числа опытов для достижения правильного результата; г) определение необходимого числа опытов; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
- Валидность личностных опросников это: а) близкие показатели для одного и того же человека; б) измерение тестом именно заявленного параметра; в) обоснование нужного числа опытов для достижения правильного результата; г) определение необходимого числа опытов; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
Задание10.Заполните пропуски в утверждениях:
- …. – это рецепторная область нейрона.
- Нервные импульсы распространяются по …. к ….
- Место взаимодействия двух нейронов это - ….
- Соматическая и автономная ветви являются частью …… нервной системы.
- Простейшая реакция организма на внешний раздражитель это - …..
- Парасимпатическая ветвь нервной системы наиболее активна …….
- Активность нейронов регулируют …..
- …… - это волокна. соединяющие полушария головного мозга
- Три основных отдела головного мозга это - ……. или …. и …… и …….
Вопросы для контроля самостоятельной работы обучающегося по отдельным разделам дисциплины
№ п/п | Раздел | Вопросы для контроля |
1. | Общие основы методологии психологии | Дайте определение психологии как науки. |
В чем состоят различия между научной и житейской психологией? | ||
Что является предметом психологии? Дайте классификацию психических явлений. | ||
Какие методы психологических исследований вы знаете? | ||
Что вы знаете об идеалистическом и материалистическом направлениях в философии и соответствующих взглядах на природу психического? | ||
Расскажите о становлении и развитии психологии в России. | ||
Расскажите о взаимосвязи психологии и других современных наук | ||
Что относится к фундаментальным отраслям современной психологии? | ||
2. | Эволюционное введение в психологию | Какие вы знаете основные этапы развития психики? |
Расскажите о поведении как форме приспособления к условиям внешней среды | ||
Объясните суть понятия «сознание». | ||
Какие вы знаете основные функции психики? | ||
Что вы знаете о происхождении сознания? | ||
Назовите основные характеристики узловой, сетевидной и хордовой нервных систем. | ||
Назовите отличительные характеристики интеллектуального поведения животных. | ||
Что вы знаете о концепции Леонтьева-Фабри? | ||
Дайте определение условных рефлексов как физиологической основы поведения животных. | ||
3. | Психические процессы и состояния | Какие психические процессы вы знаете? |
В чем основное отличие психических состояний и психических процессов? | ||
В чем заключается взаимосвязь ощущения и восприятия? | ||
Как связаны речь и мышление? | ||
Какие виды внимания вы знаете? | ||
Какие теории памяти вы знаете? | ||
В чем сущность воли? | ||
4. | Основы психологии личности | Дайте характеристику первичным и вторичным свойствам человека как индивида |
Объясните, почему понятие «личность» относится только к человеку и не может относиться к представителям животного мира. | ||
Объясните суть понятия «индивидуальность». | ||
Раскройте основные характеристики мотивационной сферы человека | ||
Охарактеризуйте механизмы развития мотивов по А. Н. Леонтьеву. |