Задачи современной психологии

· изучение качественных (структурных) особенностей психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и практическое значение;

· анализ становления и развития психических явлений и процессов в связи с детерминированностью (обусловленностью) психики объективными условиями жизни и деятельности людей;

· исследование физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития;

· содействие планомерному внедрению научных знаний психологии в практическую и профессиональную деятельность.

ЛЕКЦИЯ 2.

ТЕМА: «Предмет психологии её место в системе наук».

Методы исследования в психологии.

Методы исследования –приемы и средства, с помощью которых добываются факты, из которых складывается научная теория.

В конце 80-х годов XIX векав психологии стали создавать и применять специальные технические приборы и устройства, позволяющие ставить научный эксперимент и контролировать его условия. Сначала это были простые механические устройства, затем электроприборы, в настоящее время используются аудио- и видео- техника, а так же применяются и общие традиционные методы:

Наблюдение – метод для сбора первичных данных.

Виды:

· внешнее (наблюдение со стороны);

· внутреннее (самонаблюдение, метод интроспекции);

· свободное (не имеет определённой программы, может менять объект);

· стандартизированное (строго по продуманной программе);

· включенное (исследователь сам выступает качестве участника процесса, за которым ведётся наблюдение);

· стороннее (не предполагает участие исследователя).

Опрос– метод, при котором испытуемый отвечает на ряд вопросов.

Виды:

· устный (когда ведётся наблюдение за отвечаемым; более эффективный, но требует времени);

· письменный (позволяет охватить большее количество людей, наиболее распространённый - анкета);

· свободный (может быть как устный, так и письменный, перечень вопросов неограничен, позволяет менять тактику исследования);

· стандартизированный (вопросы и возможные ответы предусмотрены заранее, более экономичен во времени).

Тесты– специализированные методы исследования, применяя которые можно получить точную количественную и качественную характеристику изучаемого явления.

Виды:

· тест-опросник (заранее отобранные и проверенные вопросы);

· тест-задание (оценка человека на основе того, что он говорит, делает; может сознательно повлиять на результат);

· проективный тест (цветовой, рисуночный; создаются неопределённая ситуация; тест слабо осознаётся испытуемым).

Эксперимент – создаётся искусственная ситуация в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего и его можно точнее оценить.

Виды:

· естественный (создаётся ситуация, соответствующая жизненному поведению);

· лабораторный (не всегда соответствует жизненному поведению и психологии людей);

· констатирующий (выявляет наличие факта изучаемого процесса или свойства);

· развивающий (помимо выявления свойства или процесса способствует развитию).

Кроме этого в психологии применяются различные приемы обработки данных, их логического и математического анализа.

Деятельность. Активность. Мотивация деятельности.

Категория деятельности является одной из фундаментальных категорий в научной психологии.

Активность– общее понятие, характеризующее взаимодействие человека с окружающим миром.

Деятельность– активность человека, направленная на достижение сознательно поставленной цели.

Структура деятельности: включает в себя внешний и внутренний планы:

· внешний: мотив, цель, средства осуществления цели;

· внутренний:действия, операции.

Мотив– побуждение к чему либо.

Цель - осознанный образ желаемого результата, т.е. результата, который хочется достигнуть (конечный результат).

Действия – процесс,направленный на реализацию цели.(двигательные, мыслительные, чувственные).

Операции – способы выполнения действий.

При любом изменении мотива меняется вся структура деятельности. Цель может быть разной, но мотив один и тот же. При изменении мотива может измениться цель.

Источником активности человека являются его потребности– состояния в форме нужды в определённых условиях человеческого бытия.

Потребности

       
  Задачи современной психологии - student2.ru   Задачи современной психологии - student2.ru
 

Задачи современной психологии - student2.ru биологические социальные

Задачи современной психологии - student2.ru Задачи современной психологии - student2.ru

Задачи современной психологии - student2.ru духовные материальные

 
  Задачи современной психологии - student2.ru

Наши рекомендации