Психология самости. (Эриксон, Кляйн, Когут) Ее методы в исследовании индивидуальной религиозности. Историко-психологические исследования Эриксона
Психология самости – одно из направлений психоаналитической психологии, выдвинутое психоаналитиком Хайнц Кохутом (1913-1981) и ориентированное на исследование проблем нарциссизма и лечение нарциссических расстройств личности, пограничных состояний, нарушений самости. Основывается на признании интроспекции и эмпатии как существенных компонентов любого психологического наблюдения. Если методы наблюдения основываются не на интроспекции и эмпатии, то наблюдаемые явления относятся к соматическим, поведенческим или социальным феноменам. Психологические же явления те, в которых наряду с интроспекцией другого человека присутствует наша эмпатия.
В основе психологии самости лежит представление о здоровой самости и ее патологических отклонениях.
Самость – это центр устойчивой психологической структуры, способствующей ее развитию и в то же время самоподдержанию ее целостности. На разных этапах развития – специфические виды самости. Психология самости ориентирована на объяснение патологии фрагментированной самости, мира стремлений, не получивших зеркального отражения или лишенных идеалов, т.е. психических нарушений и борьбы трагического человека.
X. Кохут исходил из того, что активная интроспекция при нарциссических расстройствах и пограничных состояниях приводит к признанию борьбы неструктурированной психики за поддержание контакта с архаическим объектом. Аналитик становится для пациента как бы прямым продолжением ранней реальности, которая была слишком далекой, отталкивающей или ненадежной, чтобы трансформироваться в прочные психологические структуры. Отсюда необходимость в исследовании первоначальных форм нарциссизма и специфики переноса при лечении нарциссических расстройств личности, пограничных состояний, нарушений самости.
В представлении X. Кохута, первоначальное нарциссическое равновесие ребенка нарушается в результате неизбежного недостатка материнской заботы. Попытка сохранить первоначальный опыт сопровождается у ребенка созданием архаической, эксгибиционистской «грандиозной самости» и идеализированного образа родителей. При оптимальных условиях развития «грандиозная самость» смягчается и интегрируется во взрослую личность. При благоприятных обстоятельствах идеализированный образ родителей также интегрируется во взрослую личность, интроецируется в качестве Сверх-Я и становится важным компонентом психической организации. Однако если ребенок получает тяжелую нарциссическую травму и переживает травматическое разочарование в обожаемом им взрослом, то «грандиозная самость» сохраняется в своей неизменной форме, стремится к реализации своих архаических целей, а идеализированный образ родителей не трансформируется в психическую структуру, играющую роль регулятора напряжений.
В ходе лечения нарциссических расстройств личности может иметь место терапевтическая активизация «грандиозной самости» и идеализированного образа родителей, что приводит к возникновению «зеркального» и идеализирующего переноса. Зеркальный перенос — это терапевтическое восстановление ранней стадии развития пациента, в которой всеобъемлющий нарциссизм сохранялся при помощи «грандиозной самости» и вывода всех несовершенных аспектов наружу. Идеализирующий перенос — терапевтическое восстановление раннего состояния, в котором нарциссическое совершенство объединено с идеализированным родительским образом, что ведет к восхищенному отношению пациента к аналитику.
Проработка этих видов переноса становится важной терапевтической задачей Психологии самости. Во время зеркального переноса речь идет о необходимости поднять в сознание пациента его детские фантазии о своем эксгибиционистском величии, что может способствовать эмпатическому пониманию испытываемых им чувств стыда и тревоги. Во время идеализированного переноса происходит проработка архаических идеализации, дающая возможность пациенту узнать о том, что его идеализирующее либидо необязательно нужно выводить из идеализированного образа и что можно не допустить болезненных регрессивных смещений.
Цель анализа и терапии состоит в том, чтобы помочь пациенту не только достигнуть стабильности в установлении отношений с внешними объектами, но и сформировать устойчивое отношение к самому себе, что способствует упрочению самости и возникновению эмпатии, необходимой для нормальной организации жизнедеятельности.
Основные положения теории Эриксона:
Он предположил, что наряду с фазами психосексуального развития, описанными Фрейдом (оральной, анальной, фаллической и генитальной) в ходе которых меняется направление влечения с себя на другой объект, существуют и психологические стадии развития личности, в ходе которых индивид устанавливает свои основные ориентиры по отношению к себе и свой социально среде.
Также Эриксон утверждал, что становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, но растягивается на весь жизненный цикл.
Эриксон говорил, что каждой стадии присущи свои параметры развития, способные принимать положительные и отрицательные значения.
1). Доверие и недоверие. Первая стадия. 1 год жизни. Соответствует оральной стадии. Зависит от ухода и удовлетворения потребностей.
2). Самостоятельность и нерешительность. Вторая стадия охватывает 2-3 годы жизни. Совпадает с анальной стадией. Здесь ребенок осваивает новые движения, ощущает свою самостоятельность. Но если родитель проявляет нетерпение и заставляет его самостоятельно делать то, что он еще не может появляется нерешительность.
3). Предприимчивость и чувство вины. 4-5. Зависит от реакции родителей на затеи ребенка.
4). Умелость и неполноценность. 6-11. Латентная фаза психоанализа. Теперь на психику влияют не только родители, но и окружение.
5).Идентификация личности и путаница ролей. 12-18. Пробуждение любви и ревности к родителям. Подросток может создавать себе идеал религии, общества, семьи, которые будут не соответствовать реальной жизни.
6). Близость и одиночество. 20-25.
7) Общечеловечность и самопоглощенность. 26-64.
8). Цельность и безнадежность. 64-…
Эриксон написал несколько очерков о Фрейде, Максиме Горьком, Бернарде Шоу. В каждом из них избранный деятель вырастает до размеров исторической фигуры, которая несет на себе отпечаток эпохи и накладывает на эпоху собственный отпечаток. Они совмещают анализ индивидуальной личности с историческим анализом.
Также в этом жанре написаны две монографии о Мартине Лютере и о Махатме Ганди. Он говорит о том, что у Лютера был кризис индетификации (идентичности?) при выборе профессии, а у Ганди кризис общечеловечности.
Насчет Лютера. Эриксон считал подростковый возраст самым важным и наиболее трудным периодом человеческой жизни, психологическая целостность личность зависит не только от физиологического созревания, личной биографии, но и от духовной атмосферы общества, от внутренней противоречивости общественной идеологии. Характеризуя кризис идентичности Лютера он подчеркивал, что детство его было крайне сложным и противоречивым. Атмосфера в доме была тяжелой, присутствовал постоянный страх физической гибели в рудниках. Взаимоотношения членов семьи были непростыми. Материнские качества его матери были развиты слабо, отец постоянно гневался. Отношение Лютера к отцу было амбивалентным, он постоянно колебался от бунта к подчинению. Пытаясь преодолеть внутреннюю зависимость от отца, Лютер в 22 года бросает университет и против воли отца уходит в монастырь. Но в монастыре обеты связали его новыми цепями зависимости и он не находит успокоения. Он разрешает свой внутренний конфликт, он разрешает свой конфликт через новый тип отношений с Отцом Небесным. Он отказывается от церковных авторитетов и провозглашает высшим критерием опыт отдельного человека. Так разрешается внутренний кризис и он, наконец, обретает собственную идентичность. Это совпало с глубокими социальными противоречиями и реформация стала идеологией новой эпохи.
Чуть-чуть о Ганди. Книга называется «Правда Ганди». В основу книги положен один инцидент. Во время ненасильственной конфронтации рабочих, Ганди возглавил их о и оказал влияние на обе стороны: на рабочих и глав фабрик. Во время этого противостояния Ганди соблюдал пост. Для него самым важным было подать личный пример. Цель Ганди: показать, что жизнь, которую нельзя отдать за правое дело не имеет смысла. Ганди мог чувствовать за миллионы и представлять миллионы индусов. На это повлияли: сложность индийской жизни, колониальный статус, кастовая система, различные религии, вера в сансару. Больше ничего не нашла(((
Про религиозность: Базовое доверие является предпосылкой для развития религиозной веры. Оно формируется на первой стадии, его открывает общение с матерью в грудном периоде. В то же время религия может в последующей жизни усиливать доверие, выполняя компенсаторную функцию.
Логотерапия Франкла.
Виктор Франкл – знаменитый австрийский психиатр, известный в первую очередь как создатель нового метода психоанализа – логотерапии, т.е. буквально «лечения смыслом». Основываясь на собственном трагическом жизненном опыте (Франклу пришлось пережить заключение в Терезиенштадте и смерть жены и родителей в других концентрационных лагерях), Франкл делает вывод, что лишь нахождение смысла и цели в собственной жизни и сопутствующее этому осуществление ценностей могут помочь человеку наиболее полно реализовать себя, преодолеть жизненные трудности и избежать развития различных неврозов.
Наблюдая за сложившейся в его время социальной ситуацией, Франкл утверждает, что утерянность смысла, неспособность его вычленить – основная проблема и болезнь современного ему общества, и неспособную больше выполнять смыслообразующую функцию религию должен заменить экзистенциальный психоанализ, основная функция которого, по Франклу, - «помочь осознать человеку ответственность за реализацию всех его целей».
Таким образом, в своем труде «Человек в поисках смысла», Франкл развивает собственную теорию, опираясь на понятия «смысл» и «ценность» в противоположность понятиям «экзистенциальный вакуум» и «ноогенный невроз».