Житейская и научная психология

Как известно, многие люди считают себя «неплохими психологами»: они ведь общаются, решают какие–то вопросы, «понимают» друг друга и т. п. «Житейская психология» имеет полное право на существование и даже настоящие психологи (психологи–профессионалы) в немалой степени опираются на опыт житейской психологии, включая и свой собственный житейский опыт. Но специалисты все–таки различают психологию научную и психологию житейскую.

Ю. Б. Гиппенрейтер выделяет следующие такие различия:

1. Житейские знания конкретны, связаны с конкретными жизненными ситуациями, а научная психология стремится к обобщенному знанию, основанному на выявлении общих закономерностей жизни и поведения людей.

2. Житейские знания больше носят интуитивный характер, а в психологической науке стремятся к рациональному объяснению психических явлений, то есть к лучшему их пониманию и даже прогнозированию.

3. Житейские знания передаются в очень ограниченных вариантах (из уст в уста, через письма и т. п.), а научные знания передаются через специальную систему фиксации накопленного опыта (через книги, лекции, аккумулируются в научных школах и т. п.).

4. В житейской психологии получение знаний осуществляется через наблюдения, рассуждения или через непосредственное переживание человеком тех или иных событий. В научной психологии новые знания получаются также в специальных исследованиях и экспериментах, а также в особых формах научного мышления и воображения (то, что называют «воображаемым экспериментом»).

5. Научная психология располагает обширным, разнообразным и уникальным фактическим материалом, недоступном ни одному носителю житейской психологии. Особая характеристика научного знания — его системность и упорядоченность, что позволяет каждому психологу–профессионалу ориентироваться во всем многообразии этого знания.

Но при этом, как отмечает Ю. Б. Гиппенрейтер, нельзя говорить, что научная психология непременно «лучше» житейской, так как на самом деле они взаимодополняют друг друга (Гиппенрейтер, 1988. — С. 10–15).

Каждый человек – наивный учёный, связывающий наблюдаемое поведение с ненаблюдаемыми причинами. Соответствующее предположение. Например – Почему человек ведёт себя агрессивно? Личностная характеристика, намерение, ответ на внешнее воздействие. Теории каузальной атрибуции.

Когнитивная психология изучает «картину мира» личности. Картина мира – система представлений человека об окружающей действительности, итог его жизненного опыта. «Карта - не территория». Каждый человек понимает другого в масштабе собственной личности, используя информацию из своей «картины мира».

Психология и парапсихология. Парапсихоло́гия (др.-греч. παρα- — возле, около) — дисциплина, направленная на исследование существования и причин сверхъестественных психических способностей людей, животных и растений, феноменов жизни после смерти и тому подобных явлений, используя научную методологию.

Лабораторные и полевые исследования проводились конфиденциально и финансировались некоторыми университетами во всем мире. Результаты таких исследований обычно распространялись в узких парапсихологических кругах, небольшая часть которых публиковалась в крупных научных журналах. В прошлом подавляющее количество парапсихологических экспериментов включало попытки психического воздействия на генератор случайных чисел с целью доказывания существования психокинеза; сенсорную депривацию и метод Ганцфелда для исследования феноменов экстрасенсорного восприятия, проводимых согласно контракту с правительством США, для того, чтобы рассмотреть перспективы и возможности практического использования дальновидения.

К парапсихологии также относятся исследования, связанные с другими областями психологии: трансперсональную психологию, изучающую трансцендентальные или духовные аспекты человеческого разума, а также аномальную психологию, исследующую не поддающиеся объяснению верования и субъективные аномальные события в традиционных психологических условиях.

Большинство учёных считают парапсихологию псевдонаукой, поскольку за более чем столетие исследований в рамках этой дисциплины не представлено ни одного приемлемого доказательства существования заявляемых психических способностей.

Резюме.

1. Психология– наука о закономерностях развития и функционирования психики.

2. Психика – субъективный мир человека, понимается различно в зависимости от мировоззрения, идеалистическое (психика, душа – нематериальное, независимое от тела животворящее и познающее начало) и материалистическое понимание (Психика – системное свойство высокоорганизованной материи – мозга, заключающееся в отражении мира, построении картины мира и саморегуляции поведения на этой основе).

3. Выделяют различные уровни психики: Сознание – непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, представленных во внутреннем опыте субъекта. Бессознательное – совокупность психических процессов, в которых субъект не отдаёт себе отчёта, но которые проявляются в его поведении. Предсознательное – часть бессознательного, которая может стать сознательной. Надсознательное – часть бессознательного, которая во взаимодействии с сознательным проявляется как интуиция при решении творческих задач. «У творческого человека сознательное и бессознательное связаны «шлюзами» которые приоткрыты.».

4. Картина мира – система представлений человека об окружающей действительности, итог его жизненного опыта. «Карта - не территория». К.Роджерс.

5. Личность – прижизненно формирующаяся, индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем – черт личности, которыми определяются своебразные для данного индивида познание и поведение.(Оллпорт).

6. Датой рождения научной психологии считают 19 век, в 1879 году В. Вундтом (1832-1920) была создана первая лаборатория экспериментальной психологии.

7. У. Джеймс(1842-1910) – философ и психолог, рассматривал психику как орудие адаптации к среде. Личность как единство материальной, социальной, духовной сущностей.

8. В 20 веке формируются основные теоретические направления психологии, которые связаны с мировоззрением их основоположников, а также концентрацией внимания на определённых аспектах психики: эмоциональной сферы (психоанализ), когнитивной сферы (когнитивная психология), поведения субъекта (бихевиоризм), целостности отражения (гештальтпсихология), личностного роста (гуманистическая психология).

МОЙ ОПЫТ КОНГРУЭНТЕН МНЕ?

Одной из основных проблем в психологии является отношение практического и

теоретического знания, или, по словам Гиппенрейтер, - научной и житейской

психологии. Или соотношение опыта и знания об этом опыте. Теория Зоны ближайшего

развития Выготского, например, основывается на различении житейских и обыденных

понятий. Обыденные понятия мы не можем объяснить, мы их используем для

объяснения. Научные - те, которые применяются для исследования самого обыденного

опыта, которые формируют, структурируют и направляют житейское сознание.

Насколько же реально согласованы между собой эти две области знания о мире?

Психологи-практики, к сожалению, сталкиваются с тем, что реальные

психотерапевтические процессы далеко не всегда поддаются описанию и, тем более,

научному исследованию. Речь идет не о влиянии психотерапевта на клиента, - такие

механизмы, как "перенос" и "контрперенос" подвластны анализу. Речь идет о том

особом жизненном пространстве индивида, о его непосредственных переживаниях,

которые закономерно редуцируются, "улетучиваются", когда происходит их научное

понимание. Область непосредственной включенности в свою жизнь, в свой жизненный

"поток сознания" неизбежно, в силу научной невербализуемости, остается вне

внимания.

Известная фраза Толстого, о типичности счастливых семей и нетипичности

(индивидуальности) несчастливых в современной психологии порождает ироническое

отношение. Уже давно известны различные варианты типов и моделей психических

отклонений от нормы (например, в различных формах психоанализа). Но до сих пор

не хватает средств описания психической нормы в ее индивидуальном многообразии.

Именно поэтому в последнее время возрастает интерес к экзистенциальной

психологии. Направление это не новое. Экзистенциализм как философское учение

возник и оформился в начале двадцатого века. Основоположником, а точнее,

предшественником принято считать С. Кьеркегора, жившего столетием раньше. В его

философских трудах не встречается понятия "экзистенциализм", но в них впервые

оформляется круг экзистенциальной проблематики.

Основной тезис экзистенциализма - "экзистенция (существование) предшествует

эссенции (сущности)". Характерные для экзистенциализма - тотальный приоритет

существования над сущностью, полный индетерминизм, свобода как отказ от

сформированных качеств и открытость настоящему - критикует С.Л.Рубинштейн в

работе "Человек и мир". Но не случайно основатель субъектно-деятельностного

подхода, и направления, которое можно обозначить сейчас как "психология

человеческого бытия" обращается к экзистенциализму. Несмотря на очевидные

расхождения в методологических основаниях, у этих направлений есть много общего.

Так, например, и тут и там отмечается ценность переживания как основной

составляющей психического; и в той, и в другой теории преодолевается

противопоставление субъекта и объекта; и в той и в другой рассматривается

становление человека в процессе взаимодействия с миром.

Методологической основой экзистенциальной психологии является феноменология. А

это значит, что факт объясняется н

Литература

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. С. 7-19.

2. Годфруа Ж. Что такое психология.' М., 1992. Т. 1. С. 83-84,101-110, 137-176, 200-204, 219-233; Т.2.С. 124-205.

3. Голдстейн М., Голдстейн И. Ф. Как мы познаем. М.: Знание,1984. С. 7, 33-35, 122-143.

4. Олаорт Г. Психология личности / Тексты. Под ред. Гиппенрейтер Ю. 5., Пузырея А. А.). М., 1982. С. 206-215.

5. Петухов В. В., Столин В. В. Психология. Методические указания. М., 1989. С. 5-23.

6. Селье Г. От мечты к открытию. М.: Прогресс, 1987. С. 25-26, 1-72.

7. Феофраст, Психология личности,/ Тексты. Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Пузырей А. А. М., 1982. С. 228-230.

8. Граф С. За пределами мозга. М.: Моск. Трансперс. Центр, 1993.

9. Джемс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Андреев и сыновья, 1992.

10. Жизнь земная и последующая. М., 1991. 415 с.

11. Конечный Р., Боухпл М. Психология в медицине. Прага, 1983 С. 214-223.

12. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975.

13. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983. С. 147 -164.

14. Малкей .М. Наука и социология знания. М.: Прогресс, 1983. Практическая психология на видеокассетах,/ Вопр. Психологии, 1991. N 5.

15. Основы психологического консультирования. Учебный видео фильм. Совм. сов.- амер. предпр. "ЭКОПСИ". М., 1990.

Наши рекомендации