Название учебной дисциплины, с которой требуется согласование | Название кафедры | Предложения об изменениях в содержании учебной программы учреждения высшего образования по учебной дисциплине | Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с указанием даты и номера протокола) | |
Семейная психодиагностика | | Дисциплина "Семейная психодиагностика" носит практико-ориентированный характер и выполняется на базе филиала кафедры возрастной и педагогической психологии (Вишневецкая, 14). | Согласование не требуется. | |
№ п/п | Наименование раздела, темы дисциплины | Содержание в соответствии с типовой учебной программой (учебной программой) |
1. | Основные концепции изучения семьи. Семейная психодиагностика как вид деятельности психолога. | Изучение семьи в разных психологических направлениях: психодинамический подход, гештальт-терапия, системная семейная психотерапия, системная арттерапия, медико-психологическая модель работы с семьёй (пренатальная и перинатальная матрицы личностных конструктов). Цель и специфика изучения семьи. Направленность наблюдения в процессе изучения семьи. Первичная диагностика семейных проблем. Типология методов изучения семьи. Навыки, необходимые специалисту для изучения семьи, их развитие. |
2. | Организационно-методические аспекты психодиагностического процесса в деятельности семейного психолога. | Основные требования к процедуре психодиагностики семейных отношений. Принципы организации психодиагностики семьи. Алгоритм и основные структурные компоненты психодиагностики семьи. Понятие психологического диагноза. Оказание помощи в форме психодиагностики. Процедура получения психологической информации. Этический кодекс семейного диагноста. |
3. | Нарушения семейного функционирования как предмет диагностики. | Многоуровневая модель психологического функционирования семьи. Системное понимание проблем. Понятие семейных кризисов, затруднений и механизмы формирование проблемного поля во взаимосвязи членов семьи: их разновидности и причины возникновения. Нормативные и ненормативные кризисы семьи: проявления, последствия для развития семьи. Алгоритм преодоления нарушений функционирования семьи. |
4. | Технология семейной психодиагностики. | Семейный диагноз как цель изучения семьи. Сложность изучения семьи. Основные типы решения семейных проблем. Первичная диагностика семейных проблем: жалоба клиента, ее структура, мотивационные ориентации клиентов. Условия успешности изучения семьи. Схемы изучения семьи. Диагностика семьи как института воспитания. Схема анализа семейного воспитания. Формирование кейсов с первичным психодиагностическим инструментарием. Связь психодиагностики семьи с другими направлениями практической деятельности психолога. |
5. | Семейная психодиагностика в контексте психологической консультации. | Схема первого знакомства с семьей. Понятие и специфика психологической консультации семьи. Основные этапы консультирования и использования психодиагностики. Основные правила, принципы консультирования и их использование в психодиагностике. Интервью как основной метод консультирования: специфика интервью, структура интервью, виды интервью. |
6. | Методика семейной терапии: понятие, основные направления. | Общая схема диагностического процесса в работе с семьей на этапе погружения в терапию семейных отношений. Анализ ситуаций терапевтического контакта семейного психолога с разными категориями клиентов. Модель формирования программы комплексного сопровождения семьи: диагностика, консультирование, коррекционно-развивающая работа и терапия. Критерии подбора методик. Основные виды психотерапевтических методик, техники терапевтического сопровождения семьи. Нарративная семейная психотерапия. |
7. | Проективные методы семейной психодиагностики. | Виды проективных методов исследования личности и семьи. Рисунок как метод диагностики. Достоинства и недостатки рисунка как метода диагностики. Разновидности рисуночных методик. Психологическая аппликация. Модельное проектирование скульптуры семьи. Методы арттерапии и психодрамы в системе семейной психодиагностики. Приёмы и методы системной семейной психотерапии как нарративные способы изучения личности и семейной системы. Возможности применения метафорических ассоциативных карт в процессе конструирования реальности семьи. Приёмы и методы сказкотерапии и куклотерапии в работе с |
8. | Стандартизированные методики по изучению семьи. | Добрачное консультирование и психодиагностика психологической готовности к формированиею семейного пространства и вступлению в брак. Методики по изучению партнёрских отношений и психологической совместимости в паре. Методики по изучению семейно-брачных отношений (супружеской подсистемы). Методики по изучению родительской и детской подсистемы. Составление диагностического комплекса. |