Карл Густав Юнг. Жизнь и творчество 19 страница

ЭМПАТИЯ (Empathy; Einfühlung) – интроекция объекта, основанная на бессознательной проекции субъективных содержаний.

«Эмпатия предполагает субъективное отношение доверия или уверенности в объекте. Это готовность встретить объект на полпути, субъективная ассимиляция, приводящая к хорошему пониманию между субъектом и объектом или по крайней мере изображающая таковое» (ПТ, пар. 489).

В противоположность абстракции, ассоциируемой с интроверсией, эмпатия соответствует экстравертной установке.

«Человек с установкой на эмпатию обнаруживает себя в мире, нуждающемся в его субъективном чувстве, с тем, чтобы иметь жизнь и душу. Он доверчиво наделяет его своим воодушевлением» (там же, пар. 492).

ЭМПИРИЗМ (Empiricism; Empiric) – в философии – направление в теории познания, признающее источником знания чувственный опыт и полагающее, что содержание знания может быть либо представлено как описание этого опыта, либо сведено к нему.

Эмпирический подход в психологии описывает и изучает конкретные явления психической жизни. Юнг определял свою психологию как эмпирическую, подразумевая при этом, что в большей степени она основывается на конкретных исследованиях и эксперименте, нежели на теории.

«Он рассматривал это как противоположность умозрению или идеологии и считал, что эмпиризм обладает преимуществом в представлении фактов наиболее точным образом, хотя и ограничен недооценкой ценности идей. Эмпирическое мышление не менее рационально, чем мышление идеологическое; Юнг обсуждал эти два подхода по отношению к интроверсии, которую рассматривал как выражение эмпиризма, в то время как экстраверсия оказывалась более присущей идеологическому типу» (КСАП.с. 167).

ЭНАНТИОДРОМИЯ (Enantiodromia; Enantiodromie) – предрасположенность любых поляризованных феноменов или явлений переходить в собственную противоположность. Буквально означает «бегущий(ая) навстречу» (вспять, в обратном направлении), относится к проявлению бессознательной противоположности во временной последовательности. Психологический закон, предложенный греческим философом Гераклитом и означающий, что рано или поздно все превращается в свою противоположность.

«"Из живого делается мертвое, а из мертвого живое, из юного старое, а из старого юное, из бодрствующего – спящее и из спящего – бодрствующее, поток порождения и уничтожения никогда не останавливается". „Созидание и разрушение, разрушение и созидание,– вот норма, охватывающая все круги природной жизни, самые малые и самые великие. Ведь и самый космос, как он возник из первоначального огня, так должен и вернуться в него снова,– двойной процесс, совершающийся в размеренные сроки, будь то даже огромные периоды времени,– процесс, которому предстоит совершаться все снова“. Такова энантиодромия Гераклита по словам призванных истолкователей его учения (цит. по: Целлер. История греческой философии – Гомперц, Греческие мыслители). Обильны изречения самого Гераклита, выражающие такое его воззрение. Так, он говорит: «И природа стремится к противоположностям и создает созвучие из них, а не из одинакового». «Родившись, они начинают жить, тем самым приобщаются смерти» <…> Характерное явление [энантиодромии] встречается почти повсюду, где сознательной жизнью владеет крайне одностороннее направление, так что со временем вырабатывается столь же мощная бессознательная противоположность, которая проявляется сначала в виде тормоза (Hemmung) при сознательной работе, а затем в виде перерыва в сознательном направлении. Хорошим примером энантиодромии является психология апостола Павла и его обращение в христианство»» (ПТ, пар. 843–44).

Признание Юнгом неизбежности энантиодромических изменений помогало ему в предвидении психических изменений. Юнг полагал также возможность установления связи с энантиодромичекими изменениями, связи, составляющей, по его мнению, сущность сознания. Если сознательную жизнь определяет какая‑то крайне односторонняя тенденция, то через некоторое время в психическом возникает равная по мощи контрпозиция. Вначале она не имеет доступа к сознательному проявлению, но затем прорывает запреты эго и сознательный контроль. Закон энантиодромии определяет и юнговский принцип компенсации.

ЭНЕРГИЯ (Energy; Energie) – в аналитической психологии это понятие, взятое из физики, представляет сложную метафору.

«Я не гипостазирую понятие энергии, а пользуюсь им как термином для обозначения интенсивностей или ценностей. Вопрос о том, существует или не существует особенная психическая сила, не имеет ничего общего с понятием либидо. Я нередко пользуюсь термином либидо вперемежку с термином „энергия“» (ПТ, пар. 754).

Согласно Юнгу, понятие «энергия» носит архетипический характер и в области переживаний проявляется как комплекс, обладающий автономными стимулами. Юнг описывает эти феномены также при помощи моделей энергетических систем, которые, если их рассматривать с теоретической точки зрения, характеризуются абсолютной взаимозаменяемостью. В психической системе энергия вызывает продолжительное возбуждение. В разнообразном душевном опыте психика проявляет свой энергетический облик.

В доэдиповых фазах развития энергия принимает и другие формы: питательную, пищеварительную и т.д.

ЭНЕРГИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ (Psychic Energy; psychiche Energie) – термин «психическая энергия» служит для выражения психодинамики души и управляющих ею жизненных процессов. Воздействие психической энергии мы испытываем в наших аффектах и страстях, в инстинктах и желаниях, а также во всех динамических жизненных проявлениях и процессах, стимулирующих сновидения. Пожалуй, мы могли бы лучше всего представить себе психическую энергию как некий внутренний космос, в котором комплексы в качестве энергетических полей или центров расположены по отношению друг к другу подобно тому как планеты во Вселенной. Психическая энергия, согласно Юнгу считается ограниченной количественно и неразрушимой, что соответствует позиции в классическом психоанализе. Оспаривается лишь исключительно сексуальный характер, которым Фрейд наделял либидо или психическую энергию. Для Юнга психическая энергия выступала как одна из форм жизненной энергии, нейтральной по своему характеру.

Некоторые возможности для понимания этого сложного понятия мы получаем также благодаря языку, который при помощи слова «энергичный» проясняет связь предмета высказывания с какой‑либо энергией. Когда человек действует энергично или энергично берется задело, энергично говорит или энергично добивается своего, то такие языковые выражения указывают на то, что здесь подразумевается какая‑то энергия. Наш язык знает много энергетических слов, которые выражают некоторые стороны психической интенсивности. Мы говорим о порыве и о жажде деятельности, о влечении и об увлеченности человека. Психический потенциал проявляется в мощности, в ударной силе и в различных убеждениях. Действие психической энергии мы воспринимаем как ее излучение, скажем, когда человек воодушевлен. Негативные воздействия энергии переживаются в депрессиях, при меланхолии и разных мрачных настроениях. Во всех, приведенных здесь только в качестве примеров, действиях выражается «жизненная энергия», в основание которой Юнг кладет более узкое понятие психической энергии.

Существенным аспектом юнговской теории энергии, в конечном счете, является еще и финальная ориентация психической энергии, которая направляет течение энергии жизни, жизненную энергию к самым различным целям. При переориентации энергии влечения на духовные или идеальные цели символы выполняют важную функцию в качестве «энергетических преобразователей».

ЭРОС (Eros; Eros) – в греческой мифологии, поэзии и культе бог любви – персонификация любви, космогоническая сила природы; психологически Эрос олицетворяет связующее начало, функцию связи, родства (см. также логос). Как принцип психической активности соответствует, по мнению Юнга, женской психологии. В данном контексте соответствующий принцип в мужской психологии –логос. Правда, во многих случаях Юнг считает возможным сосуществование эроса и логоса в пределах одного индивида любого пола.

В более широком глубинно‑психологическом смысле Эрос как принцип персонифицирует жизненную силу в отличие от Танатоса – бога смерти, который персонифицирует инстинкт смерти. Здесь фигура Эроса ближе к поэтической метафоре, уместность которой связана и с тем, что Эрос был тайным возлюбленным Психеи – читай, психического. К тому же ему отводилась роль координатора элементов, составляющих Вселенную. Именно Эрос вносит гармонию в хаос и дает жизни на земле возможность развиваться.

«Я использую Эрос и Логос в качестве концептуальной подмоги, чтобы описать тот факт, что женское сознание в большей степени характеризуется связующим качеством Эроса, чем способностью различать и познавать, связанной с Логосом. У мужчин Эрос, функция связанности, родства, обычно развита менее, чем Логос. С другой стороны, Эрос у женщин является выражением их истинной природы, а Логос зачастую присутствует как случайный элемент» (CW 9ii, par. 29; А, пар. 29).

«Эрос – весьма сомнительный малый и всегда таковым и останется <…> Он принадлежит, с одной стороны, изначальной животной природе человека, которая будет существовать до тех пор, пока человек имеет животное тело. С другой стороны, он связан с высшими формами духа. Но он преуспевает только тогда, когда дух и инстинкт пребывают в подлинной гармонии» (CW 7, par. 22; ср. ПБ, с. 57–58).

«Там, где царствует любовь, нет стремления к власти, а где верховодит стремление к власти, там любовь влачится на задворках. Одно составляет тень другого: человек, принимающий позицию Эроса, обнаруживает свою компенсаторную противоположность в стремлении к власти, а для человека, выбравшего власть, компенсацией станет Эрос» (CW 7, par. 78; ПБ, с. 90).

«Бессознательный Эрос всегда выражает себя в стремлении к власти» (CW 9i, par. 167; СППИ, с. 37).

Юнг предположил, что потребность женщины в психической близости составляет ее характерную особенность и доминирует над нуждой в чисто сексуальных отношениях как таковых, хотя и был далек от абсолютизации данного предположения. Он пришел к выводу что Эрос не может рассматриваться как синоним секса, но остается неотделимым от него или выступает как один из его аспектов в контексте других действий психической природы – эстетических, духовных, бытовых.

Юнг предложил пять стадий эротического выражения: биологическую, сексуальную, эстетическую, духовную и в форме мудрости.

ЭТИКА (Ethics; Ethik) – система моральных установок и требований.

Юнг полагал, что нравственный закон отдельного человека выражает психический факт, который, возможно, подвергся рефлексии и «суду» его собственных бессознательных суждений, а возможно, и нет. Развитие сознания требует рассмотрения вещей, включая и религиозное созерцание как с общезначимой, так и с личной точки зрения. Согласно Юнгу, это есть область этики.

ЭТИОЛОГИЯ НЕВРОЗА (Aetiology of neurosis; Àtiologie der Neurose) – в период своего сотрудничества как Фрейд, так и Юнг пришли к выводу, что невроз возникает не только в силу воздействия специфического травматического опыта. Юнг включал в этиологию невроза и личную установку в качестве содействующего фактора, а также и архетипические проекции фантазии. Он опровергал представление, что все неврозы возникают в детстве и что пациент, для того чтобы излечиться, должен осознать этиологический фактор. В большинстве случаев, считал Юнг, коренная причина неврозов связана с утратой смысла и ценности.

Приложение

Наши рекомендации