Сферы межличностных конфликтов
Конфликт затрагивает все сферы жизни людей. По сферам существования мы можем выделить конфликты деловые, семейные, имущественные, бытовые и др. Рассмотрим некоторые из них.
Семейные конфликты. Представление о стабильной семье как бесконфликтной на сегодняшний день устарело, и конфликты признаются нормой,
в том числе и в семейной жизни. Противоречия между личностью и семьей неизбежны. Человек всегда стоит перед выбором: притерпеться к неудовлетворяющим его особенностям семьи, отстраниться или, пересмотрев свое место и роль в семье, найти новый способ интеграции с ней. Основа семейных конфликтов – рассогласование между представлениями о потребностях друг друга и между ожиданиями относительно друг друга, что порождает конфликты потребностей и конфликты несоответствия.
Конфликты разворачиваются в нескольких сферах семейной жизни. Это:
1. Культура общения (повседневные нормы).
2. Потребность в защите Я – концепции (потребность в любви, в чувстве собственной значимости, достоинства, которые удовлетворяются в межличностном взаимодействии).
3. Ролевые отношения (удовлетворение ролевых потребностей, оценка своего вклада).
4. Информированность друг о друге.
Для стабильных семей наиболее характерны конфликты третьего вида, для нестабильных – конфликты первого и второго видов, проблемные семьи частично справляются с конфликтами во всех перечисленных сферах.
Особая область взаимодействия – отношения родителей и детей. Детям определенного возраста (около трех лет и подросткам) свойственно своеобразное поведение, называемое «поиск пределов допустимого». Это сознательное обострение отношений для разведки и реакции других людей на свое поведение. В этих столкновениях ребенок учится защищать свое Я. Трудности перехода к новым отношениям переживают и дети и взрослые. С одной стороны, имеется инерция опекающих отношений, с другой – неспособность детей к самостоятельной жизни.
Другое поле конфликтов – трудности передачи культурных норм и представлений от одного поколения другому. Разрыв между поколениями углубляется в связи с ростом темпов социального развития. Иногда исход таких конфликтов трагичен – дети уходят из семей в религиозные секты или на улицы.
Деловые конфликты. Другая сфера межличностных отношений – это работа. Конфликты в этой сфере называются деловыми. Они могут быть вертикальными (между управляющим персоналом и подчиненными) по поводу способов управления и выполнения функциональных обязанностей. Это препятствия достижению общих или личных целей, несоответствие ожиданий. Конфликты также могут быть горизонтальными (между сотрудниками одного уровня) в связи с принятием новых членов, распределением работ, оплатой труда и т. п. Причиной таких конфликтов часто является нечеткое распределение ответственности и полномочий, несоответствие поведения личности групповым нормам, конкуренция в сфере распределения должностей и благ.
Возможны конфликты и между управленцами при определении целей, способов и направлений совместной деятельности. Это связано с личностными особенностями, кадровыми перестановками, практикой морального и материального стимулирования, влиянием внешней среды.
Особую важность для понимания природы конфликта здесь имеет анализ мотивов деятельности людей в этой организации: что удерживает их, удовлетворены ли они способами управления, получаемыми ресурсами, своими карьерными перспективами, тем, как рядовые члены участвуют
в принятии решений и т. д.
Имущественные конфликты. Это конфликты по поводу раздела или формы владения имуществом. Как правило, такие конфликты решаются в судебном порядке.
Бытовые конфликты. Это конфликты, затрагивающие наши повседневные действия. Обычно они связаны с распределением обязанностей, оценкой вклада в бытовые отношения и часто принимают характер позиционных (кто сильнее, главнее, умнее)[18].
Вопросы и задания для самопроверки
1 Что такое рефлексия в межличностном восприятии?
2. Что такое трансакциональный анализ в межличностном восприятии по Э. Берну?
3. Какую роль играют стереотипы и установки в межличностном восприятии?
4. Какие факторы влияют на межличностную совместимость (несовместимость)?
5. Назовите основные варианты исхода межличностного конфликта?
6. Что такое «готовность к разрешению конфликта», в чем она выражается?
Глава V
ГРУППОВЫЕ КОНФЛИКТЫ
Межличностные конфликты часто включены в столкновения другого уровня – межгрупповые, межинституциональные и другие групповые конфликты. В ситуациях межгруппового конфликта члены групп обычно начинают воспринимать членов других групп как своих противников. Противостояние «Мы – Они» переносится на личные отношения, и межгрупповой конфликт становится почвой для межличностного. Возможно и обратное движение – межличностный конфликт разрастается и втягивает в себя других людей. Групповые конфликты бывают двух видов:
1. Межгрупповой конфликт (МГК) – это конфликт между малыми социальными группами.
2. Внутригрупповой конфликт (ВГК) – это конфликт внутри малой социальной группы. Может принимать формы:
· личность – личность;
· личность – группа;
· группа – группа;
· формальная – неформальная система отношений.
Групповые конфликты происходят в социальных группах. Большие социальные группы достаточно аморфны, непосредственное общение в них затруднено, поэтому столкновения обычно протекают в малых группах.
Малая социальная группа – это группа людей, объединенных совместной деятельностью, общими целями и интересами, находящихся в непосредственном взаимоотношении друг с другом (экипаж самолета, студенческая группа). Признаки такой социальной группы:
· непосредственность общения;
· общие интересы, цели и совместная деятельность;
· разделение труда, координация и дополнительность;
· определенность ролей и функций;
· общие нормы, установки, ценности;
· локализация в пространстве и устойчивость во времени;
· чувство принадлежности к группе;
· групповая идентичность с точки зрения посторонних.
В любой формальной или неформальной группе возможно образование подгрупп по индивидуальным особенностям и чувству взаимной симпатии. Эти отношения более тесные и доверительные. Таким образом, в группе всегда возникает неформальная система связей и отношений.
Функционирование и развитие группы невозможно без норм и правил внутреннего общения, которые складываются спонтанно в процессе взаимодействия. Они формируются на базе общности взглядов, интересов, целей, ценностей всех членов группы и той социальной среды, в которой происходит ее образование. В этом процессе происходит естественный отбор людей, разделяющих и не признающих эти нормы. Групповые нормы – общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы. Групповые нормы обеспечивают предсказуемость поведения и способы координации деятельности, регулируют и оценивают поведение членов, сохраняют стабильность и упорядоченность группы, создают индивидуальное лицо группы. Норма не является единственным регулятором, постепенно создаются традиции, иерархия ценностей, язык внутригруппового общения. Все это вместе составляет субкультуру группы.