Дошкольный возраст (3— 7лет)
Возникновение самооценки означает начало нового этапа становления ребенка и приводит к кризису трех лет — одному из наиболее трудных моментов в его жизни. Это разрушение уже сложившихся отношений ребенка со взрослыми, возрастание его самостоятельности. Кризис выражается в появлении негативизма, упрямства, строптивости, протеста — бунта, деспотизма, ревности и т. п. Все эти виды протеста свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение ко взрослым и самому себе.
Социальная ситуация развития ребенка после трех лет характеризуется новыми социальными отношениями. Это связано с повышением значимости общения со сверстниками, поступлением в детский сад. На смену предметно-манипулятивной деятельности приходит игра. В совместной деятельности со взрослыми ребенок овладел действиями с разными предметами и теперь может пользоваться ими самостоятельно. Постепенно он переходит к разным видам игр: образно-ролевым, сюжетно-ролевым, играм по правилам. В играх воспроизводятся роли и отношения взрослых, имитируется предметная деятельность.
Способность к символическому замещению в процессе игры реальных предметов неоформленными: палочками, брусками, железками, стеклышками и др. — развивает образное воображение детей, подготавливая их к освоению знаковых функций реального (предметного) мира. Следует заметить, что широкое распространение в настоящее время игрушек, являющихся точными копиями реальных вещей (самолеты, машины, кухни, куклы), сдерживает развитие чрезвычайно важной для этого возраста психической функции — воображения.
Игры дошкольников преимущественно ролевые.1 В процессе сюжетно-ролевых игр осваиваются широко распространенные социально-профессиональные роли: продавца, врача, воспитателя, летчика, солдата, шофера и др., что способствует формированию первоначального представления о мире профессий. Избирательное отношение к профессиональным ролям кладет начало профессиональному самоопределению. Играя эти роли, ребенок овладевает также трудовыми умениями и усваивает профессионально ориентированные отношения. Можно констатировать, что в процессе сюжетно-ролевой игры возникает первоначальное избирательное отношение к профессиям, которое в дальнейшем будет влиять на профессиональный выбор. Потенциальные возможности дошкольного детства в профессиональной социализации велики и требуют специального исследования. Анализ психобиографий педагогических работников показывает, что игры в дошкольном детстве во многом определили их профессиональный выбор.
Игра способствует усвоению норм и правил поведения, что развивает произвольность психических процессов, помогает обучению полноценному общению детей друг с другом. Основной линией психического развития является переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, что соответствует «репрезентативному интеллекту» (мышлению в представлениях), согласно терминологии Ж. Пиаже.
Для этого периода характерна половая идентификация: ребенок осознает себя как девочку или мальчика. Большое значение в обогащении его самосознания принадлежит играм, которые приобретают профессионально-ролевой характер.
В дошкольном детстве ребенок переживает несколько возрастных кризисов: кризисы новорожденного, первого года, трех лет и семи лет. Для профессионального становления личности важным является кризис трех лет, означающий переход от предметно-манипулятивной деятельности к игре, от операционально-предметной сферы к смыслообразующим отношениям.
Кризис семи лет означает переход к нормативным учебным действиям со знаками и свидетельствует о готовности к обучению в школе. Таким образом, дошкольное детство завершается при возникновении у детей психологической готовности к школьному обучению. Психологическая готовность определяется достаточно высоким уровнем развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности психических процессов.
Обобщенная характеристика становления личности в дошкольном детстве приведена в табл. 12.
Таблица 12
Становление личности в дошкольном детстве
Психологические характеристики | Стадии становления | ||
Младенчество (0-1 год) | Раннее детство (1-3 года) | Дошкольный возраст (3-7лет) | |
Основные потребности | Физиологические потребности, потребность в эмоционально-телесном контакте с матерью -первая социальная потребность | Психофизиологические потребности и потребность в овладении предметным миром и ориентировке в нем | Потребность в психическом развитии, ролевом общении, любви и одобрении |
Ведущая деятельность | Общение со взрослым и манипулирование предметами | Предмет-но-манипуля-тивная и изобразительная деятельность | Игра |
Кризисы становления | Кризис ново-рожденности | Кризис первого года жизни | Кризис трех лет |
Основные психологические новообразования | Комплекс оживления, начальная форма понимания речи, ориентировка в окружающем пространстве, эмоциональность | Подражательность, речь, способность пользоваться предметным миром, открытие «Я» — появление чувства личности | Способность к идентификации с другими людьми, персонажами сказок, половая идентификация, страх, способность к символическому замещению предметов, психологическая готовность к школе |
В заключение следует отметить, что наиболее значимыми психологическими приобретениями дошкольного детства являются становление эмоциональности в младенчестве, открытие «Я» и развитие интеллекта в раннем детстве, развитие творческого воображения в дошкольном возрасте. Это период первоначального, аморфного профессионального самоопределения, возникновения эмоционального предвосхищения последствий своего поведения и самосознания.
Школьный возраст
Младший школьный возраст (7—10 лет)
Поступление ребенка в школу ведет к возникновению кризиса семи лет. Изменение социальной ситуации развития, новая система отношений приводят к рождению социального «Я» ребенка. Перестройка всего жизненного уклада, смена ведущей деятельности вызывают у него глубокие переживания по поводу своей новой социальной роли. Оценки учителей и родителей определяют самооценки детей. Неудачи или успехи приводят к формированию устойчивого аффективного комплекса — чувства неполноценности или чувства собственной значимости и компетентности. Эти аффективные образования, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности и влиять на развитие самооценки школьника.
Принципиально новая социальная ситуация развития ребенка возникает с поступлением его в школу. Впервые ребенок начинает выполнять общественно важную деятельность, что ставит его в объективно новую позицию по отношению к взрослым и сверстникам, меняет его самооценку, определенным обра-" зом перестраивает взаимоотношения в семье.
Значимость учебной деятельности в дальнейшем становлении личности обусловливает ее ведущий характер. В процессе ее выполнения происходит развитие основных психологических новообразований этого возраста: усиливается произвольность психических процессов, возникает внутренний план действий, формируется рефлексия.
Учитывая значимость учебной деятельности в психическом развитии младшего школьника, рассмотрим ее структуру в соответствии с представлениями Д. Б. Эльконина:
1) учебно-познавательные мотивы, в основе которых лежат познавательная потребность и потребность в саморазвитии;
2) учебная задача, т. е. система заданий, при выполнении которых школьник осваивает наиболее общие способы выполнения учебных действий;
3) учебные операции, входящие в состав обобщенных способов выполнения действий;
4) контроль процесса учебной деятельности, главным образом обобщенных способов ее выполнения;
5) оценка способов решения учебной задачи. При этом важна не столько отметка как таковая, сколько содержательная оценка процесса и результата учебной деятельности1.
Учебная деятельность строится таким образом, что в младшем школьном возрасте развивается преимущественно словесно-логическое мышление.
В конце этого возрастного периода уже проявляются индивидуальные различия: выделяются группы «теоретиков», «практиков» и «художников» в зависимости от преобладающего типа мышления. Эти различия обнаруживаются в избирательном отношении ' кучебным предметам и инициируют развитие интереса к определенным профессиям и видам трудовой деятельности.
Важным по своим последствиям в будущем профессиональном самоопределении становится развитие чувства компетентности (Э. Эриксон). Формируется это психологическое новообразование на основе переживания ребенком своих успехов в учебной деятельности.
Мотивации достижения успеха и избегания неудачи складываются в процессе переживания детьми своей успеваемости. У отдельных неуспевающих школьников возникает особая компенсаторная мотивация к другим, неучебным видам деятельности: рисованию, музыке, спорту, обслуживающему и техническому труду. Можно допустить, что неудачи в учебе побуждают детей самоутверждаться в других общественно полезных видах деятельности. Эти поиски инициируют профессиональное самоопределение личности в младшем школьном возрасте.
Таким образом, ведущая (учебная) деятельность определяет характер основных психологических новообразований этого возраста, влияет на самовосприятие. Если чувство компетентности у младшего школьника не формируется, то возникает чувство неполноценности, которое отрицательно сказывается на его психологическом самочувствии в школе.