Стадии развития мышления в онтогенезе.Формирование и развитие мышления в процессе воспитания и самовоспитания
В настоящ время существ несколько наиболее извест-х классификац этапов развития мышл-я чел.Все эти подходы имеют определ-е отлич друг от друга.Однако среди общепризнанных концепций м. найти общ.В большинстве подходов к периодизации принято считать,что начал этап развит мышления связан с обобщениями.Первые обобщения ребенка неотделимы от практич-й деят-ти(чтоб достать что-то со стола,пододвинул стул),очень мног-е ребен узнает,когда наблюд за взрослыми.Следующий этап связан с овладением ребенка речью,но с одним словом нередко у ребен возник разн ассоциц(Слово яблоко детьми часто сопостовл со всеми круг-ми предметами).На след-м этапе развит мышления ребенок м. назв один и тот же предмет разными словами,формир-ся сравнение.
Развитие мыслит-х способ-тей м. стимулировать групповыми видами интеллек-й работы. Одна из таких методик получила название "мозговой штурм".Она основана на следующих принципах: 1) создается группа специалистов из разных областей знания для поиска оптимального решения некоторой интеллектуальной задачи; 2) в группе создается атмосфера, стимулирующая творческую работу: поощряются высказывание любых идей, творческая помощь партнеру, критика идей, но не людей, высказавших эти идеи; 3) чередуются индивидуальный и групповой виды работ. В результате человек средних интеллектуальных способностей высказывает почти в два раза больше интересных идей.
В психологии мышления большое внимание уделяется вопросам творчества. Представители американского необихевиоризма Г. Линдсей, К. Халл, Р. Томпсон отмечают различие между критическим и творческим способами мышления. Критическое мышление направлено на оценку мыслей других людей, выявление недостатков в суждениях. Творческое мышление характеризуется открытием принципиально нового знания, генерацией собственных оригинальных идей. На формирование творческого мышления оказывают влияние не только развитие способностей, глубина знаний, но и характерологические свойства и мотивация личности.Влиятельный представитель гештальтпсихологии М. Вертгеймер в работе "Продуктивное мышление" среди основных признаков творческого мышления выделял: структурное видение проблемной ситуации, предполагающее изменение функционального значения элементов; поиск более глубокого понимания исследуемой задачи. Продуктивное мышление он рассматривает как "визуальное мышление", выделяя его основные стадии: 1) возникновение темы и мобилизация творческих сил для ее решения; 2) создание целостного образа ситуации (ее образно-концептуальной модели); 3) работа над решением проблемы (тренировка в визуализации проблемной ситуации); 4) возникновение идеи решения (инсайт); 5) стадия выполнения. Из исследования продуктивного мышления Вертгеймером следует, что важное значение имеют не операционально-технические процедуры мышления, направленные на решение уже сформулированной задачи, а сама постановка проблемы, ее формулировка. Г. С. Альтшуллер разработал теорию творческих задач, выделив пять уровней творчества. Задачи первого уровня решаются с применением общепринятых, очевидных вариантов решения. Используемые для их решения средства ограничены узкой областью. Решение задач второго уровня требует некоторого видоизменения объекта, пересмотра десятка вариантов решения, использования средств, относящихся к одной отрасли знания. Приемы решения задач третьего и четвертого уровней связаны с привлечением знаний из смежных областей с существенным изменением объекта. Решение задач пятого уровня предполагает изменение всей системы, в которую включен искомый объект. Число рассматриваемых вариантов возрастает до сотен тысяч, средства решения могут оказаться за пределами объяснительных процедур современной науки. В связи с этим первоначально делается открытие, а затем с опорой на новые научные данные решается творческая задача. Согласно Альтшуллеру, сложная задача должна быть трансформирована в простую, для этого осуществляется ее перевод с высшего уровня на низший, и далее пересматриваются варианты решения. Поскольку в мышлении проявляются индивидуально-психологические и социально-психологические свойства субъекта, психологи говорят об особенностях детского, взрослого и старческого мышления, мужского и женского, рефлексивного и импульсивного, о мышлении различных слоев населения, представителей той или иной культуры, эпохи. В связи с этим мышление рассматривается не только как процесс, но и как результат, продукт мыслительной деятельности индивида, социальной группы, общества. Индивидуальные особенности мыслительной деятельности являются результатом развития познавательных способностей в процессе обучения и выражаются в качестве ума как важного свойства человеческой личности. Наиболее существенными среди них являются: •самостоятельность мышления - выражается в умении увидеть и поставить новый вопрос, проблему и попытаться решить их особыми способами; •глубина ума - способность проникать в сущность сложных вопросов; •гибкость ума - выражается в свободе мысли от стереотипов мышления, используемых в прошлом приемов решения задач; широта мышления -способность охватить вопрос в целом, привлечь знания из различных областей; •критичность мышления - способность к объективной оценке своих и чужих суждений, выводов, оценок, действий, умение занять определенную позицию. Индивидуальные различия мыслительной деятельности проявляются в стилях мышления, являющихся результатом развития интеллекта, творческих способностей и личностных свойств. Выделяются следующие стили мышления: •аналитический - ориентируется на всестороннее объективное изучение вопроса (опора на логику, методичность, тщательность в решении проблем); •синтетический - характеризуется стремлением объединять несхожие позиции, создавать новое; •идеалистический - присущ тем, кто руководствуется общечеловеческими и коллективными ценностями, интуитивными оценками без анализа проблем; •прагматический - характеризуется умением быстро принимать решения, опираясь на собственный опыт, с использованием легкодоступной информации (опора на средства, которые "работают").Развитие мыслительных способностей можно стимулировать групповыми видами интеллектуальной работы. Одна из таких методик получила название "мозговой штурм". Она основана на следующих принципах: 1) создается группа специалистов из разных областей знания для поиска оптимального решения некоторой интеллектуальной задачи; 2) в группе создается атмосфера, стимулирующая творческую работу: поощряются высказывание любых идей, творческая помощь партнеру, критика идей, но не людей, высказавших эти идеи; 3) чередуются индивидуальный и групповой виды работ. В результате человек средних интеллектуальных способностей высказывает почти в два раза больше интересных идей