Задачи современной психологии
· изучение качественных (структурных) особенностей психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и практическое значение;
· анализ становления и развития психических явлений и процессов в связи с детерминированностью (обусловленностью) психики объективными условиями жизни и деятельности людей;
· исследование физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития;
· содействие планомерному внедрению научных знаний психологии в практическую и профессиональную деятельность.
ЛЕКЦИЯ 2.
ТЕМА: «Предмет психологии её место в системе наук».
Методы исследования в психологии.
Методы исследования –приемы и средства, с помощью которых добываются факты, из которых складывается научная теория.
В конце 80-х годов XIX векав психологии стали создавать и применять специальные технические приборы и устройства, позволяющие ставить научный эксперимент и контролировать его условия. Сначала это были простые механические устройства, затем электроприборы, в настоящее время используются аудио- и видео- техника, а так же применяются и общие традиционные методы:
Наблюдение – метод для сбора первичных данных.
Виды:
· внешнее (наблюдение со стороны);
· внутреннее (самонаблюдение, метод интроспекции);
· свободное (не имеет определённой программы, может менять объект);
· стандартизированное (строго по продуманной программе);
· включенное (исследователь сам выступает качестве участника процесса, за которым ведётся наблюдение);
· стороннее (не предполагает участие исследователя).
Опрос– метод, при котором испытуемый отвечает на ряд вопросов.
Виды:
· устный (когда ведётся наблюдение за отвечаемым; более эффективный, но требует времени);
· письменный (позволяет охватить большее количество людей, наиболее распространённый - анкета);
· свободный (может быть как устный, так и письменный, перечень вопросов неограничен, позволяет менять тактику исследования);
· стандартизированный (вопросы и возможные ответы предусмотрены заранее, более экономичен во времени).
Тесты– специализированные методы исследования, применяя которые можно получить точную количественную и качественную характеристику изучаемого явления.
Виды:
· тест-опросник (заранее отобранные и проверенные вопросы);
· тест-задание (оценка человека на основе того, что он говорит, делает; может сознательно повлиять на результат);
· проективный тест (цветовой, рисуночный; создаются неопределённая ситуация; тест слабо осознаётся испытуемым).
Эксперимент – создаётся искусственная ситуация в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего и его можно точнее оценить.
Виды:
· естественный (создаётся ситуация, соответствующая жизненному поведению);
· лабораторный (не всегда соответствует жизненному поведению и психологии людей);
· констатирующий (выявляет наличие факта изучаемого процесса или свойства);
· развивающий (помимо выявления свойства или процесса способствует развитию).
Кроме этого в психологии применяются различные приемы обработки данных, их логического и математического анализа.
Деятельность. Активность. Мотивация деятельности.
Категория деятельности является одной из фундаментальных категорий в научной психологии.
Активность– общее понятие, характеризующее взаимодействие человека с окружающим миром.
Деятельность– активность человека, направленная на достижение сознательно поставленной цели.
Структура деятельности: включает в себя внешний и внутренний планы:
· внешний: мотив, цель, средства осуществления цели;
· внутренний:действия, операции.
Мотив– побуждение к чему либо.
Цель - осознанный образ желаемого результата, т.е. результата, который хочется достигнуть (конечный результат).
Действия – процесс,направленный на реализацию цели.(двигательные, мыслительные, чувственные).
Операции – способы выполнения действий.
При любом изменении мотива меняется вся структура деятельности. Цель может быть разной, но мотив один и тот же. При изменении мотива может измениться цель.
Источником активности человека являются его потребности– состояния в форме нужды в определённых условиях человеческого бытия.
Потребности
биологические социальные
духовные материальные