Задание № 1. Изучение стрессовладающего поведения (Копинг-тест Р. Лазаруса)
Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить, как часто данные варианты поведения проявляются у него.
Оказавшись в трудной ситуации, я…. | никогда | редко | иногда | часто | |
1. | ... сосредотачивался на том, что мне нужно было делать дальше - на следующем шаге | ||||
2. | ... начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное - делать хоть что-нибудь | ||||
3. | ... пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение | ||||
4. | ... говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации | ||||
5. | ... критиковал и укорял себя | ||||
6. | ... пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть | ||||
7. | ... надеялся на чудо | ||||
8. | ... смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет | ||||
9. | ... вел себя, как будто ничего не произошло | ||||
10. | ... старался не показывать своих чувств | ||||
11. | ... пытался увидеть в ситуации что-то положительное | ||||
12. | ... спал больше обычного | ||||
13. | ... срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы | ||||
14. | ... искал сочувствия и понимания у кого-нибудь | ||||
15. | ... во мне возникла потребность выразить себя творчески | ||||
16. | ... пытался забыть все это | ||||
17. | ... обращался за помощью к специалистам | ||||
18. | ... менялся или рос как личность в положительную сторону | ||||
19. | ... извинялся или старался все загладить | ||||
20. | … составлял план действии | ||||
21. | ... старался дать какой-то выход своим чувствам | ||||
22. | ... понимал, что сам вызвал эту проблему | ||||
23. | ... набирался опыта в этой ситуации | ||||
24. | ... говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации | ||||
25. | ... пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами | ||||
26. | ... рисковал напропалую | ||||
27. | ... старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву | ||||
28. | ... находил новую веру во что-то | ||||
29. | ... вновь открывал для себя что-то важное | ||||
30. | ... что-то менял так, что все улаживалось | ||||
31. | ... в целом избегал общения с людьми | ||||
32. | ... не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться | ||||
33. | ... спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал | ||||
34. | ... старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела | ||||
35. | ... отказывался воспринимать это слишком серьезно | ||||
36. | ... говорил о том, что я чувствую | ||||
37. | ... стоял на своем и боролся за то, чего хотел | ||||
38. | ... вымещал это на других людях | ||||
39. | ... пользовался прошлым опытом - мне приходилось уже попадать в такие ситуации | ||||
40. | ... знал, что надо делать и удваивал свои усилия, чтобы все наладить | ||||
41. | … отказывался верить, что это действительно произошло | ||||
42. | ... я давал обещание, что а следующий раз все будет по-другому | ||||
43. | ... находил пару других способов решения проблемы | ||||
44. | ... старался, что мои эмоции не слишком мешали мне в других делах | ||||
45. | ... что-то менял в себе | ||||
46. | ... хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось | ||||
47. | ... представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться | ||||
48. | ... молился | ||||
49. | .. прокручивал в уме, что мне сказать или сделать | ||||
50. | ... думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь и старался подражать ему |
Обработка результатов
1. подсчитываем баллы, суммируя по каждой субшкале:
- никогда – 0 баллов;
- редко – 1 балл;
- иногда – 2 балла;
- часто - 3 балла
2. вычисляем по формуле: X = сумма балов / max балл*100
Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы, например, в шкале «конфронтативный копинг» вопросы - 2,3,13,21,26,37 и т.д. Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов, испытуемый набрал 8 баллов:
- это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.
Ключ
- Конфронтационный копинг - пункты: 2,3,13,21,26,37.
- Дистанцирование - пункты: 8,9,11,16,32,35.
- Самоконтроль - пункты: 6,10,27,34,44,49,50.
- Поиск социальной поддержки - пункты: 4,14,17,24,33,36.
- Принятие ответственности - пункты: 5,19,22,42.
- Бегство-избегание - пункты: 7,12,25,31,38,41,46,47.
- Планирование решения проблемы - пункты: 1,20,30,39,40,43.
- Положительная переоценка - пункты: 15,18,23,28,29,45,48.
Описание субшкал
- Конфронтационный копинг. Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску.
- Дистанцирование. Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.
- Самоконтроль. Усилия по регулированию своих чувств и действий. Пункты:
- Поиск социальной поддержки. Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки.
- Принятие ответственности. Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.
- Бегство-избегание. Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы.
- Планирование решения проблемы. Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.
- Положительная переоценка. Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение.