Тема 23. Качественные методы в психологических исследованиях
1. Методы изучения социальных конфликтов.
2. Специфика качественного исследования
3. Сравнительные характеристики качественных и количественных методов.
4. Понятие о фокус – группах.
1. При рассмотрении социальных конфликтов чаще используются методы мало формализованные или неформализованные, хотя попытки сосчитать разнообразные проявления и соотношения делались в социальной психологии постоянно, на протяжении всех исследований общества и человека. Само понятие «эксперимент» предполагает установление четких количественных, статистически значимых связей.
Первые эксперименты с конфликтами были довольно просты. Так А.Р. Лурия вносил в процедуру испытания вносил неожиданные и сложные изменения в инструкцию, которую выполнял тестируемый. При этом регистрировались психофизиологические реакции. Самый простой способ вызывания искусственного конфликта – это т.н. «сшибка», или конфликт темпов. Другой методический прием – это сшибка внутренних установок, чего – то привычного – типа задачи, алгоритма выполнения и т.д.- и внезапно появляющихся новых условий. Совершенствование методических процедур продолжено представителями бихевиористкой школы и в их традиция, главной идеей было то, что конфликт может быть создан извне.
Ранее мы уже говорили об особенностях и трудностях социальных экспериментов. Вспомните о «методе обмана», практически во всех исследованиях цель и изучаемые особенности не доводятся до сведения участников. В изучении конфликтных явлений можно выделить следующие экспериментальные процедуры:
- матричные игры - «дилемма узника»;
- переговорные игры.
Другую разновидность социального эксперимента представляют коалиционные игры, которые направлены на достижение планируемого результата совместной деятельности. Примечательно то, что участники само разрабатывают алгоритм или путь достижения результата, выбирая себе партнеров и распределяя роли.
Локомоционные игры – движение в направлении поставленной цели. В таких играх появляется лидер или лидеры. Также проявляются соперничающие стороны и интересы.
Социальные игры – ловушки, они основаны на том, что провозглашается некая цель игры, но в то же время в процессе игры обнаруживаются личностные проявления и стили взаимодействия, так же можно объективировать и стили конфликтного поведения.
Дилемма узника заключается в следующем. Теоретическим обоснованием сути является принцип диадического взаимодействия Хоманса: индивид будет испытывать положительные чувства к другому, когда потери от такого отношения не будут превышать получаемых от него выгод. Этот принцип может быть применим и к отношениям индивида и организации, широкого круга конфликтные ситуаций.
Построение дилеммы заключенного ставит участников перед выбором - кооперация или соперничество.
Данная процедура позволяет выделить типы психологических ориентаций и сделать прогноз о поведении в подобных социальных ситуациях. М. Дойч выделяет три типа мотивов: кооперативная ориентация, индивидуалистическая или конкурентная. Далее были добавлены мотивы (минимизации ли максимизации выигрыша): альтруизма (максимизация выигрыша другого), агрессии (минимизация выигрыша другого), и мотив равенства (минимизации различий в выигрыше).
Макс Дойч придумал еще одну задачу на выбор варианта перевозок.
В настоящее время одной из наиболее используемых является игровая процедура «Поток» (факторы – финансы и экология). С точки зрения психолога, это не универсальный метод оценки поведения, испытуемый вынужден просчитывать проигрыши и выигрыши. Также надо помнить, что здесь однозначно вносит искажение участие экспериментатора.
Также М.Дойч усложнил процедуру изучения конфликта введением в эксперимент «подставного « лица, который помогает экспериментатору, чередуя разные типы поведения – агрессию, угрозы, подставь другую щеку, кооперативное поведение и т.д. Здесь присутствует реальный конфликт между живыми людьми.
Лефевр предлагает процедуру, включающую следующее: выполнение задания одним испытуемым вносит помехи в деятельность другого. Например, детская игра «Рожицы». Сейчас об этих процедурах знает почти каждый образованный человек, в том числе, ребенок, поэтому эти процедуры используются в учебных целях, а не в научных.
Рассказ о различных процедурах и их модификациях мы продолжим на практических занятиях. Одним словом, в настоящее время эксперимент является самым информативным методом в изучении конкретных организаций , взаимоотношений и конфликтов, обработка и интерпретация полученных данных зависит от подхода, мастерства и профессионализма исследователя, так как четких алгоритмов и формул для обработки не существует. Методику исследователь разрабатывает самостоятельно в соответствии с экспериментальным планом, выделяя исследуемые механизмы, черты и свойства, проявления и действия.
2. Наиболее распространенными в научном исследовании конфликтов в психологии являются опросные методы, включающие разнообразные шкалы диагностики наличия конфликта. Тестовые процедуры подразумевают соответствие поведения испытуемого одному из типов прогнозируемого поведения.
Внутриличностные конфликты преимущественно основаны на выявлении расхождений «реального» и «идеального» Я человека.
Опросники: тест Томаса, Тест «Тактики поведения в конфликте» Бэрона, опросник характера взаимодействия супругов в конфликтной ситуации (Алешина и др.), картинки Розенцвейга, школьные методики о взаимодействии учителя и ученика, в классе и др.
2. Качественные методы социально – психологических исследований имеют четко выраженную социальную направленность.
Методологическое основание качественного исследования составляет феноменологический подход, предложенный Э.Гуссерлем и Д.Дильтеем. В психологии подход активно развивается в последние десятилетия. Вопрос о научном статусе феноменологического метода и валидности данных остается дискуссионным, но, тем не менее, в практических исследованиях он востребован. Обращение к нему научных исследований связано с появлением новых явлений в общественной жизни, с усложнением общественных отношений в процессах производства, распространения продуктов, в политических процессах, образовании и др.
Целью феноменологически ориентированного исследования в психологии является получение точных и систематических описаний различных аспектов переживаний и отношений человека, связанных с предметами, ситуацией, событиями. В организационной психологии качественные методы завоевали большую популярность.
Специфические черты феноменологически ориентированного исследования:
- качественно – описательный характер;
- ориентация на переживание и отношение человека как предмет исследования;
- использование рефлексивных данных;
- отказ от теоретических допущений и выводов;
- использование обыденного языка описания.
Другое понимание качественных методов присутствует в сфере психологического образования или «бизнес – образования». Понятие новая качественная технология появилось в конце 20 века в практических исследованиях, направленных на решение реальных проблем рынка, общественной и политической жизни, реформ различных сфер общественной жизни. Формируются исследовательские программы по двум принципам: от клиента и к клиенту. В основе, как правило, реально существующая потребность рынка. Происходит постоянный процесс обратной связи со слушателями: идеи создания некоторых программ появляются в ходе занятий. С другой стороны, темы и методики предлагают практики — у них есть опыт решения конкретных управленческих задач, они знают проблемные зоны современного рынка.
Таким образом, анализ наличных проблем в организации связан с поиском путей их разрешения. Такое положение дел вызвало к жизни большое количество обучающих или образовательных программ. Именно их появление стало пиком качественных исследований социальных явлений. Часто образовательную или обучающую программу формирует мода, обычно ее диктуют московские компании. Некоторое время на пике популярности был коучинг. Под эту методику перекраивались вполне стандартные курсы — обучать, задавая грамотные вопросы, считалось показателем мастерства тренера. Этой методикой пользовался Сократ. В последнее время потребителя произошел психологический сдвиг: «Зачем мне нужен преподаватель, если ответы я нахожу сам?». В моде были выездные экстрим-семинары - не просто уехать на загородную базу, поесть шашлыков и поучиться, а забраться в настоящую глухомань, чтобы в максимально невыносимых условиях пройти тренинг командообразования (team building). Положительный момент заключается в том, что мода позволяет раскачать рынок и успешно продать новые образовательные программы, выработать наиболее эффективные методики и способы обучения.
Существующие качественные программы в обучении представляют мощный синтез психологии, экономики, организационного развития, маркетинга и технологий. Новаторство в основном на уровне формы: подача и упаковка. Это маркетинговые ходы, именно так легче продать программу, внимание необходимо уделять содержанию.
В результате различных проб, поисков и рыночного отбора набирает силу тенденция к интеграции консалтинга и бизнес - образования. По оценкам экспертов, доля корпоративного обучения в бизнес-школах в 2000-2003 годах выросла в 1,5 раза. Но применить на практике полученные знания удается не всегда. Достаточно распространенным явлением становится то, что сотрудники компании прошли курс, им обозначили проблемные зоны и способы решения задач, но тут работники растерялись, им хватает воли, организационных навыков, времени и т. д. В этом случае проект от разработки до внедрения сопровождает тренер, который способствует преобразованиям, анализирует ситуацию, разрабатывает планы, обучает персонал. Подобная проверка становится стандартом работы крупных центров бизнес - образования.
Другая реальность – появление так называемых Ассесмент – центров. Это методика, которая учитывает все требования, предъявляемые к кандидату на определенную позицию. Работа включает не только отсев неподходящих людей, важно оценить степень обучаемости, общие навыки общения и совместной работы. Методика представляет собой набор упражнений, имитирующих реальные задачи, например, развитие определенного подразделения, здесь же проявляются уровень понимания и принятия корпоративных целей. На этом же этапе работы создается мотивация работников, в том числе и нематериальная. Методика не является избыточной по отношению к требованиям и профессионально важным качествам претендента на должность. Если проводится работа с официантами, то и упражнения соответствующие, если нужен топ – менеджер, то условия другие.
В любом случае, метод представляет целостный законченный и готовый к работе. Авторами, как правило, являются не только психологи, это результат совместной работы маркетологов, конфликтологов, менеджеров и экономистов. Критерий эффективности работы образовательных программ нового типа не един. Факторов много, среди них, для руководителя важны, прежде всего, финансовые показатели, которые отражают рост прибыли. Важны и психологические характеристики – насколько комфортно работать в данном коллективе, оценивают ли личные и профессиональные достижения сотрудников, испытывают ли они гордость результатами работы кампании.
3. В таблице приведены основные различия качественных и количественных методов, применяемых в психологии.
Таблица 1.
Основания для сравнения | Качественные методы | Количественные методы |
Статистические процедуры | Игнорирование точных цифр или подсчет по типу «большинство», «поровну», «меньшинство» | Акцент на точных количественных показателях, трудоемкое вычисление сложных коэффициентов и значений |
Выборка | Малая | Большая |
Парадигма (подход) | Близка к «понимающей». Индуктивный анализ | Близка к естественно – научной. Дедуктивный анализ. |
Происхождение | Философия и гуманитарные науки | Принятые в естественных науках |
Методики | Низкостандартизированные и не стандартизированные | Стандартизированные |
Проблематика | Частная, по запросу практики | Более общая, представляющая научный интерес |
Этап использования | Знакомство с проблемой, пилотаж, переход к пониманию и анализу | Уточнение деталей, выявление закономерностей |
Преимущества | Прямое восприятие разнообразия социально – психологических явлений, глубокий анализ, быстрота и экономичность | Большой охват, возможность обобщений, относительная простота обработки результатов, возможность компьютерной и аппаратурной обработки |
Недостатки | Большая вероятность субъективизма, сложность анализа полученных данных, необходимость высокой квалификации исследователей | Жесткие рамки возможностей при анализе, невозможность анализа явлений, которые не укладываются в исходную концепцию |
4.Для того, чтобы определить психологический смысл информации, получаемой в фокус – группах, вернемся к методологическим основам качественных методов.
Мы говорили ранее о том, что качественные методы базируются на феноменологической основе, и мы имеем дело с реальностью человеческой психики – индивидуальной или коллективной. Критерии истинности или ложности знания в этих случаях основываются не на математических методах и не на экспериментальной основе. Так реальность сновидений или переживаний не менее значима, чем физическая реальность. Коллективные мифы, основанные на образах коллективного бессознательного, оказывают не меньшее влияние на судьбу общества и государства, чем события политического или социального характера. Рассказ пациента о событиях его жизни не может быть «истинным» или «ложным», любая его фантазия содержит в себе истину о нем самом. Так же в фокус-группе нет правильных или неправильных ответов, любые слухи и вымыслы о событиях, известных людях и происходящих переменах в обществе являются их истинными образами в общественном сознании. В отличие от количественных методов, где речь идет о статистически значимом числе респондентов, здесь мы имеем дело с небольшими группами от 8 до 12 человек.
Чаще всего фокус-группы используются для реализации следующих целей:
- генерирование идей;
- проверка гипотез для количественных исследований;
- подготовка инструментария для количественных исследований;
- интерпретация результатов количественных исследований;
- изучение особенностей поведения отдельных групп людей.
Используя метод репрезентативного опроса, мы имеем дело с поверхностным уровнем сознания респондентов, поскольку беседа носит достаточно формальный характер и подразумевает рациональные ответы.
Затем при помощи статистической обработки полученных ответов выявляют общие закономерности общественного сознания, коллективные установки и стереотипы.
При использовании качественных методов беседа с респондентами носит менее формализованный характер, включает в себя как рациональные, так и эмоциональные компоненты, вербальное и невербальное общение, не только обычную беседу, но также игры, использование проективных тестов. Это позволяет исследователю прикоснуться к более глубокими пластам психологической реальности, выявить коллективные мифы и сценарии, присущие представителям данной общности. Данные, полученные в фокус – группе позволяют сделать прогноз об их развитии и будущем воздействии на социальную и политическую ситуацию.
В случае использования качественных методов главным «инструментом» проведения исследования, обеспечивающим достоверность информации, являются те навыки обращения с психической реальностью, которыми он располагает. Перечислим те навыки, которые необходимы модератору:
- Фокусировка внимания группы на определенной теме;
- Перемещение фокуса внимания с одной темы на другую;
- Умение задавать вопросы (майевтика);
- Умение слушать (Эмпатическое слушание);
- Управление групповой динамикой;
- Безоценочность восприятия, отсутствие критических оценок и подсказок при беседе с респондентами;
- Умение отделять собственные проекции от реальных мнений респондентов.
Также в работе групп целесообразно использование различных качественных методик - ролевых игр, незаконченных предложений, ассоциаций, метафор, дискуссий, связанных с сомнениями в очевидном, косвенных (скрытых) вопросы и т.д. Вопросы располагаются в логической последовательности и таким образом, чтобы людям было понятно, почему вы их об этом спрашиваете именно сейчас. В первую очередь формулируется цель исследования, исходя из тех сведений, которые вам нужно получить. Сценарий состоит из вступления, фоновых вопросов, основных вопросов, дополнительных вопросов и заключительной части.
В приложении 1 даны основные характеристики различных фокус – групп, которые применяют для получения данных, в том числе психологического характера (www.marketing.spb.ru).
Таким образом, применение качественных методов в социально – психологических исследованиях связано с учетом уже известных требований – валидности, объективности и надежности. Также использование качественных методов требует достаточного навыка и способности к анализу со стороны исследователя, практическое знакомство и владение проблематикой изучаемых явлений.
Вопросы для самостоятельной подготовки.
1. История фокус – групп.
2. Роли и типы модераторов.
3. Подготовка и проведение исследования в фокус – группе. Топик – гайд или сценарий интервью.
Вопросы для самопроверки.
1. В чем особенности качественных методов?
2. В чем преимущества и трудности использования качественных методов?
3. Как проводится набор участников в разные фокус – группы?
4. Как устраняются недостатки, связанные с малой формализованностью качественных методов?
5. Охарактеризуйте различные стили ведения группы. Какие роли модератора вы знаете?
6. В чем преимущества реальных и виртуальных групп?
7. Перечислите основные этапы организации фокус – группы.
8. Как обрабатываются данные, полученные с помощью группы?
Литература.
1. Занковский А.Н. Организационная психология. - М.: Флинта: МПСИ, 2000. - 648 с.
2. Конфликтология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики управления и гуманитарно-социальным специальностям / под ред. проф. В.П. Ратникова. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009. – 511 с.
3. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. — М: — Изд-во «Инфра-М», 1996 .
4. Практическая психология для менеджеров. - М. : Информ.-издат. дом "Филинъ", 1996. 368 с .
5. Рубин Дж, Пруйт Д., Ким Хе Сунг. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. – СПб.: ЕВРОЗНАК, 2003. – 352 с.