Особенности личности младшего школьника

Мотивационная сфера, как считает А.Н.Леонть­ев, - ядро личности. Среди разнообразных социальных мотивов учения главное место занимает мотив получе­ния высоких отметок. (по Е.Е.Сапоговой): Внешние мотивы(узколичные) - учиться за хорошие отметки, за материальное вознаграждение, похвалу, т.е. главное не получе­ние знаний, какая-то награда.

Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель и родители, его ставят в пример другим детям. Также высокие отметки обеспечивают особый статус в коллективе. Высокие отметки для маленького ученика - источник других поощрений, залог его эмо­ционального благополучия, предмет гордости.

Внутренние мотивы:

1) Познавательные мотивы - те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными харак­теристиками самой учебной деятельности:

- стремление получать знания;

- стремление овладеть способами самостоя­тельного приобретения знаний;

2). Социальные мотивы - мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не свя­занные с учебной деятельностью (меняются социальные установки в обществе - меняются социальные мотивы учения): стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа; стрем­ление овладеть способами взаимодействия с окружаю­щими людьми, одноклассниками.

Мотивация достиже­ния в начальных классах нередко становится домини­рующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выра­жена мотивация достижения успеха - желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный ре­зультат. Мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать "двойки" и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть те­левизор и т.д.). Мотивация избегания неудач сопровождается тревожностью, страхом в оценочных ситуациях и придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Почти четверть неуспевающих третьеклассников отрицательно относятся к учению из-за того, что у них преобладает этот мотив. К этому времени у неуспевающих детей возникает и особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области знаний – в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится источником тяжелых переживаний ребенка.

Итак, практически все дети приходят в школу с желанием хорошо учиться. В процессе обучения у них формируются различные учебные мотивы, у каждого складывается особая мотивационная система. К концу младшего школьного возраста у части детей отношение к учению изменяется, отрицательное отношение складывается у хронически неуспевающих учеников. Низкая успеваемость по основным предметам или цепь учебных неудач могут вызвать у некоторых из них крайне тяжелые переживания и даже невротические реакции.

Приведем в качестве примера воспоминания о школьных годах Марка Шагала (Марк Заха́рович Шага́л (российский и французский художник и поэт еврейского происхождения, один из самых известных представителей художественного авангарда XX века. 1887 года рождения, прожил 97 лет):

«Ужас сковывал меня при взгляде на множество голов над партами.

Содрогаясь болезненной дрожью, я успевал, пока шел к доске, почернеть как сажа или покраснеть как рак.

И все. Иногда я вдобавок еще и улыбался. Полный ступор.

И сколько бы мне ни подсказывали с первых парт – безнадежно.

Я действительно знал урок. Но заикался.

Мне казалось, я лежу без сил, а надо мной стоит и лает рыжая из страшной сказки собака. Рот у меня забит землей, землей облеплены зубы.

Зачем мне все эти уроки?

Отстаньте от меня!

«Ну что, Шагал – говорит учитель, - ты будешь сегодня отвечать?»

Я открываю рот: та та та

Мне казалось, что меня сейчас сбросят с 4 этажа

Но в конце концов меня просто отправляли на место.

Рука учителя выводила в журнале аккуратную двойку».

Самосознание. Проблема школьной неуспеваемости, оценки результатов учебной работы детей – центральная в мл. школьном возрасте. От оценки зависит развитие учеб­ной мотивации, именно на этой почве в отдельных слу­чаях возникают тяжелые переживания и школьная деза­даптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, «двоечниками» и «троечниками», хоро­шими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и опреде­ляет социальный статус ребенка. От самооценки зависит уверенность ученика в своих силах, его отношение к допущенным ошибкам, трудностям учебной деятельности. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспе­вающих и крайне слабых учеников систематические не­удачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях. Такие дети не уверены в себе, боятся учителя, ждут неуспеха, на уроках предпочитают слушать других, а не включаться в обсуждение. Младшие школьники с адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учении, большей самостоятельностью.

К сожалению, родители и учителя часто сравнивают детей с разными возможностями. Ставя в пример ребёнку, который неважно учится, другого, более одарённого или трудолюбивого, они пытаются повысить успеваемость первого, но вместо ожидаемого результата это приводит к снижению его самооценки. Гораздо эффективнее действует сравнение ребёнка с самим собой: если ему сообщить о том, насколько он продвинулся по сравнению с прежним уровнем, это может оказать благоприятное влияние на его самооценку и стать предпосылкой повышения уровня учебной деятельности.

Полноценное развитие личности предполагает фор­мирование чувства компетентности, которое Э.Эриксон считает центральным новообразованием данного возраста. Учебная деятельность - основная для младше­го школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается, снижается самооценка, возникает чувство неполноценности, могут развиться компенсаторные самооценка и мотивация.

Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не только содержательно оце­нивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие пояснения). Они оценивают только конкретную работу, но не личность, не сравни­вают детей между собой, не призывают всех подражать отличникам, создают положительный фон при любой, даже низкой оценке, ориентируют учеников на индивидуальные достижения (не захваливают хороших учеников, которые достигают высокого результата без особого труда. И наоборот, поощряют малейшее продвижение в учении слабого, но старательного ребенка).

ЛИЧНОСТЬ

В плане личностного развития существенным является то, что возраст 7—8 лет является сензитивным периодом для усвоения моральных норм. Это единственный момент в жизни человека, когда онпсихологически готов к пониманию смысла норм и правил и к их повседневному выполнению.

Формирование нравственных качеств личности — специальная работа по воспитанию определенныхпривычек поведения, которые составляют фундамент качеств личности.

Прежде чем предъявлять требование и контролировать его выполнение, взрослый должен убедиться в том, что ребенку понятен его смысл.

Эксперименты показали, что в случаях, когда удается сформировать эмоционально положительное отношение к выполнению предъявляемых требований, привычка формируется в течение одного месяца; в случаях, когда применяется наказание, не формируется ни нужной привычки, ни правильного отношения. Таким образом, формирование у детей устойчивого правильного поведения и становление на его основе качеств личности протекает успешно лишь в том случае, если упражнение в определенных формах поведения осуществляется на фоне положительного мотива, а не способом принуждения.

Младший школьный возраст — это возраст наибольшего благополучия в аффективно-потребностной сфере, возраст преобладания положительных эмоций и личностной активности.

Имя. Взрослым следует обращать внимание на то, как обращаются дети друг к другу, пресекать недопустимые формы обращения друг к другу органично внутренней установке каждого ребенка на ценностное отношение к себе и к своему имени.

Наши рекомендации